Мусульманская молодежь востока и запада в реалиях 21-го ВЕКА

Мусульманская молодежь востока и запада в реалиях 21-го ВЕКА 21 Апреля 2018

Мусульманская молодежь востока и запада в реалиях 21-го ВЕКА

В Российском исламском институте прошел круглый стол, в рамках которого были обсуждены вопросы касательно темы мусульманской молодежи востока и запада

В ходе дискуссии были также подняты вопросы относительно системы ценностей, мировоззрения, духовности и сознательности современной мусульманской молодёжи.

Первым докладчиком стал Шагавиев Дамир Адыгамович, кандидат исторических наук, завидующий отделом истории религий Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, доцент кафедры религиозных дисциплин РИИ. Его исследование было посвящено вовлеченности современной мусульманской молодежи в течения и секты в исламе.

«Очень актуальной темой является, то, какие течения и направления увлекают в свои ряды молодёжь. Система ценностей молодёжи различна в связи с отличием менталитетов Востока и Запада»

Радик Хазрат Шагавиев:

–До революции были просветительские направления, такие как кадимизм и  джадидизм. Кадимизстские школы, медресе, в которых обучение осуществлялось по старому методу, стали фундаментом для татарской интеллигенции, поэтому очень важно в этом отношении найти правильный подход. В 19-20х веках в дореволюционном обществе появились  мыслители, которые поднимали следующие вопросы: как нужно развиваться, нужно ли идти по пути светской жизни, и как правильно это делать,  нужно ли идти только по религиозному пути, или это можно совмещать. В начале 20 века был богослов,  просветитель – Джамал Валиди.

Валиди, в своих трудах на первое место ставил, не религию, а проблему незнания своего родного языка. Он говорил, что для мусульманина очень важно сохранить свой язык. В начале 20 века была проблема татарского алфавита, поднимался вопрос – на какой алфавит переходить, и стоит ли вообще это делать. Татарская интеллигенция боялась, что мусульманская молодежь отдалится от своей культуры, своих истоков, традиционного понимания ценностей ислама. Поэтому Джамал Валиди на первое место ставил вопрос знания, изучения и сохранения языка. Данный аспект актуален и на сегодняшний день.

Несмотря на не очень хорошее положение татарского языка в школах, необходимо отметить, что сохранение языка начинается с семьи. Так же нужно обратить внимание, на то, что мы делаем для решения данной проблемы, как много мы читаем литературы на татарском языке.

Благодаря этому сохранился второй принцип, который выделил Валиди – это история. Он говорил, что правдивая история человечества очень важна. В двадцатом веке началось развитие новой концепции о развитии человека, люди стали культивировать концепцию о происхождении человека от примата. Поэтому необходимо воспитать молодежь так, чтобы они понимали, что нам не присущи такие качества, как борьба за выживание и естественный отбор.

Знание истории и понимание межчеловеческого братства и единства, что мы все потомки Адама, что в общечеловеческом формате мы являемся братьями. Это даёт некую окраску единства и целостности, несмотря на различия в религии и в других критериях, у нас нет права посягаться на другие религии, чужое имущество и так далее. Эти правила понимания общечеловеческих ценностей должны культивироваться начиная с семьи.

На третьем месте стоят религиозные ценности. Сохранение религиозных ценностей происходит только благодаря тому, что человек сохраняет свои язык и историю, которые базируется на Священном Писании.

На четвертое место Джамал Валиди ставил отечество. Понятие отечества должно быть в сердцах молодого поколения, несмотря на то, что люди преодолели огромный период испытаний, начиная с правления Ивана Грозного. В какие бы условия не попадал татарин-мусульманин, он должен любить свою родину. Начиная с послереволюционного периода и по наше время, остаётся актуальным сохранение не только нашей религии, языка и культуры, но и сохранение ценностей, которые передаются из поколения в поколение. Потому что в наш век сохранить какие-либо обряды, традиционные мероприятия, очень сложно. Позиции и взгляды Джамала Валиди и других богословов того периода, весьма актуальны в наше время, и несмотря на всё это, мы в силах преодолеть вызовы современного мира и западного контекста в наших жизнях.

Конечно, Валиди не ограничивается Татарстаном и татарским народом, он мыслит более глобально, подчёркивает то, что в каком бы обществе, и в какое бы время, и в какой бы политической ситуации не оказался мусульманин, он должен любить свою страну. Это не значит, что он должен участвовать в каких-либо конфликтах, он должен проповедовать о своей стране, работать на ее благо, создавать семью, сохранять земли, которые связывают его с предками.

В 21 веке мусульманская молодёжь, как на Востоке, так и на западе подвержена влиянию каких-либо деструктивных течений и идеологий, почему так происходит?

На этот вопрос ответил Саид Хазрат Шагавиев, доцент кафедры религиозных дисциплин РИИ, кандидат исторических наук, специалист по мусульманским сектам.

Саид Хазрат Шагавиев:

–Молодёжь – это будущее, активная часть населения, которая подвержена психологической нестабильности: депрессии, отчаянию и так далее, поэтому все течения, в том числе и секты нацелены на них. Стоит отметить, что лидеры некоторых экстремистских групп, как радикальные личности, были сформированы смолоду. Например, джамаат ат-Такфир ва-ль-Хиджра, его лидер – Мустафа Шукри, сформировал группировку в восемнадцать лет в тюрьме, и до этого он состоял в различных радикальных группировках.

Также мы можем вспомнить Аймана Зауахири, который является лидером Аль-Каиды. Он начал свою экстремистскую деятельность еще со школьных лет. Состоял в группировке  «Братья мусульмане» с четырнадцати лет. Уже тогда у него сложилось определённое мировоззрение, которое способствовало тому, что он посвятил этому всю свою жизнь, возглавив сначала египетский Джамаат ат-Таухид уаль-Джихад, а позже присоединился к Аль-Каида.

Молодёжь относится к повышенной группе риска. Это люди, которые страдают юношеским максимализмом, амбициями, которые в чем-то не смогли себя проявить. Согласно исследованиям, практически все молодые люди из мест лишения свободы имели проблемы в семье, то есть просто так криминальными и радикальными личностями они не становятся, всегда есть фактор.

Сегодня местом обитания всей молодёжи является интернет. Это самая благодатная почва для успешной работы вербовщиков.

Прочему люди попадают в секты? – Из-за Невежества, отчаяния, недовольства. Например, была история про несколько молодых людей, которые уехали из Англии в ИГИЛ. При выяснении обстоятельств, был обнаружен один источник – «Ислам для чайников», не узнав больше и глубже о религии, они приняли решение уехать воевать.

В Тунисе, для того чтобы жениться, человек должен всю жизнь работать, чтобы собрать состояние «Золотой поднос». В связи с этим, большинство молодых людей  не могут создать семью. Это своего рода  является причиной того, что многие тунисцы отправляются в ИГИЛ, дабы обрести наложниц и получить близость с женщиной.

В ресурсном центре при КФУ, в институте международных отношений истории и востоковедения, работает центр, занимающийся реабилитацией ребят, которые раньше состояли в каких-либо группировках. Участники центра также выезжают в места лишения свободы и встречаются с людьми, которые были связаны, например, с Хизб ут-Тахрир аль-Ислами.

Кому-то эти группировки могут «промыть мозги», убедив в правильности их деятельности, а кого-то они вербуют обманом, говоря, что где-то там умирают наши братья мусульмане из-за нашего бездействия.  Молодые люди решают отправиться в «Горячие точки» или вступить   джамаата, чтобы тем самым якобы помочь им. Молодёжь больше всего поддаётся вербовке , так как они не нашли еще своего места, им не хватает мудрости, а джамаат предлагает им место руководителей, он предлагает управлять людьми. Кто-то в джамаате, под религиозной оболочкой, на этом зарабатывает, а молодых ребят в основном используют как «пушечное мясо».

У арабов в средневековой поэзии есть жанр, в котором они восхваляют зухт – аскетизм - нелюбовь к мирскому,  порицают молодёжь и молодые годы. Уже более взрослые, мудрые люди ругают себя за ошибки молодости, за желания получить удовольствия от этой жизни и следования своим желаниям.

В исламе есть множество инструментов для того, чтобы молодёжь могла держать себя в рамках дозволенного, в замен чего-то, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) предлагает альтернативу, например пост и так далее.

В Саудовской Аравии провели турнир по карточным играм, который посетил скандально-известный, бывший имам мечети аль-Харам Адель аль-Калбани, который подтвердил, что запретного в данной игре ничего нет, и действительно всё было в рамках шариата. Это было сделано для того, чтобы занять молодёжь, вытащить людей из подполья, нашли альтернативу.  Молодые люди нуждаются в развлечениях: шоппинге, кинотеатрах. Мусульманин, конечно, может занять себя чтением Корана или изучением каких-либо исламских наук, но это привлекает не всех. Люди обычные, им нужно давать всего понемногу в рамках халяль, потому что они все равно найдут пути ко всему этому, но уже с большей вероятностью с запретным, запретный плод сладок.

В телеграмме запретные радикальные группировки заняли 63% частных каналов, и среди общих групп 39%. По техническим способностям телеграмм стал самым удобным пристанищем для подобной деятельности, так как их сложно контролировать.

Турция. Джамаат Гюлена, который называется «Хизмет». Свой контингент они начинают готовить с седьмого класса. То есть они собирают детей с лицеев, пансионатов и начинают их готовить. И только 10% становятся членами группировки, которые оказались самыми активными и способными. Несмотря на то, что они смогли проникнуть в правительственные организации, президент Турции – Эрдоган, оказался сильным правителем и смог им противостоять, удалось предотвратить переворот. Этот джамаат существовал около 30 лет. За это время они создали училища и школы в которых готовили будущих членов этого джамаата, которые потом попали в военные училища, полицейские академии, заняли высокие посты, благодаря чему имели власть, впоследствии было много погибших и раненных. Членам этой группировки, запрещали читать намазы, ради конспирации, девушек, заставляли снимать платки, и так далее, была лишь религиозная оболочка, а самым главным являлась преданность джамаату. Это было для того, чтобы получить контроль. Они начали работать с детьми, подростками, студентами начальных курсов, потому что они наилучший вариант для того чтобы стать членами этого джамаата, которые будут беспрекословно выполнять все приказы. Когда вырастут, им будут говорить «мы вам помогли, а теперь вы нам помогите», таким образом, будет происходить финансирование джамаата. Такой возраст является подходящим периодом, когда можно «лепить» из человека личность, которая им нужна.

Джамаат Хизмет сказали: «Не постройками мечетей мы захватим мир, а именно школ, где будут дети, с которыми мы будем работать, образовательные учреждения, университеты, в которых мы будем с ними работать. Их больше никто переделать не сможет».

Даже у нас есть огромное количество ребят, которые уехали за границу совсем молодыми, были те, которым не было восемнадцати лет. Уехавшие после двадцати, им было легче адаптироваться по возвращении домой. Те, что уехали в возрасте до восемнадцати, они уже там сформировались, и здесь им приходится очень трудно, они не могут жить в этом обществе. Либо им приходится уезжать, либо они занимают радикальные позиции, потому что по-другому они жить не могут, это проблема государственного уровня. Отток студентов за границу, для получения религиозного образования иногда приводит к тому, что они попадают под влияние экстремистских организаций.

Исламская академия в Булгаре появилась для того, чтобы люди могли получить глубокое религиозное образование, не уезжая за границу. Люди, уже имеющие образование, не поддаются влиянию этих группировок. Те же, кто уехал туда без какой-либо базы, часто попадаются под вербовку.

Можно ли сравнивать менталитет мусульман Востока и Запада? На Востоке более узкое видение. Там осуществляется более сильная пропаганда радикального ислама.

Радик Валиев, студент четвертого курса ФИН КИУ рассказал про общение с противоположным полом в учебном процессе мусульманских студентов на Востоке и Западе.

Радик Валиев:

–Одной из проблем данного вопроса является чрезмерная щепетильность обычного общения между мужчинами и женщинами, у которых нет никаха. На Востоке больше преобладает строгий запрет, так как это может привести к греху. На Западе же считают, что нет ничего плохого в общении, при наличии необходимости и при соблюдении рамок делового общения. Например многие считают, что общение в переписке, тоже должно быть со свидетелем. Но наилучшим мерилом можно считать нашу совесть.

 

Материал подготовила: Наргиза Амруллаева



Количество показов: 208

Возврат к списку