Рафис Закиров: "Фактически Татарстан станет ориентиром для всей России по арабскому языку"

Рафис Закиров: "Фактически Татарстан станет ориентиром для всей России по арабскому языку" 12 Февраля 2024

В конце года глава Рособрнадзора Анзор Музаев рассказал о возможном введении уроков по арабскому языку и проведении ЕГЭ по этому предмету в российских школах. Рособрнадзор подготовил и направил в Минпросвещения предложение разработать так называемую "дорожную карту" по этой теме.

О потенциальных возможностях и перспективах развития данного предложения мы поговорили с Рафисом Закировым – кандидатом филологических наук, доцентом, проректором по научной работе Российского исламского института и доцентом кафедры арабистики, исламоведения и афро-азиатских исследований Казанского федерального университета.

– Как вы оцениваете инициативу главы Рособрнадзора по внедрению уроков арабского языка и сдачу ЕГЭ по этому предмету в российских школах?

– Бисмилляхи-ррахмани-ррахим.

Это очень актуальная задача. Хочу отметить, что в Республике Татарстан преподавание арабского языка в школах ведётся с 1992 года. То есть уже есть большой опыт. И только в РТ арабский язык преподается в таком большом количестве в школах. В других регионах, если и есть, то это единичные случаи. То есть такого структурного и последовательного подхода в преподаванию арабского языка, как у нас, вообще нет. На Северном Кавказе, казалось бы, регионы, углубленно изучающие ислам и владеющие арабским, тоже не преподают арабский язык в школах. Мы узнали об этом на семинарах в Санкт-Петербурге и Москве. Вот такое не очень хорошее положение.

Начиная с 2005 года в РТ проводится Республиканская олимпиада по арабскому языку для школьников. В других регионах такой практики нет. Мы связываем это с отсутствием учебников, по которым можно было бы преподавать.

Но у нас, альхамдулиЛллах, с этим проблем нет. Первую серию учебников для школьников с 5 по 8 классы мы создали в 2005 году. Она издавалась до 2012 года. Я являюсь одним из авторов учебника. Сейчас мы работаем над созданием новых учебников в соответствии с новым федеральным образовательным стандартом. Планируем выпустить учебники для школьников с 5 по 11 классы. Учебники с 5 по 8 класс уже изданы, с 5 по 9 класс готовы и ждут издания. Каждый учебник включает в себя сам учебник, рабочую тетрадь и методическое пособие для преподавателя. К каждому учебнику также записывается аудиокурс и создаются интерактивные игры. Если наши учебники, иншааЛлла, будут включены в перечень учебно-методической литературы для школ, то будет возможность их внедрять в школы по всей России. Тогда арабский язык будет преподаваться наравне с английским, хотя бы в качестве второго языка. Также ученики смогут сдавать ЕГЭ по арабскому языку и иметь возможность поступления в вузы, где преподавание будет базироваться на более высоком уровне, как это происходит с английским языком. У нас есть практика и мы готовы поделиться опытом нашего региона и провести семинары по учебнику. Реализация всего этого возможна в ближайшее время. Все зависит от Рособрнадзора.

– Чтобы преподавать уроки арабского в школах, нужны квалифицированные учителя. Достаточно ли на сегодняшний день преподавателей по арабскому языку?

– У нас была длительная подготовка в этом направлении. Начиная с 1992 года, в Казанском государственном университете начали преподавать арабский язык. В Казанском государственном педагогическом университете (КГПУ) также велась подготовка по этому направлению, и я сам окончил КГПУ как "Учитель западно-европейских и восточных языков", включая арабский язык. Многие преподаватели, которые работают сейчас, являются выпускниками именно этой программы.

Ранее, до объединения в КГПУ, у нас также существовали Татарско-американский институт и Татарский государственный гуманитарный институт, где также преподавали арабский язык. То есть уже в то время мы имели достаточное количество квалифицированных преподавателей. Нельзя также не упомянуть Российский исламский институт. У нас есть две ступени образования, бакалавриат и магистратура по специальности "Теория и методика обучения". Мы в первую очередь готовим учителей и преподавателей арабского языка. Для работы в школах достаточно иметь уровень бакалавра. У нас нет проблем с кадрами, особенно в Казани.

IMG_4323.jpg

– Сколько выпускников РИИ по арабскому языку получают дипломы ежегодно? Какие программы и методики обучения используются?

– У нас выпускается примерно 20 лингвистов по арабскому языку каждый год. В основном, мы применяем современные методики обучения, начиная с проблемно-ориентированного подхода. Далее используется переводной метод, прямое обучение, а также интерактивные технологии и цифровые образовательные ресурсы.

– В каких университетах готовят преподавателей по арабскому языку?

– В настоящее время у нас остались только два ВУЗа – КФУ и РИИ. Болгарская исламская академия также предоставляет знания в области арабского языка, и их выпускники могут заниматься преподавательской деятельностью. Однако у них нет прямого лингвистического направления.

Как объяснили в Рособрнадзоре, для внедрения возможности преподавания арабского языка в российских школах необходимо разработать федеральный государственный образовательный стандарт, на основе которого будут созданы учебники и проведено их опробование.

– Какая поддержка и ресурсы требуются для создания программ и учебников по арабскому языку?

– Федеральный государственный образовательный стандарт уже существует для иностранных языков, включая арабский язык. Разработка нового стандарта специально для арабского не требуется. Что касается поддержки, необходимо обеспечить финансирование. Министерство образования и науки РТ выделяет гранты на разработку учебников. Без поддержки невозможно создать необходимые программы и учебные пособия.

img_2795-1024x683.jpg

– В каких школах сегодня изучают арабский язык в качестве второго иностранного языка?

– Татарская гимназия №2 имени Шигабутдина Марджани при Казанском федеральном Университете уже с 90-х годов включает арабский язык в свою программу. Кроме того, арабский язык изучают в Казанской школе №39, школе №18, в МБОУ "Уруссинская СОШ №3", МБОУ "Лицей-интернат №79" г. Набережные Челны, МБОУ "Многопрофильная полилингвальная гимназия №180" Советского района г. Казани, ГАОУ "Полилингвальный комплекс "Адымнар - путь к знаниям и согласию" Ново-Савиновского района г. Казани, МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №8" Кировского района г. Казани, МБОУ "Гимназия №183" Советского района г. Казани, Гимназия №12 с татарским языком обучения имени Ф. Г. Аитовой, Лицей-интернат №7 г. Казань, Татаро-английская гимназия №16 г. Казань, "Гимназия №4 с татарским языком обучения" Кировского района г. Казани, школа №69 Приволжского района г. Казани, «Лицей-интернат №24» Нижнекамского муниципального района, АНОО «Международная школа Казани», «Джалильская гимназия» Сармановского муниципального района, Гимназия №1 им. М. Джалиля г.Нижнекамск, религиозная школа ЧОУ “Усмания”, МБОУ "Шушмабашская СОШ" Арского района, МБОУ "Альметьевская СОШ им. М.Рамзи" и «Татарско-Баганинская средняя общеобразовательная школа» Чистопольского муниципального района. В Республике Татарстан достаточно много школ, где преподают арабский язык. В некоторых школах он изучается в качестве факультатива, поскольку нужны учебники из федерального перечня. Это сложный процесс, над которым мы работаем. Если наши учебники попадут в федеральный перечень, это будет глобальным успехом для арабского языка не только в нашей Республике, но и во всей России. Они будут рекомендованы для использования во всех российских школах. Фактически, Татарстан будет являться ориентиром для всей России в этом вопросе. В этой области Татарстан лидирует среди всех регионов страны.

– Какие преимущества вы видите в изучении арабского языка в школах?

– Прежде всего, изучение арабского языка способствует нравственному развитию и позволяет углубиться в религиозные аспекты. Кроме того, владение арабским языком дает возможность продолжить обучение в высших учебных заведениях, поскольку в последнее время арабский язык снова приобретает свой престиж, как это было в 60-х, 70-х и 80-х годах в СССР.

– Как в целом вы оцениваете арабистику в России? Какие меры могут быть предприняты для популяризации и привлечения интереса учащихся к изучению арабского языка?

– Как известно, Казань всегда была центром арабистики. Однако, в дореволюционное время достижения Казани в области арабистики были, к сожалению, переданы восточному факультету Санкт-Петербургского университета. В 90-е годы мы были вынуждены возрождать все с нуля. За последние 30 лет арабистика в Казани заметно развивалась и сегодня Казань является признанным центром арабистики наравне с Москвой и Санкт-Петербургом. В нашем регионе были разработаны и успешно применяются учебники для школ, проводятся ежегодные олимпиады по арабскому языку, и уровень знаний студентов, участвующих в олимпиадах в Москве и Санкт-Петербурге, достаточно высок. На сегодняшний день качество преподавания арабского языка в Казани не уступает Москве и Санкт-Петербургу.

img_2750-1024x683.jpg

Если ребёнок растёт в религиозной семье, изучение арабского языка помогает глубже понять религию. Если светские ребята, то для них важно познакомиться с обширным и перспективным арабским миром, так как в нем насчитывается более двадцати стран, играющих значительную роль в экономике. Знание только одного иностранного языка является недостаточным для успешной карьеры, важно быть конкурентоспособным и знать несколько иностранных, если один западно-европейский, второй - восточный.  Арабский язык, наряду с китайским, является одним из лидеров среди восточных языков. Однако, учитывая близость и связи нашего региона с арабским миром, а также идентичность вероисповедания татар и арабов, арабский язык более актуален для нас, чем китайский, который имеет большее значение для региона Дальнего Востока. Дети сами понимают, что успех в современном мире требует наличия знаний, а без знания иностранного языка это невозможно. Например, студенты нашего института мотивированы возможностью обучаться в магистратуре в ОАЭ в Университете гуманитарных наук имени Мухаммеда бин Зайеда. Наши студенты учатся там, получая бесплатное образование и стипендию. Недавно также была организована стажировка в ВУЗах ОАЭ и выбор пал на студентов, хорошо владеющих арабским языком. Все же знания арабского языка перспективны.

– Какие возможности для сотрудничества между вашим институтом и российскими школами могут возникнуть в случае внедрения арабского языка в учебные программы?

– Наши коллеги могут провести семинары и обучающие мастер-классы, ознакомить учителей с новыми учебниками и учебными пособиями. Наши студенты также могут быть направлены в школы в качестве преподавателей. Кроме того, мы уже сотрудничаем со школами и проводим ежегодную республиканскую студенческую конференцию, в которой принимают участие ученики старших классов. Мы также занимаемся профориентацией в школах. В принципе, у нас уже есть связи с школами. Школьники – наши будущие абитуриенты, и чтобы они были грамотными абитуриентами, их нужно готовить со школьной скамьи. Хорошие абитуриенты - это хорошие студенты. Они наше будущее, смена наших кадров. Такая преемственность.

Нурия Баязитова

Исламский портал


Количество показов: 484

Возврат к списку