Рафик Юсупов: «Предметом нашей деятельности является душа человека»
Об образовательной деятельности Казанского исламского университета, целях религиозного обучения и дальнейшем трудоустройстве выпускников рассказал декан факультета исламских наук Юсупов Рафик Рафаэльивич.
— Факультет делится на два профиля: «Исламские науки» и «Коранические науки». Какие дисциплины изучают студенты каждого из этих направлений?
— Профиль «Коранические науки» предполагает подготовку хафизов, поэтому направлен именно на заучивание Корана в полном объеме. В программу профиля помимо хифза (заучивания Корана) включен также ряд необходимых дисциплин, которые являются обязательным минимумом для религиозного деятеля: «Исламское вероучение», «Толкование Корана» и другие. Что касается профиля «Исламские науки», то особенностью этого направления является то, что учащиеся изучают все общепринятые религиозные дисциплины и их производные. «Исламские науки» включают в себя более широкий спектр предметов и более глубокое их изучение. Например, основные дисциплины в этом профиле, такие как «Исламское право», имеют свои производные: «Наследственное право», «Сравнительное исламское право» и так далее. Также профиль подразумевает углубленное изучение арабского языка.
— В 2014 году учебный план был обновлен. Какие новшества были введены в учебную программу?
— С 2004 до 2014 года «Коранические науки» существовали не как полноценный профиль, а только как курсы. Продолжительность этих курсов была всего два года, так как помимо заучивания Корана другие дисциплины не изучались. Однако потом этот вопрос был пересмотрен, и «Коранические науки» стали полноценным профилем. Обучение продлилось до четырех лет. После окончания ВУЗа студенты получают степень бакалавра. Также в учебный план были введены новые дисциплины, такие как «Аудит исламских финансовых организаций» и другие. Изменения коснулись и количества часов по определенным предметам и наименований дисциплин. Например, если предмет раньше назывался «Изречения пророка Мухаммада», то сейчас он был переименован в «Хадисы», а дисциплина «Исламское право» разделилась на большое количество более узких направлений. Все изменения были введены с целью усиления эффективности обучения.
— С какой целью в программу религиозного обучения введены светские предметы, такие как педагогика и психология, логика и информатика?
— Светские дисциплины имели место быть на протяжении всей истории Российского исламского университета. Допустим, если предметом деятельности инженера являются механизмы, агронома – земля, то предметом деятельности любых образовательных организаций, будь то религиозных или светских, является, в первую очередь, душа человека. Именно для того, чтобы уметь работать с душой человека, формировать его личность, нужны такие предметы как «Педагогика», «Психология» и «Логика». Все они необходимы для подготовки специалистов, которые будут соответствующим образом работать с людьми.
— КИУ, в частности факультет исламских наук, готовит служителей религиозных организаций. Насколько актуально данное направление и насколько востребованы специалисты в религиозной сфере?
— На мой взгляд, религиозное образование всегда востребовано вне зависимости от того, насколько сегодня требует этих знаний общество, ведь, с точки зрения веры, вопрос религиозного просвещения никогда не теряет актуальности, потому что человек состоит из двух компонентов: материального и духовного. С другой стороны, общество как никогда нуждается в духовном просвещении, так как существует много проблем в различных сферах человеческой жизнедеятельности. Мы остались без идеологии. Если в советский период у людей еще были какие-то принципы, то сейчас люди остались ни с чем. При таких обстоятельствах только вера является опорой. Сегодня очень много медресе, высших религиозных учебных заведений. Появилась Болгарская исламская академия, где готовят магистров и докторантов в духовной сфере. В нашем ВУЗе есть очная, очно-заочная, заочная и даже дистанционная форма обучения. Таким образом, мы используем все методы доведения истинных знаний до людей. Несмотря на наличие большого количества религиозных учебных заведений, это только начало нашей работы над духовным просвещением людей.
— В КИУ обучаются люди совершенно разного возраста. На Ваш взгляд, с какой целью на факультет исламских наук приходят обучаться молодые люди, и с какой — люди старшего поколения?
— Цели и мотивы всегда разные. В начале обучения, например, человека подталкивают одни мотивы, а в дальнейшем он может поменять свои мысли и цели. Что касается молодых людей, то большинство поступают в КИУ, конечно же, с целью получить религиозные знания. Однако здесь скрывается и другая цель: распространять религиозные знания, то есть в дальнейшем трудоустроиться в духовных организациях. Студент, получая религиозные знания, не должен остаться с этими знаниями и использовать их только для себя. Наши выпускники работают в мечетях, медресе, муфтияте и даже уезжают учиться и работать заграницу. Люди старшего поколения, в частности студенты, обучающиеся на заочной форме, в большинстве своем учатся у нас для того, чтобы самим обогатиться знаниями. Это поколение, которое выросло в тот период, когда у людей не было возможности получать знания об исламе. В любом случае, старшее поколение тоже духовно просвещает людей: у них есть дети и внуки, для которых они являются примером. В нашем ВУЗе учатся даже люди пожилого возраста. Они тоже старательно учатся, и это восхищает. Душа радуется, когда смотришь на них.
— У парней есть возможность стать муллами, имамами, хафизами и муфтиями, а кем могут стать после выпуска девушки?
— Девушки могут работать в тех же должностях, что и парни, за исключением муллы и муфтия. Если парень, например, является устазом, то девушка в той же позиции – муаллима. При мечети муаллима обучает девочек, преподает им основы ислама и поклонения. Также девушка может реализовать себя как переводчик арабского языка. В КИУ осуществляется раздельное обучение для парней и девушек, чего и требуют нормы шариата. В связи с этим, выпускницы могут преподавать в институте в женской группе. Девушкам очень важно получать религиозное образование также и потому, что она – будущая мать. Именно она будет первым человеком, который направляет ребенка, закладывает в него основы исламских знаний. Сегодня девушка получает знания, а в дальнейшем она может вырастить будущего муллу, переводчика или муфтия. Женское образование – это очень важно. От женщин зависят и мужчины. То, какое образование получила женщина, становится определяющим фактором при воспитании ребенка.
— Какое место занимает КИУ по качеству обучения исламских и коранических наук в России? ВУЗ — единственный в своем роде?
— Мы с уверенностью говорим, что наш ВУЗ занимает одну из лидирующих позиций. На это указывает и количество выпускников, и качество образования, которое позволяет им учиться за рубежом. На сегодняшний день выпускники КИУ занимают почетные должности в различных сферах. Также среди них есть и те, кто работает за рубежом в мусульманских странах.
Эльза Минашаева, студентка 1 курса направления «Журналистика» РИИ
Количество показов: 475