Махмут Четин: Кто пристроит интеллигента?

Махмут Четин: Кто пристроит интеллигента? 3 Июня 2010 Вопрос о роли и призвании интеллигенции актуален не только для нашей страны, но для таких близких для нас государств, как Турция. В связи с этим предлагаем вам интервью с турецким писателем Махмутом Четином, который рассуждает о явлении, которое он называет «отчуждении интеллигенции».

Господин Четин, не расскажите ли вы о себе?


Я закончил литературный факультет Университета Ататюрка в Эрзуруме. Потом начал работать в различных газетах, заниматься писательской деятельностью. У меня вышел ряд книг, среди них «Отчуждение интеллигента», «Возрождение мусульманского искусства», «Плащ Пророка» и другие. Кроме того, я создавал программы для турецкого телевидения, сейчас на канале TV5 веду литературную передачу. Также я консультировал ряд международных симпозиумов и организаций. Эту деятельность я продолжаю и сейчас.

Какое определение интеллигента вы можете дать?

Интеллигент – это предводитель нации… И среди народа, и впереди него интеллигент должен указывать нации дорогу. Интеллигент – это не только образованный человек. Это передовой человек нации, все действия которого близки народу. Читая, интеллигент знакомится с опытом прошлого, и предостерегает свой народ от ошибок. Интеллигент может ошибаться в своих выводах, но по этой причине люди не должны уничтожать память о нем. Интеллигент – это курица, несущая золотые яйца. Считая его просто домашней курицей, не следует стараться отведать его мяса. Особенно, не следует растрачивать его для пустых сиюминутных политических игр, потому что интеллигент более чем изменением информации, занят изменением умонастроений, и свои мучения пытается выразить чаще всего через восприятие. В большинстве случаев по этой причине интеллигента и не понимают.

Что вы имеете в виду под «отчуждением интеллигента»?

Война, война интеллигентов. Танпынар сказал: «народ проживает свой день, а интеллигент платит за это». Отчуждение интеллигента, это растворение его в проблемах этого мира. Если интеллигент, обязанностью которого является спрос и решение проблем нации, больше начинает заниматься горестями, которые выпадают на его долю в этом мире, он уже не может выполнять свою функцию. Отчуждение интеллигента - это его растворение в мирских горестях.

Когда началось отчуждение интеллигенции?

В качестве отправной точки здесь можно назвать эпоху танзимата. Но определение такой отправной точки может ввести нас в заблуждение. В своей сути, отчуждение происходит каждый день, как неотъемлемый процесс развития. А относить все к истории может привести нас к искаженному пониманию современных процессов. Надо обращать внимание на всякое изменение сознания и объединяться для нахождения путей разрешения возникающих вопросов. Возлагать вину за сегодняшнее унижение на Мустафу Решита Пашу, Дамата Ибрахима Пашу, позорно… Каждому поколению предстоит пройти свое испытание самому …

Как это отчуждение изменило лицо Турции этого века?

Отчуждение – это несчастье… Это известно. Но существует еще одно обстоятельство, которое мы сегодня забыли. Дорогу отчуждению открывает исчезновение познания, понимания… В сути проблемы лежит застой медресе, деградация текке и в связи с этим невосприятие изменений. Отчуждение интеллигенции является результатом всей совокупности неверных усилий и процессов, имеющих целью ликвидировать этот застой. Но суть дела в том, чтобы, оставаясь самим собой, разъяснять изменения… Мы же до сих пор не сумели сделать этого. Это наша боль.

Кого из интеллигентов Турции вы можете привести в качестве примера противостояния этому отчуждению?

Здесь можно привести много примеров… Яхъя Кемал, Танпынар, Атилла Ильхан, Ахмет Арваси…

Каким должен быть интеллигент Турции, обладающий своей индивидуальностью?

Об этом нельзя поведать в одном предложении. Танпынар говорит: «Всякое новое требует от нас нового построения», т.е. нет никакого готового рецепта. Существует состояние постоянного изменения. Но нас спасет мысль, осью которой является культура. В первую очередь мы должны согласиться с тем, что основы не обсуждаются. Только после этого мы сможем построить самих себя. Маниакальное стремление сделать карьеру является бедствием. Сначала личность, а потом карьера, профессия… Сначала личность, самосознание, национальное самосознание…

Мы знаем вас как человека самых разных интересов. Что определяет ваши интересы?

Имам Раббани сказал, что каждый сотворен для какого-то дела. Если человек находит то дело, ради которого он сотворен, это является самым главным фактором, приводящим его к успеху. Т.е. если мы сможем определить, какие особенности нашей природы, каким интересам способствуют, то имеем возможность более здраво подходить к выбору профессии и занятий. Я верю, что мои интересы выводят меня к биографии. Поэтому интересуют биографическими исследованиями. ИншАлла, удастся вывести что-либо стоящее. Но это покажет время.

Источник: www.haberkultur.net

Фото: greenforest.com.ua

Количество показов: 1551

Возврат к списку