Диляра Муфтахутдинова: «Ислам в Татарстане русифицирован»

Диляра Муфтахутдинова: «Ислам в Татарстане русифицирован» 12 Августа 2021

Ежегодно в Татарстане проводится перепись населения. Но все больше людей перед тем, как поставить галочку возле столбца с «национальностью» сомневаются в том, кто они есть

Президент Татарстана Рустам Минниханов, выступил на пленарном заседании XI Всероссийского форума татарских религиозных деятелей, и в своем обращении к ним он сказал следующее: «В октябре пройдет перепись населения. Мы все — патриоты свой нации. Татарин должен записаться татарином. До этого работали, опираясь на вас, и сегодня опираемся. Конгресс также выполняет большую работу на местах. Без языка, религии у нации нет будущего. Это никому кроме нас не нужно».[1] Сегодня мы попытаемся разобрать данную фразу. Почему он обращается именно к имамам при работе с народом перед Всероссийской переписью?

Нурулла Зиннатуллин, имам-хатыйб мечети «Туган авылым»: «Я веду такую деятельность не только в связи со словами Президента и Переписью населения. Я всегда напоминаю нашему народу о том, кто такие татары, откуда они произошли, на что мы должны обращать внимание. Также мы постоянно подчеркиваем нераздельность татарского народа на какие-то тюркские племена. Сейчас нас хотят искусственно разделить. Какие-то новые, точнее, старые забытые племенные названия хотят вытащить: типтяр, болгар, мишар. Поэтому в этом направлении также ведется деятельность, чтобы мы себя осознавали под одним словом «татары». И, конечно, нужно напоминать о том, что мы мусульмане. Только благодаря исламу мы можем сохранить нашу нацию, не смешиваясь, не приписывая себя другим народам. Также необходимо ценить труд наших дедов, отцов, которые не жалели крови, себя в деле сохранения своего народа и религии. Поэтому освещение таких тем актуально всегда».

F-5JklISdIE.jpg


Диляра Муфтахутдинова, кандидат исторических наук, поделилась с «Исламским порталом» своим мнением:

– Культура русских везде, она пропагандируется. Недостаток информационного поля родной культуры приводит к ассимиляции. Идентичность выбирают не по рождению, а именно по информационному полю и идеологии, которая проводится в стране. Сейчас тут такая политика идет в переписных листах. Раньше было так – была многовариантность этнонимов татар, то есть: булгары, волжско-камские булгары, мишары, керяшены, барабинские татары, астраханские, казанские, ногайцы и т.д. Естественно, это приводит к потере идентичности в титульных республиках. А потеря в процентном соотношении идентичности в титульных республиках, то есть в Башкортостане или Татарстане, может привести к губернизации. То есть приводится аргумент: «Вы не большинство в своих республиках в процентном соотношении, поэтому это будет губерния». Ну и, соответственно, потом еще уменьшится финансирование культуры.

– Верно ли обращение Президента к имамам?

– Конечно. Имамы – это ядро культуры. Ядро любой культуры, этноса – это его религия. Самые сильные националисты, как правило, духовенства. Обращение совершенно точное. Естественно, что и учителя, и интеллигенция в этом плане должны поддержать Президента. Но пока информационное поле идет не в пользу татар. Процент, возможно, будет уменьшаться. Молодежь не проникнута идеями национализма: как городская, так и сельская после приезда в город склонна к ассимиляции. В республике нет идеологии современной татарской культуры. Ислам жует опилки прошлого… Ислам в Татарстане русифицирован: он сейчас на русском языке, он ничего не представляет для национальной самоидентификации сейчас. А татарская культура сейчас имеет фольклорный характер. Это не современный, наступательный, модернистский характер, а именно фольклорный.

– Что Вы считаете по поводу того, что проповеди ведутся на русском языке?

– Это плохо. Я считаю, что ислам не должен быть на русском языке. У русских должна быть своя религия, и они должны быть адаптированы православию, и они должны развивать свою культуру. Татары должны иметь свой ислам на своем языке. Для русских мусульман нужно дифференцировать мечети. Всем, кто хочет слушать проповеди на русском, сделать специальную мечеть, где на русском будут проповедовать. А доминантными должны быть татарские мечети.

a53dnkOLjWQ.jpg


Мы поинтересовались у молодежи: кем же они себя отмечают в бланках переписи? Уроженка Набережных Челнов, ныне уже студентка итальянского университета, сообщила, что, несмотря на разнонациональное происхождение, в анкете отметила бы себя татаркой: «Мой папа русский, а мама татарка. Скорей всего я бы отнесла себя к татарам из-за мамы. А в Италии я пока не участвовала в переписи, но если здесь будет проходить перепись, то напишу, что русская. Я тут всегда пишу русская, так меньше забот. Вообще это нечестно – заставлять делать выбор в пользу одной нации, когда у тебя разные корни. Должна быть опция: метис. Особенно в Татарстане».

Студентка медресе «Мухаммадия» также озадачилась данным вопросом: «Я считаю, что ты принадлежишь той нации, в среде которой вырос. Если вы сохраняли русские традиции, выросли в русской среде, то скорее всего ты русский. А если ты вырос в Татарстане и в семье твоей говорили на татарском, скорей всего, ты татарин. Но, даже уехав в Америку, например, можно сохранять татарские традиции, язык и вести тот уклад жизни, в котором воспитала тебя мать- татарка и в переписи США отметить себя татарином».

Что же сказано в хадисах, касательно тем национализма? Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Не из нас тот, кто призывает к национализму, не из нас тот, кто воюет ради национализма, не из нас тот, кто умрёт ради национализма» (Абу Дауд). А также во время джахилии (времена невежества) арабам была присуща гордыня за свою принадлежность к тому или иному племени. Поэтому тогда как никогда был актуален следующий хадис, который впрочем актуален и в наши дни: Пророк (мир ему и благословение) в прощальном хадже сказал: «Нет достоинства у араба над не арабом, кроме как в богобоязненности» (Имам Ахмад).[2]

xoloEqiazMM.jpg

В книге «Патриотизм в исламе» описаны следующие явления: «…когда посланник Всевышнего, Пророк Мухаммад (с.а.в.) в год хиджры переселялся в Медину, то, достигнув местности Хазвара, он остановил верблюда, долгим грустным взором смотрел на Мекку, где когда-то появился на свет, и затем промолвил: «Валлахи, ты самая красивая и любимая обитель на земле. Для меня не существует места лучше тебя. Если бы не тяготы судьбы, я бы ни на миг не уходил от тебя»»[3].

Также Пророк Мухаммад (с.а.с.), однажды посмотрев на гору Ухуд, выразил к ней особые чувства: «Мы любим Ухуд, и Ухуд любит нас» (Бухари «Джихад», 71; Муслим «Хадж», 504). Хадис считается достоверным.

Любовь к родине, своей нации, традициям – обо всем этом также сообщается в хадисах. К чему отзывается сердце: то и является правдой. Ведь в хадисе сказано следующее: «(Однажды к пророку, да благословит его Аллах и приветствует,) обратился некий мужчина и сказал: “О посланник Аллаха, что такое вера/иман/?” Он ответил: “Искренность/ихляс/”».[4]

В этом году в переписи участники впервые смогут указать «несколько национальностей и родных языков, то есть множественную этническую принадлежность». Также у граждан поинтересуются не только владением русским и другими языками, но и употреблением их в повседневной жизни. Данный ход поможет ученым проанализировать «эффективность образовательных программ, степень потребности в национальных школах, а также помогут определить приоритетные направления поддержки культурных инициатив»[5].

Напоминаем, перепись населения состоится в октябре 2021 года.

 

ГАЛИЕВА Айсылу, специально для Исламского портала

 

 



[1] https://www.tatar-inform.ru/news/minnixanov-religioznym-deyatelyam-pered-perepisyu-opiraemsya-na-vas-5825117

[2] https://islamdag.ru/vse-ob-islame/25348

[3]https://www.yarregion.ru/depts/anticom/DocLib1/%D0%9F%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC%20%D0%B2%20%D0%98%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%B5.pdf

[4] https://hadis.uk/xadisy-pro-iskrennost/15660/

[5] https://www.bashinform.ru/news/1557874-eksperty-poyasnili-kak-budut-opredelyat-natsionalnost-vo-vremya-perepisi-naseleniya/


Количество показов: 1157

Возврат к списку