Как сохранить семейные ценности?

Как сохранить семейные ценности? 20 Апреля 2018

Главный ученый секретарь Совета улемов РТ, старший преподаватель РИИ Рустам хазрат Нургалиев рассказал о новых положениях, относительно заключения и расторжения брака, разработанных и принятых Советом улемов ДУМ РТ

 

–Рустам хазрат, раскройте, пожалуйста, особенности  положения  «Об использовании имамами норм исламского права при заключении никахов».

–Шариат - это божественное знание, применяемое в жизни, источником которого является Коран и сунна Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Но, однако, не каждый способен читать Коран и постичь все аспекты  сунны, не каждый может упорядочить определенные знания и вывести из этих источников именно действенные нормы и законы.  

В связи с этим, ДУМ РТ, совместно с Советом казыев, Советом улемов и Союзом мусульманок России,  приняло положения, благодаря которым каждый человек имеет теперь возможность в полной мере понять и принять определенные законы шариата. Одним из важных положений, разработанных в 2017 году, стал документ «Об использовании имамами норм исламского права при заключении никахов», а также расторжении брака.   Данная область деятельности ДУМ РТ направлена на укрепление института семьи в обществе и воспитания у молодежи семейных ценностей.

В средние века были созданы разные богословские школы. Но перед нами стоит вопрос, какую из этих школ принять для заключения никаха? Какую нам из этих считать правильной?

Конечно, со временем мы определились и исторически приняли ханафитскую богословскую школу. Но вы знаете, что при этом она тоже бывает разная. Эта школа великих муджтахидов и их количество в совокупности больше, чем в других. Но кого из них слушать? Ведь порой и они расходятся во мнениях.  

Из этого следует, что нам нужна не просто ханафитская школа, не просто ответ, а ответы ханафитов на вопросы никаха, соответствующие и учитывающие обстоятельства, нравы и обычаи нашего региона. Просто некоторые положения средневековых богословских законов упускают обстоятельства реалий жизни российских мусульман. Поэтому нам  необходима адаптация без изменений и выхода за рамки шариата нашей обыденной жизни, но учитывающая нынешнее положение. То есть, нужен некий процессуальный документ, в котором  нет в ни аятов, ни хадисов, а есть определенные пункты,  расписывающие, что имама должен сказать,  какие условия учесть  и какие вопросы  задать перед и во время никаха, чтобы правильно заключить брак между людьми.

На данный момент, положение о браке, которое приняло ДУМ РТ, понятно и  восприимчиво для современных мусульман. 

-Это положение вступило уже в силу?

-Да, в силу оно вступило, но сейчас  идет некий процесс внедрения его в практическую жизнь. Мы обучаем имамов, проводя различные занятия.

-В этом положении учитываются интересы женщин, которые выходят замуж 2 и 3 или 4 женами?

-Когда речь заходит о второй жене, обязательно  проговаривается один очень важный аспект. А именно, способность мужчины равноправного и справедливого отношения к обеим супругам. Но все же, есть некие жизненные обстоятельства, с которыми мы никак не можем справиться. То есть, по закону Российской Федерации законными узами брака признаются только первые жены, те, которые прошли регистрацию в органах ЗАГСа. В связи с тем, что брак со второй женой не является официальным,  она в определённых вопросах и правах будет ущемлена, но эта несправедливость возникнет только в случае развода, расторжения брака. Например, раздел имущества, право на алименты и прочее.  Получается, что  изначально муж может создать равноправные,  справедливые условия и со штампом и без. Но, если он разводится с какой-то из жен, возникнет проблема ее незащищённости со стороны  государства. В этом плане все будет держаться на совести мужа.

В российском правовом поле сейчас остро стоит вопрос признания сожительства как семейных отношений. Но на днях он получил отказ. Хотя, согласно статистике, очень много людей живет, так сказать, в гражданском браке.  Но опять-таки, женщина нуждается в защите. Прожив с каким-то мужчиной 10 лет по светским законам,  по законам гражданского брака, есть большая вероятность того, что в итоге, после расставания, она останется одна с детьми и без имущества. Государство в таком случае ничем не сможет помочь.

-Как Духовное Управление Мусульман защищает права женщин?

Шариат - уникальная, огромная система. Это  мировая религия, имеющая многочисленные инструменты и учитывающая разные обстоятельства, традиции и особенности  региональных спецификаций.

Я приведу один пример.  В свое время в Египте было большое количество расторжения брака. Государство пыталось как-то исправить данное положение. Разобрав ситуацию, правительство пришло к выводу, что, оказывается, женщина в их стране слабо  защищена. В связи с этим, было решено внести изменения в законодательство. В итоге,  женщина получила столько прав и защиты, что превратилась в королеву после замужества. Почему в королеву? Потому что мужчине расторгнуть брак стало невозможно, ведь после этого он  остается практически ни с чем (без денег и недвижимого имущества). Но все же, получилось так,  что процент расторжения брака не изменился, а вот  проблем появилось больше.

Семья - это совместный труд. Женщина должна бояться остаться одна, должна трудиться над собой, над отношениями с мужем. И муж, в том числе,  обязан быть опорой для своей избранницы.

А женщина, которая вступила в брак с чрезмерной защитой, установленной  египетским законодательством, ничего не боится, потому что знает, что муж потеряет все, если разведется с ней. Она  превращает семью в полную матриархию. Вы считаете, что матриархия в исламе приветствуется? Нельзя здесь перегибать палку.

Я скажу как есть, муллы и имамы не могут заменить семью. Нововведённое положение не означает, что только они должны выносить решения, относительно заключения брака. Необходимо, чтобы родители мужа и жены давали согласие на женитьбу.

Если девушка выходит замуж, не спросив родителей, значит, отец сам бездействовал и создал ее будущее расторжение брака. Поэтому в положение мы ввели один аспект, который указывает на то, что молодым людям  без разрешения опекунов  вступать в брак нельзя. Важно, чтобы было согласие от них, мы это доказали.

-Вопрос махра тоже указан в положении?

Существует такая тенденция, что девушкам перед свадьбой  дарят маленький махр, ссылаясь на хадис о том, что в маленьком махре содержится большой баракат. Но баракат может быть лишь в том случае, если мужчина его действительно достоин, однако, хочется отметить, что заслуживающего его сейчас  практически нет.

Есть еще и такие мужья, которые готовы подарить машину или квартиру невесте.  Но необходимо доказать это не на словах, а на  деле. В таком случае,  муж, когда будет ложиться спать, будет переживать за жену, потому что она ему дорого обошлась. А сегодня многие среднестатистические мусульмане больше переживают за машину, купленную за  миллион рублей, чем за жену, потому что он отдал за нее меньшую сумму.

ДУМ РТ просит родителей высоко оценивать своих дочерей  и брать  большие махры.

Что бы почувствовать действительно ценность женщины в исламе, давайте посмотрим на махр Пророка (мир ему и благословение Аллаха), на наших татарских богослов своего времени, и на современность арабского мира. Например, махр дочери Пророка (мир ему и благословение Аллаха) составлял около 500 дирхамов.  Шейх Шигабутдин Марджани отдал дочь за 400.  Это примерно 2 миллиона рублей. Если посмотреть на арбатские страны,  Египет или Сирию, то хочу привести в пример своего знакомого. Его сын подарил невесте 20-30 тысяч долларов, что тоже составляет 2 миллиона рублей.  

Из этого следует, что родители должны сами высоко оценивать своих дочерей и воспитывать их  на уровне этой цены. Они должны вложить в свою дочь достойное воспитание, защитить ее от этой безнравственности, которая пытается проникнуть в мозг молодого человека. А потом с гордостью сказать,  моя дочь стоит 2 млн. 

 

Материл подготовила: Эльвира Маликова


Количество показов: 2108

Возврат к списку