Доводы разума

Доводы разума 3 Февраля 2011


В конце декабря 2010 года на заседании Исполкома Всемирного конгресса татар председатель комиссии ВКТ по работе с религиозными организациями, ректор РИУ Рафик Мухаметшин выступил с довольно жесткой критикой положения дел в мусульманской умме Татарстана.

Рафик Мухаметшович, чем была вызвана такая резкая критика?

На самом деле, не было критики положения дел в мусульманской умме Татарстана. Я говорил нелицеприятные вещи, которые относятся к результатам 20-летнего духовного обновления нашего общества. Обвинять кого-либо в этих результатах, по крайней мере, было бы не совсем честно. Мы все имеем отношение к этим результатам. Мое выступление в первую очередь было рассчитано на татарскую интеллигенцию, поскольку именно она и представители национальных организаций участвовали в этом мероприятии. А ситуация, она действительно, довольно сложная и неоднозначная.

Духовное обновление общества, в первую очередь связанное с возвращением религии в нашу жизнь, сегодня требует серьезного осмысления: по какому пути пойдет дальше религиозное обновление? По пути распространения и восприятия Ислама под видом совокупности всеобщих духовных ценностей, а на самом деле, навязывание нашей молодежи мировоззренческих установок, формировавшихся в условиях моноконфессионального общества в некоторых странах Ближнего Востока? Или мы выбираем путь исламского возрождения, предполагающего, действительно, если не возрождение, то осмысление нашей тысячелетней традиции.

Выбор, кажущийся на первый взгляд очевидным, на самом деле, требует серьезных интеллектуальных усилий. Кто сегодня станет идеологом религиозного обновления в Татарстане? Сторонников первого пути среди образованных религиозных деятелей много. Это вполне естественно, поскольку основная часть образованной религиозной молодежи воспитана в традициях зарубежных мусульманских стран. А о возрождении своих традиций больше говорим, чем что-либо делаем.

Выступая на заседании исполкома ВКТ, я говорил об инертности современной татарской интеллигенции в этом вопросе. Попытки координации деятельности религиозных организаций и национальной интеллигенции, предпринятые в начале 1990-х гг., закончились ничем. В первую очередь, это связано с тем, что татарская интеллигенция в основной массе светская. Она далека от религии, для нее религия как некий компонент национальной культуры. А для современной мусульманской молодежи ислам в первую очередь это образ жизни, культурологическая сторона ислама ее пока не интересует, т.е. интеллигенция и молодежь говорят как бы об одном, но о разных ее проявлениях.

Как вы охарактеризуете сегодняшнее положение мусульманской молодежи? С какими проблемами она сталкивается?

Сегодняшнее положение мусульманской молодежи можно характеризовать как поиск своей идентичности – конфессиональной и национальной. Но пока эта молодежь больше себя позиционирует как носитель исламских духовных ценностей, в которых национальных компонентов почти нет. Эта довольно опасная тенденция.

Молодежь, считающая себя мусульманином, пытается ограничить круг своих мировоззренческих представлений только религиозными ценностями. Но в жизни она ежедневно сталкивается с проблемами или явлениями, которые выходят за пределы религиозных ценностей. В такой ситуации, опираясь на призывы своих учителей и идеологов, что надо жить только по Корану и Сунне, она встает на путь игнорирования национальных и традиционных ценностей, которые, ей кажется, мешают жить по заповедям Ислама.

По отношению к национальным традициям и адатам (гореф-гадәт) из уст молодежи довольно часто звучит слова «бидгать» и даже «ширк». Например, посещение Древних Булгар. Некоторые наши религиозные деятели упорно хотят навязать молодежи бредовую идею о том, что, дескать, посещение Булгар – это «малый хадж» и поэтому лучше туда не ездить. Но для любого здравомыслящего мусульманина Булгары, в первую очередь, – это древняя столица Волжской Булгарии, откуда начинается распространение Ислама среди наших предков, это памятник архитектуры 13 в.

Здесь как не вспомнишь, Мансур ал-Матуриди, который, прекрасно понимая актуальность проблемы соотношения разума и веры, в своей книге "Таухид" писал: "Те, кто игнорируют исследование разумом, сами выводят это утверждение на основании работы разума. Одно это доказывает то, что доводы разума необходимы. Как можно выступать против этого, если сам Аллах в Коране неоднократно говорит по поводу необходимости применения доводов разума"? Неужели современный молодой человек, не способен, используя возможности своего разума делать правильный вывод по отношению к посещению древних Булгар?

Здесь было бы уместно привести высказывания имам-мухтасиба г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области Мунир-хазрата Беюсова из его публикации в сайте « Islamrf». Мне кажется, оно очень точно передает настроения нашей молодежи. Он пишет, что «Сухой перевод книги имама аль-Бухари вызвал в России «салафитский взрыв» среди молодежи, лозунг «следовать только за Кораном и Сунной» был подхвачен тысячами «умников», которые в действительности не имели никакого религиозного образования. В мечетях собирались молодые люди, открывали книгу «Сахих», читали его вслух и непонятно опираясь на что, комментировали хадисы».

Какова роль светской интеллигенции в формировании мусульманской интеллигенции и ее влияние на молодежь?

О роли светской интеллигенции в формировании мусульманской молодежи говорить что-либо позитивного довольно сложно. Она слишком далека от ислама и, соответственно, от мусульманской молодежи. Поэтому она не пользуется авторитетом среди нашей молодежи.

Есть опасность, что светская интеллигенция может оказаться на обочине духовного обновления нашего общества. Тем более, сфера развития и применения национальной культуры и национального образования с каждым годом сужается. А религиозность населения возрастает. Интеллигенции пора делать соответствующие выводы. Она не должна игнорировать важнейший компонент духовной составляющей нашей культуры.

Каким вы видите ближайшее будущее мусульманской молодежи?

Если бы я не был оптимистом по отношению перспектив мусульманской молодежи, я бы не работал ректором РИУ.

Мусульманская молодежь должна быть богобоязненной, но одновременно современно мыслящей, адекватно воспринимающей реальную действительность, любящей свою родину, свой народ, свою культуру.

Ришат ХАМИДУЛЛИН

(www.e-umma.ru)


Количество показов: 4472

Возврат к списку