«Если в мечетях мы прекратим общение на родном языке, то через некоторое время татарские имамы будут вытеснены из мечетей»
Казанское высшее медресе имени 1000-летия принятия Ислама, основанное в 1997 году - первое медресе Казани, которое заработало в постсоветскую эпоху. И в действительности данное медресе является ключевой фигурой в истории развития ислама в Татарстане и в регионах России. К примеру, медресе выпустило таких значимых персон в исламском мире, как Валиулла хазрат Якупов, главный казый Татарстана Джалиль хазрат Фазлыев, Муфтий Москвы и Центрального региона, член Общественной Палаты РФ Альбир хазрат Крганов, муфтий Ханты-Мансийского автономного округа Тагир хазрат Саматов и его брат Халиль хазрат, муфтий Самарской области Талип хазрат Яруллин, и других известных мусульманских лидеров Татарстана и России.
Более 25 лет ректором Казанского медресе является уважаемый Ильяс хазрат Зиганшин. В интервью «Исламскому порталу» он рассказал о жизни и устройстве учебного заведения и татарском факторе в мечетях России.
— Ильяс хазрат, 20 мая на Форуме татарских религиозных деятелей Вы озвучили насущные проблемы татар, проживающих в разных регионах России. В частности, Вы говорили, что в последние годы молодежь постепенно утрачивает национальное самосознание, теряет родной язык, а в татарских общинах теперь смешанный национальный состав. Затронула ли эта проблема ваше медресе?
— За тридцать с лишним лет работы наше медресе выпустило более двух тысяч шакирдов. Большинство из них сегодня являются имам-хатибами в районных центрах, селах Татарстана, а также в общинах в регионах РФ. Выпускники освещают и распространяют религию среди нашего народа. В медресе мы воспитываем шакирдов по мазхабу Имама Абу Ханифы, исламской акыйде, основанной Абу Мансуром аль-Матуриди. В них мы одновременно стремимся воспитывать любовь к нашему национальному и религиозному наследию, традициям, национальным атрибутам, родному языку. Наши шакирды должны занять достойное место в обществе. Очень важно воспитывать в них уважение к традициям и национальному наследию.
У нас в медресе высокие требования к преподаванию татарского языка, потому что шакирды готовятся для татарских общин. Если они не сумеют проповедовать на татарском языке и не смогут найти общий язык с махаллей, то, конечно, в народе они не найдут своего места. Поэтому в нашем медресе количество уроков татарского языка не уступает арабскому. Обучение, написание внутренних официальных бумаг ведется главным образом на татарском языке. Тем не менее, не было шакирдов, покинувших наш учебный дом из-за незнания татарского языка. Обучившись в татарской среде, они становились настоящими татарстанскими имамами.
Первые наставники медресе, покойный Габдельхак хазрат Саматов, Закария хазрат Минвалиев, Джафар хазрат Мубаракшин, Исхак хаджи Лотфуллин были личностями с национальным духом. Книги, прочитанные нашими бабушками и дедушками, обычаи, соблюдаемые ими, с первого же дня с глубоким уважением изучались и сохранялись у нас. И спустя тридцать лет — это наше главное направление. Все шакирды стараются изучать татарский язык, и даже приехавшие из других регионов, где не всегда и не везде услышишь татарскую речь, стараются общаться на татарском.
Наши шакирды с точки зрения владения татарским языком делятся на три группы:
Первая — выпускники настоящей татарской сельской школы, воспитанные в татарской семье, то есть владеющие родным языком в совершенстве;
Вторая — выпускники национальной гимназии или русско-татарской школы (они любят вставлять русские слова в свою речь или при затруднениях в изъяснении автоматически переходят с татарского на русский язык);
Третья — подростки, которые учились в русских школах, забывшие татарский язык. В медресе таких, к сожалению, было много. Это разделение характерно не только для шакирдов, но и для всего нашего народа.
Нам суждено учить родному языку детей с разными формами владения татарским языком. Но мы с удовольствием обучаем ребят из горных, северных районов, говорящих на татарском, литературном языке или забывших родной язык, обучая их правилам татарского языка, заучивая стихи татарских литераторов, удаляя акценты. Иногда приходится изрядно помучиться. И мы искренне рады, когда видим прогресс. Ведь шакирды, которых мы включили в третью группу, уже в конце первого года начинают свободно общаться на татарском языке, рассказывают стихи, готовят татарские проповеди. Мы не можем не радоваться, видя вдохновение шакирдов, прочитавших стихи на конкурсах, проводимых в дни рождения великого поэта Габдуллы Тукая. Надеемся, что в будущем шакирды, вобравшие в себя национальный дух, смогут продолжить продвигать национальные ценности нашего народа.
В нашей библиотеке собрано много учебников по художественной литературе, светским предметам на татарском языке. Их подарило Духовное управление мусульман Татарстана, руководители Всемирного конгресса татар, деятели фонда “Җыен”, писатели, поэты.
Одним из путей культивирования татарской среды является встреча с известными представителями мусульманской уммы, с видными деятелями Татарстана, участие в культурных мероприятиях, проводимых татарской общественностью.
С первых же дней шакирдам отшивается специальная татарская форма. Наши шакирды учатся в классических татарских тюбетейках, чалмах, носят ичиги. Это учит их порядку, чистоте, аккуратности, уважению к национальным традициям. Учитывая воспитание учащихся в татарской среде, помимо проповеди, читаем Коран и приучаем их к чтению на родном языке. Проводятся конкурсы чтения Корана, проповедей, молитв. Альхамдулиллях. Все предметы в медресе, а также пятничная проповедь ведётся на татарском языке. Наши шакирды составляют свои родословные древа, это тоже воспитывает в них уважение к своим предкам и своей истории.
У нас часто проводят уроки представители татарской интеллигенции, татарские предприниматели, окончившие наше медресе. Они всегда готовы внести вклад в благоустройство мечети-медресе. Мы поддерживаем связь с последователями известных татарских династий.
Только что в нашем медресе прошла заочная сессия для шакирдов из 18 регионов России. Среди них есть те, кто плохо владеет татарским языком, но они с удовольствием стараются писать и читать на татарском языке.
В этом году на пленуме и президиуме ДУМ РТ мы выступили с предложением начать преподавание всех предметов на татарском языке. В результате было принято соответствующее решение. С нового учебного года во всех медресе обучение будет проходить на татарском. Значит, впереди у нас есть надежда!
— Медресе имени 1000-летия — единственное татарское медресе, которое целиком и полностью обучает студентов на татарском. Сегодня и в Татарстане, и в регионах России сокращается обучение на татарском языке, закрываются татарские школы. Сильно ли Вы очущаете нехватку татароязычных абитуриентов?
— Раньше татары сами распоряжались своей системой образования, учебно-воспитательной работой. Они сами преподавали язык, религию, литературу, сами давали национально-нравственное воспитание. В современных условиях необходимо поддерживать тесное взаимодействие религиозного и национального воспитания. Так было до Октябрской революции. Мечети и медресе должны быть площадкой для развития языка, литературы, духовного наследия.
С самого начала обучения мы преподавали на татарском языке. В 90е годы в основном все шакирды были татароязычными. А сейчас ситуация иная. Нашим учителям довелось учить детей с разными формами владения татарским языком. Приходится втолковывать, повторяя вопросы падежей тем, кто забыл родной язык или еще никогда не слышал родной язык, повторяя слова, заучивая стихи Тукая, Гафури, Джалиля, Утыз-Имяни. Но мы рады успехам, которых они добились. Ведь все шакирды в конце первого учебного года свободно разговаривают по-татарски, рассказывают стихи, готовят проповеди на родном языке.
Что касается вопроса шакирдов, то вечернее и заочное учебные отделения на 100% являются татароязычными. А что касается дневного отделения, то здесь приходится обучать и индивидуально. Совсем недавно один из наших шакирдов прошел практику в своем регионе. Родственники, прихожане были безмерно рады, услышав, как он произнес проповедь на литературном языке.
У нас с первого дня работали татарские филологи с высшим образованием, кандидаты наук. Все наши учителя заслуживают похвалы. Зная о необходимости преподавания на татарском, они постоянно совершенствуют свой язык. Многие наши преподаватели в свое время закончили медресе 1000-летия. Рамиль хазрат Бикбаев, Хайдар хазрат Куйруков, Рустам хазрат Ясавиев, Ильшат хазрат Сафин — сначала окончили дневное отделение, затем получили светское образование. Рустам хазрат Ясавиев — юрист, Зульфат хазрат Мингалиев — инженер-электрик. Самый старший учитель истории Наиль ага Тагиров — доктор исторических наук, профессор, автор книг, посвященных духовному наследию купца Акчурина. Два наших преподавателя — кандидаты наук. Также начали преподавать новую науку — о родословных. Ее преподает молодой ученый на татарском языке.
До конца своей жизни писатель, драматург Туфан ага Миннуллин тесно сотрудничал с медресе. С большим уважением относится к нашей медресе писатель, поэт Разиль Валиев.
Мы тесно сотрудничали с ученым Миркасым ага Усмановым, Мирза ага Махмутовым, Яхья хаджи Абдуллиным, Ильгам ага Шакировым, Роберт ага Миннуллиным, Масгут ага Гайнутдиновым, Марсель ага Ахметзяновым, Азгар ага Ахметзяновым, Данил ага Салиховым, братьями Индусом и Энгелем Тагировыми, с Искандером Гилязовым, Фуад ага Рафиковым, Радик эфенди Салиховым, Миннгол ага Галиевым, Нажиб ага Наккашем, Лябибом Лероном и руководителями ДУМ РТ, руководителями Всемирного фонда «Жыен», руководителями Всемирного конгресса и другими выдающимися личностями.
Образование на родном языке — главная цель наших религиозных учебных заведений, религиозных преподаваний, потому что есть два пути сохранения татарской нации: знание родного языка и исламская религия. В современном мире, когда в духовной сфере нашего общества царит определенная пустота, в пробуждении национального самосознания, в сохранении нашей культуры, в обновлении других областей жизни нашего народа и вступлении в общество, разумное использование Ислама против опасных для молодого поколения бед становится важной задачей. Природа и воспитание ислама служит сохранению и укреплению духовной чистоты и здорового духа, мира и единства наций, общественной стабильности.
- Сколько шакирдов обучается в медресе сегодня? Из каких районов Татарстана и из каких регионов России приезжают чаще всего?
- На дневном отделении медресе учится около трех десятков шакирдов. Ученики дневного отделения в основном мужчины, окончившие 9 или 11 классов. Почти все они параллельно учатся в колледжах, получают светское образование. Также в нашем учебном заведении они осваивают и пчеловодство. Для того, чтобы обучиться данному ремеслу, у нас есть и база, и своя пасека.
На вечернем и заочном отделениях обучаются более 200 шакирдов. На вечернем в основном обучается татарская интеллигенция. Среди них есть известные лица, занимающие почетные должности, кандидаты, доктора наук. Посредством обучения на вечернем отделении татарская интеллигенция встает на намаз. Здесь же обучаются и женщины. На заочном отделении, как правило, учащиеся из других регионов России, где проживают татары. Многие из них уже работают имамами, муэдзинами, преподавателями. Если вы спросите, из какого региона ещё не было учеников, я даже, пожалуй, затруднюсь ответить. Были шакирды из Калиниграда, из Находки, из Ставрополя, из Москвы, с Чукотки, Новосибирска и Иркутска - студенты приезжают отовсюду. Самое большое число абитуриентов из Ульяновской, Чувашской, Кировской, Тюменской, Самарской области, из Башкортостана и Марий Эл. Больше всего, конечно, татарстанцев: из Нурлатского, Черемшанского, Кайбицкого, Тетюшского, Апастовского, Арского, Атнинского, Камско-Устьинского, Высокогорского, Лаишевского районов.
Надо сказать, что у нас есть филиал медресе в Балтасях. Там обучаются более 150 студентов из прилегающих районов и Кировской области.
- Какая сегодня программа медресе?
- Специалисты Духовного управления мусульман Татарстана, Российского исламского института, медресе, Академии наук РТ, Министерства образования и науки РТ подготовили учебные стандарты. Работает учебно-методическое объединение мусульманских учебных заведений Татарстана. Этот союз возглавляет ректор Российского исламского института, заместитель муфтия Рафик Мухаметшин. С 19 апреля 2013 года профессиональное среднемусульманское образование было разделено на три уровня: начальное, базовое и высшее. В настоящее время утверждены стандарты в трех направлениях. Мы даем знания по стандарту «Исламские науки и воспитание, арабский язык». Эти стандарты успешно прошли экспертизу Министерства образования и науки. Утверждал стандарты муфтий Татарстана, председатель ДУМ РТ Камиль хазрат Самигуллин. Согласно приказу, начиная с 2015-2016 учебного года, обучение шакирдов в медресе, относящихся к МГН РТ, предоставляется в соответствии с этими стандартами.
Конечно, есть и дополнительные уроки. Я уже говорил о пчеловодстве. С прошлого года начали преподавать родословную. Также даём дополнительные уроки по татарскому языку, истории, литературе. Шакирды с удовольствием изучают историю мечетей, медресе.
Конечно, перед нами стоят много задач. Например, для обучения в медресе была введена новая наука «Национальная и этнокультурная специфика мусульман РФ». Написаны хорошие учебники, но где там разделы о необходимости сохранения национальной идентичности, сохранения языков? Почему наши ученые забыли об этом?
- Сколько процентов выпускников медресе работают имамами?
- В медресе мы специально готовим практических религиозных деятелей. С вопросом о том, какой процент выпускников становятся имамами, я бы немного не согласился. Нам ведь нужны не только имамы, но и учителя, муэдзины, абыстаи. Так, если считать тех, кто так или иначе становится религиозными деятелями, то более 90 процентов. В этом году, например, мы предложили остаться преподавать в медресе двум очень перспективным шакирдам. Семь учителей нашего медресе работают имамами в приходах. А вот один учитель, окончивший медресе, работает не имамом, а заместителем директора на одном предприятии. Там, где он работает, выполняет воспитательную работу. Один из наших преподавателей - доктор наук, а один - кандидат наук, преподают в больших учебных заведениях, воспитывают студентов. Религиозные деятели должны быть в каждой сфере жизни. Если они прекрасные, уважаемые люди, опытные промышленники, искуссные в своей профессии, будет лучше стране и нашему обществу.
- Достаточно ли учителей, способных преподавать только на татарском языке?
- Учителей, которые могут преподавать только на татарском языке, достаточно, дефицита не испытываем. Наши учителя способны преподавать и на двух, и на трех языках. В нашей библиотеке собраны учебники по художественной литературе, светским предметам на татарском языке. У нас с первого дня работали татарские филологи с высшим образованием, кандидаты наук.
- В российских мечетях с каждым годом все больше мечетей ведут проповедь на русском языке. Как можно решить эту проблему? Если большинство прихожан мечети - люди других национальностей, как сохранить традиционные проповеди на татарском языке?
- Еще 5-10 лет назад наши студенты через три-четыре месяца обучения с удовольствием начинали говорить на татарском языке, но нынче молодёжь не хочет изучать татарский язык.
Да, учеба в мечетях и медресе у нас идет успешно, но в одном мы ошиблись. Если один-два человека не знают по-татарски, мы переходим на русский язык. Так мы оказываем «медвежью услугу», лишаем остальных ребят возможности говорить на татарском языке. Если очень трудно, можно организовать отдельную учебную группу для этих лиц, но не бросать преподавание на татарском языке.
По этим причинам некоторые имамы растерялись - пытаясь угодить всем, начали вести проповедь главным образом на русском языке.
А ведь есть постановление, которое подписал муфтий Камиль хазрат, о том, что в мечетях Татарстана проповедь должна вестись на татарском языке. Это решение имеет обязательный характер. Сейчас говорят “Очистим ислам, нации в религии нет”. Не верьте этим лозунгам. Это пустяки. Почему другие народы ведут проповеди на своем языке, а татарам нельзя? Если в мечетях, построенных татарами, мы прекратим общение на родном языке, то через некоторое время татарские имамы будут вытеснены из мечетей. В свое время выдающийся государственный деятель России Петр Столыпин говорил: „Народ, не имеющий национального самосознания, есть навоз, на котором произрастают другие народы“. Строгие, твердые слова, но вполне соответствуют нашей сегодняшней действительности.
В нашем родном доме - а Российская Федерация - это родной дом, мы не имеем права отрекаться от языка. Утрачивая язык, мы предаём нашу память и историю. А это, в свою очередь, аукнется поколению современному. В наших приходах, мечетях, медресе должен быть татарский национальный дух. Будущее имеет смысл только тогда, когда нация и религия идут рука об руку. Сейчас те, кто в полной мере передает татарским людям необходимую национальную информацию, лица, которые определяют и сохраняют национальный и религиозный облик нашего народа, - имамы. Чтобы сохранить татарскую нацию, не только в нашей республике, но и во всех регионах, необходимо возрождать утраченное татарское население мечетей и медресе, национальную одежду и обычаи.
Наши татарские приходы должны стать центром изучения образа жизни татар, истории региона, традиций, родного языка, культуры, литературы, искусства нашего народа, воспитания бережного отношения к традициям, передаваемым из поколения в поколение. Имаму, работающему в какой-либо исторической мечети в сельской местности или в городе, необходимо основательно изучить историю этой деревни и мечети. Людям интересна местная история, их родной населенный пункт, история своего района, своего рода. Эта информация взращивает в них национальный дух, повышает “татарскость”. Например, с этой целью можно организовать в мечетях, районных центрах краеведческие кружки, курсы родословных. Такими методами мы должны привлечь в мечети и медресе татарскую интеллигенцию.
Каждый татарин, у которого возникают вопросы, просьбы, пожелания, и душа его ищет наполнения, должен прийти в мечеть, зайти к хазрату. Нашим имамам нужно плотно заняться национальным просвещением татар. Это дело должно быть направлено на развитие национального и религиозного самосознания человека. Каждый разговор начинается, как правило, с вопросов, кто ты, откуда твои отец, мать, дедушка, бабушка, говоришь ли по-татарски. Даже такой простой разговор, может побудить татарина «проснуться» ото сна, всерьёз задуматься о судьбе нации и языка. Мы поместили эти вопросы на большом баннере и повесили его в основном зале медресе, чтобы каждый прочитавший задумался над этими словами. Рекомендую разместить такие баннеры в каждой татарской мечети-медресе, выставить на обозрение интересные книги, чтобы поговорить с татарским человеком, пробудить в нем национальное сознание. В нашем медресе имеются наработки, касающиеся не только изучения татарского языка, не только языка речевого общения, но и по языку работы, можем поделиться со всеми татарскими мечетями и медресе.
Как я уже говорил, для других регионов, в которых живут татары, мы готовим татарских имамов. Только за последние годы мы воспитали шакирдов из Астрахани, Ставрополя, Владивостока. И сейчас есть татарские шакирды, которые готовы поехать в другие регионы. Да, может быть, они в религиозном отношении немного уступают выходцам из Средней Азии, с Кавказа, но они воспитаны в нашей татарской среде. Татароязычные имамы из регионов как правило, уже в возрасте или люди средних лет. Для достойной смены поколений, необходимо воспитать и обучить татарскую молодежь. В первую очередь необходимо обучить татарских юношей и девушек говорить на родном языке, не нужно гоняться за числом. Давайте не будем предавать свою нацию. Подумаем о завтрашнем дне.
Нурия Баязитова, специально для Исламского портала
Количество показов: 1157