Отношение к природе равно отношению к самому себе

Отношение к природе равно отношению к самому себе 16 Ноября 2020

Отношение к природе равно отношению к самому себе

Мусульманин – «человек, предавшийся Аллаху» (буквальный перевод) обязательно содержит в чистоте свою религию, разум, душу, тело и…окружающую среду

Сегодня мусульманин особенно разборчив в вопросах «халяль» и «харам» в питании, однако почему же он часто пренебрегает этими понятиями по отношению к окружающей среде? Халяль – это «всё то, что разрешено и допустимо в исламе», а «харам» наоборот. Халяль – дозволенное, как стиль жизни, которым живет сознательный человек, очищенный от недугов собственного нафса. Всевышний дал ангелам разум без воли, животным – волю без разума. А инсана – человека, Аллах наделил и тем, и другим. Так не дайте же себе быть обманутым вашими желаниями, чтобы не быть равными животным. Ведь Создатель явно указал на следующее:

«Вот Мы сказали ангелам: «Падите ниц перед Адамом». Они пали ниц, и только Иблис отказался, возгордился и стал одним из неверующих». (2:34; Коран)

Ранее сахабы (сподвижники пророка Мухаммада, мир ему) стремились покорить (обуздать) свой нафс с особым устремлением (старанием, усердием). Они тщательно следили за своими поступками и словами. Так, Айша (да будет доволен ею Аллах) поведала, что Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) сказал ей перед смертью: «Нет никого из людей, кого бы я любил больше, чем Умара». Потом спросил её: «Как я сказал?» Она повторил ему его слова. Тогда он сказал: «Нет никого дороже для меня, чем Умар». Абу Бакр (р.а.) поправил себя, в то время, как люди сейчас редко следят за своими речами и поступками. Или же другой случай: Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал своим сподвижникам, вернувшимся домой после из войны с кафирами: «Добро пожаловать! Вы вернулись с маленького джихада на большой джихад». Сподвижники спросили: «А что это за джихад?» Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Это джихад с нафсом». [1]

Еда – лишь одна из составляющих дозволенного или запретного. Следуя вышесказанному, харам – это плохое отношение к себе и к окружающему миру. Хадис гласит: Абдуллах ибн Амр ибн аль Ас (да будет доволен им Аллах) передал, что Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует) сказал: ««Мусульманин – это тот, чей язык и руки безопасны для мусульман…». В другом хадисе говорится «Абу Барза попросил пророка (мир ему и благословение Аллаха) указать ему на деяние, которое поможет ему войти в Рай. И пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил ему: «Убирай помехи с дороги людей»[2]. Разумный и добропорядочный мусульманин осознает, что помехи нужно «убирать», а не «создавать». Почему в наши дни все считают данные хадисы маловажными? Почему люди стремятся изменить целый мир, но в тот же момент не начинают изменения с себя? Психологи называют эту реакцию «сопротивлением». Максим Федорышин, психолог, в своей статье «Почему психика не хочет меняться?» пишет, что с одной стороны это «сопротивление» нашего внутреннего «я» помогает нам выживать в мире со стрессом, но оно не всегда играет нам на руку. Если бы люди принимали все проявления окружающего мира как за нормальное, правильное, то внутреннее «я» перестало бы нас защищать от любых внешних угроз. Установки- вот с чем нужно работать каждому, желающему развиваться. Для того, чтобы измениться, нужно изнутри уверить свою программу, удостовериться в том, что изменения, действительно, пойдут вам на пользу. И только тогда система сопротивления нашего разума «разблокируется». Удостовериться можно- получая знания. Чем больше человек знающ, тем больше он уверен в правильности своих действий. Наступает осознанность. К этому ислам всегда призывает человека. Ибн аль-Кайим отмечает в своем труде: «Сердце черствеет по двум причинам: беспечность (аль-гафля) и грех. И оно очищается двумя вещами: испрашиванием у Аллаха прощения и поминанием Аллаха».[3] Беспечность- это небрежность, невнимательность, легкомыслие. Создатель предостерег верующего сознательного человека от данного качества: «Это потому, что они предпочли мирскую жизнь Последней жизни. Воистину, Аллах не ведет прямым путем неверующих людей. Аллах запечатал их сердца, слух и зрение. Они и есть беспечные невежды». (16:107-108;Коран).

Непонимание того, что мусор, вырабатываемый нами и утилизированный в неправильном виде,  вредит экологии, является малодушием и беспечностью. Люди, которые не несут ответственности за свой мусор и вред, наносимый природе любыми путями- незнающие. Поэтому Всевышний призывает лучшего из людей, Пророка Мухаммада, с самого первого аята: «اقْرَأْ»- «Читай» (96:1;Коран). Человек незнающ по своей природе, поэтому всю свою жизнь его долг – получение знаний, оставшихся от предшественников и привнесение своего вклада.

В антиутопиях типа «Бегущий по лезвию», «12 обезьян», «Сквозь снег», «Высотка» можно заметить какой природу «иллюстрируют» режиссеры, сценаристы, художники. Они предполагают, что природа будет опустошена и «отравлена», что людям придется сидеть в своих высотках, наблюдая периодичные неясные сверкания на небе между летящими кораблями. Они рисуют страшную картину с грозами и постоянными дождями, сухое, темное будущее- такой же, какой будет и человеческая душа. Экология, точнее природное состояние, всегда на подсознательном уровне связывалось с психологическим состоянием человека. В отечественной или зарубежной литературе читатель всегда замечает то, что настроение главного героя характеризуется пасмурной погодой со штормом или холодом за окном. Этому пример- средства в психологизме в литературе: Сергей Есенин и его стих «Черный человек»:

Друг мой, друг мой,

Я очень и очень болен.

Сам не знаю, откуда взялась эта боль.

То ли ветер свистит

Над пустым и безлюдным полем,

То ль, как рощу в сентябрь,

Осыпает мозги алкоголь.[4]

В этой лироэпической поэме главный герой крайне подавлен. Сравнительно долгое нахождение в состоянии депрессии сопоставляется с осенней апатией, присущей желтым деревьям с опадающей листвой и долгими вьющими ветрами.

В произведении Федора Достоевского  его главный герой Родион Раскольников, спутанный в своих намерениях и желаниях, полный отчуждения от окружающего мира, идет по Петербургу и замечает несусветно душную погоду: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, — всё это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши».[5] Человек, в чью голову закралась мысль об убийстве, мог чувствовать такую же душащую пыльную летнюю жару.

В стихотворениях Афанасия Фета мы наоборот видим несказанную нежность, легкий восторг от жизни и недосказанную любовь в его строчках:

На заре ты её не буди,

На заре она сладко так спит;

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит.

Автор обращается к убитой матери горем ребенка с тем, чтобы она не будила свою больную дочь, не возвращала ее к «грустной реальности». Фет мастерски сравнивает прекрасные образы ранней, пробуждающейся и тихой природы с самой искренней и чистой любовью матери к своему дите.

Так, на протяжении веков, люди принимали природу как составляющую часть себя. Отчего же такое грубое и жестокое обращение с экологией теперь?

Алия Самигуллина, психолог, подмечает, что небрежное отношение к природе говорит о небрежном отношение к самому себе. Уже многие ученые, писатели подтверждают данную теорию. Внутренний хаос приводит к внешнему- и наоборот. Мари Кондо в книге «Магическая уборка. Японское искусство наведения порядка дома и в жизни» также определяет философию чистоты и «экологичности» вокруг человека-то, насколько сильно на нас влияет наша биосфера, интерьеры и т.д.

Вопрос: почему люди так легко прощаются с мусором в лесах, на улицах- тротуарах, озерах, реках? Теория разбитых окон[6] гласит, что мелкое хулиганство, вандализм, правонарушения- заразительны. Выброс мусора в неположенном месте, пренебрегание природными ресурсами, выливание старого машинного масла в озеро или в реку даются легче, когда кто-то до вас уже это сделал и человек стал этому свидетелем. Данный пример также очевиден на последних протестах в Америке: магазины были разграблены, взломаны, стекла побиты, буйствовал вандализм- в общем последствия не стали себя ждать.

Слово «васваса» дословно переводится как «шелест, тихий шепот, нашептывание», а терминологическое значение этого слова: наущение шайтана, сомнения, подозрения, греховные мысли и образы, которыми шайтан буквально «бомбардирует» верующих людей. Это проявляется каждый раз, когда человек думает «от одного мусора- ничего не изменится», «я так не постоянно делаю, ничего не случится, если я выброшу это здесь» или же тогда, когда человек просто чувствует лень и, выходя за продуктами в магазин, он не берет с собой пакет, потому что «обратно уже заходить не хочется». Умение перебороть васвасу- достижение, с каждой победой это достижение будет приводить вас к более глубокой осознанности и человек начнет понимать, что есть «он- истина», и что есть «его желания, нафс».

Всевышний постоянно напоминает нам в Коране о том, что Все благо- от Него. Соответветсвенно, природа- одна из самых прекрасных чудес Аллаха- милость Его для нас. «Разве не видели вы, что Аллах подчинил вам все, что есть на небесах, и все, что есть на земле, и щедро одарил вас благами своими…» (Сура 31, Лукман; аят 21). «Он подчинил вам все, что есть на небесах, и все, что есть на земле, все от Него…» (Сура 45, «Коленопреклоненная»; аят 14). Или же 11-12 аяты из суры «Пчелы» : ««Это Он посылает вам воду из туч; она служит питьем вам, и чрез нее произрастают деревья, служащие кормом вашему скоту. При помощи ее Он выращивает злаки для вас, и маслину, и финиковую пальму, и виноград, и всякие плоды…». «Тому, Кто сотворил землю ложем для вас, и небо кровлею, и источил воду из облаков, и через это произвел плоды для вашего пропитания…» (Cура 2, Корова; аят 23). «Он есть тот, кто сотворил землю во служение вам, посему ходите по тропам и услаждайтесь дарами ее…» (Сура 67, «Власть»; аят 16)

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) всегда призывал людей к благому, что зачастую касалось и доброго вклада в экологию. Анас передает, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если мусульманин посадит дерево или посеет семена (растений), и человек или животное будут питаться от него, это будет для него как садака» (Бухари). Также Абдулла ибн Амр ибн Аль-Ас (да будет доволен им Аллах) передает, что однажды Пророк (мир ему и благословение) проходил мимо Саада ибн Аби Ваккаса (да будет доволен им Аллах), который совершал омовение и сказал ему: «К чему это расточительство (исраф)?» Саад спросил: «Разве исраф может быть также и в вуду (омовении)?» Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Даже если бы ты совершал омовение посреди реки (нужно проявлять бережливость)» (Ахмад).[7]

Аль-Хасан сказал о словах Всевышнего (смысл): «Клянусь душой попрекающей!» (Ко­ран, 75:2) следующее: «Верующий всё время упрекает себя и свой нафс и спрашивает: "Что я хотел этим своим словом? Что я хотел этой своей едой? Что я хотел этим своим питьём?" А грешник идёт вперёд и ни в чём не упрекает свой нафс». [8] Это значит то, что человек, желающий для себя и своего окружения блага, всегда будет контролировать и давать себе отчет о своих поступках- как о малых, так и о великих и не идти лишь на поводу своих потребностей.

Минимум вещей, которые может делать человек просты и истинны: не выбрасывать что-либо туда, где этому не место; сдавать машинное масло специальным компаниям или вторично использовать в быту; не покупать то, что вы можете изготовить сами- посудомоечные средства без химикатов, косметику, дезодоранты; использовать вторично все, что можно- пакеты, игрушки, футляры; старые футболки можно перешивать в шоперы или использовать как х/б полотенца.

Пусть Аллах облегчит всем достижения блага!

 

 

ГАЛИЕВА Айсылу, специально для Исламского портала



[1] (Байхаки, Дайлами, Хатиб. См. «Аль-Батулат», стр. 43).

[2] (Муслим). Источник: www.islam.plus.

[3] Мухаммад Ибн Кайим аль-Джаузийя, Аль-Вабиль аль-Сайиб мин аль-Калим ат-Тайиб (Каир: Дар аль-Хадис, 1999), 1:40.

[4] Источник Культура.РФ: https://www.culture.ru/poems/43530/chernyi-chelovek

[5] https://ilibrary.ru/text/69/p.1/index.html

[6]Теория разбитых окон / Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B1%D0%B8%D1%82%D1%8B%D1%85_%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BD

[7] https://www.akmechet.kz/ru/propovedy/articles/khadisy/hadis26122014.html

[8] http://islam.ru/content/veroeshenie/42960


Количество показов: 86

Возврат к списку