Все об исламе в Индии

Все об исламе в Индии 5 Мая 2020

При упоминании словосочетания «ислам в Индии» нам сразу представляются пышные убранства дворца Тадж-Махал, построенному по приказу падишаха Шах-Джахана в честь своей любимой жены Мумтаз-Махал, которая умерла при родах 14-ого ребенка. Также, мы вспоминаем индусов, осуждающих мусульман за поедание говядины, и о мусульманах, не принимающих политику многобожия индусов. Что еще необходимо знать об исламе в Индии?

Индия – колоритная страна, в которой уживаются индуисты, мусульмане и католики. Ислам  занимает вторую по значимости ступень религий в Индии после традиционного индуизма. Доля мусульман в стране достигает числа в 165 млн человек – около 13,6 % от всего населения. Соседствует страна с другими мусульманскими странами: Бангладеш, Непал, Пакистан. Количество приверженцев религии Мухаммада (с.г.в.) растет с каждым годом: если в 1961 г. перепись мусульман в стране составляла 10,7 %, то в 2011 г. цифра достигла 15%.

История ислама во второй по численности населения стране довольно- таки интересна. Первыми мусульманами, поселившимися на просторах Индии, оказались приплывшие арабы с целью торговли. С конца VII века, они стали поселяться на побережье Индии. Так, сами мусульмане и обращённые в ислам индийцы стали родоначальниками общины мопла на Малабарском побережье. Северо-западная часть Индии была завоевана арабами, в связи с чем, жители современного Пакистана приняли ислам в IX—XI веках. На Индию совершалось множество набегов со стороны иноземцев: в 1001 г. Махмуд Газни совершил набеги на субконтинент, разрушил Сомнатх и захватил Пенджаб, а позже с 1526 по 1858, власть в Северной Индии захватили пришедшие тюркские, персидские и монгольские воины.

Нам известно то, что в индуизме люди делятся на касты. Родившись в семье шудры вы уже не можете претендовать на обладание статусом кшатрии или вайшьи – вам придется всю жизнь проработать по наемному труду, надеясь на то, что «в следующей жизни» карма обойдется с вами лучше и вы станете человеком выше чином. В связи с этой, довольно-таки несправедливой системой, в ислам стали обращаться наиболее обездоленные слои индусского населения. Ислам массово приняло малоимущее крестьянское население дельты Ганга (современный Бангладеш). Мещанская верхушка и купцы также были склонны к переходу в ислам для облегчения доступа ко дворам местных эмиров-мусульман, составивших новую элиту региона.

Европейские вторжения ограничили распространение ислама в стране с конца XVIII века. Однако в ряде независимых регионов, даже после произошедшего в 1949 г. раздела страны, сохранились мусульманские общины. С той поры за счет демографических причин их число возрастает. Мусульманки страны в среднем имеют на 1 ребёнка больше, чем индуски (3,7 против 2,7). Их миграционный отток из страны незначителен из-за ограниченного доступа к образованию и слабого участия в экономике (особенно среди женщин). Поэтому в период между 1991 и 2001 годами число индуистов возросло на 20,3 %, а количество мусульман увеличилось на 29,6 %, как сообщают FB.ru.

Если вы решите поехать в Индию, не забудьте побывать не только в Дели, а также в штате Джамму и Кашмир, ведь именно там мусульмане особенно прижились, а также в старинных городах, которые ранее составляли Делийский султанат. Делийский султанат является первым крупным исламским государством на территории современной Индии, который существовал в северной части страны в 1206 — 1526 и 1539 — 1555 годы. В этот период впервые столицей государства стал Дели. Также впервые в истории миллионы индусов оказались под властью монотеистов. Особенностью Делийского султаната оказался  персидский язык. Если прежде мусульманские завоеватели ассимилировались с индусами, то жители султаната остались верны своим традициям, создали новые правовые и административные системы. Исламизация страны оказала большое влияние и на зодчество, архитектуру сооружений. Известный храм с самым высоким в мире кирпичным минаретом, Кутб- Минар, защищается ЮНЕСКО как объект всемирного наследия.

индия 1.jpg

Основной мечетью старого Дели является Джами- масджид, которая может вместить в себя до 25 000 верующих.

индия 2.jpg

Однажды богатый торговец Хаджа Алишах Бухари перед поездкой в хадж в 1431 году спонсировал все свое имущество на постройку мечети Хаджи- Али. Теперь мечеть является главным достояньем Мумбаев. Мумбаи- город на побережье Аравийского моря. Поэтому приливы-отливы, во время которых волны достигают 3-5 метров, а также сезонные ветра существенно повредили внешнее убранство мечети. Муниципалитет города планирует разобрать и построить заново мечеть, используя белый мрамор.

индия 3.jpg

В Индии сосредоточены настолько разные культуры, что в голове невозможно представить их общество в соседстве друг с другом. Однако, они уживаются – и это факт. Довольно-таки странный и необъяснимый курьез произошел в 2009 годом. Закоренелая мусульманка была замечена возвращающейся домой вместе со своим сыном, одетым в одеяние индуистского Господа Кришны, вскоре после посещения конкурса dahi Handi breaking competition (индуистский фестиваль) в школе (Little Penguins Primary School, Panaji) на фестивале Krishna Janmashthami в Панаджи. Эта фотография с сильным посылом – она говорит о реальном национальном единении и о братстве между индусами и мусульманами. Мусульманка выполняет роль идеальной индийской женщины (независимо от религии), она является тем самым объединяющим ключом, которого не хватает во многих странах для поддержки мира во всем мире.

Смешение двух наций и религий привело к неожиданным удивительным новшествам. Во-первых, это мусульманская кастовая система. Как отмечает журнал LiveJournal: «сословно-кастовая система сформировалась у мусульман на Индостанском полуострове еще во времена Делийского султаната (13-16 вв.). Мусульманская каста обычно именуется бирадари (братство) или бияхдари (эндогамная группа). Обычно ее создание приписывается влиянию индуистов с их кастовой системой (сторонники «чистого ислама» видят в этом, конечно, происки язычников), но, как у нас была возможность увидеть ранее, она успешно функционировала и там, где никаких индуистов не было. Между мусульманскими кастами не существует таких непроницаемых барьеров, как между индуистскими; допускается переход из одной касты в другую. Обоснование существования мусульманских каст дал еще в книге «Фатава-и-джахандари» Зияуддин Барани, хронист и кади султана Мухаммеда Туглака (1325-1351)… Впрочем, кастовое мышление или кастовый подход к человеку был характерен для многих мусульманских мыслителей Индии, и оно было присуще не только суровому Барани, но и слывшему вольнодумцем соратнику Акбара Абу-л Фазлу Аллами.
Как и в Центральной Азии, в Индостане также есть свои знать и простонародье, первые именуются шарифами или ашраф – «благородные», вторые – аджлаф – «низкие». К ашраф в настоящее время принадлежит около 10 % мусульман, проживающих на территории Республики Индия».
Второй примечательностью является язык хиндустани. Хиндустани – язык Пакистана и северной Индии. Это плюрицентрический язык, имеющий две официальные формы – стандартный хинди и стандартный урду. Некоторые различия между ними прослеживаются лишь на лексическом уровне: в урду много заимствований из арабского, персидских и центрально-азиатских языков, в то время как лексика хинди имеет преимущественно санскритское происхождение. Кроме того, письменность хинди основана на санскритском письме деванагари, а письменность урду создана на базе арабского алфавита.

Несмотря на все битвы и конфликты, которые длились столетиями между индусами и мусульманами, они продолжают жить в соседстве каждый день и помогать друг другу во многих обстоятельствах. О межконфессиональной дружбе индусов и мусульман рассказывается в фильме «Брат Баджранги». Немая пакистанская девочка остается на чужой земле в Индии. По милости Бога, ей встретился добросердечный молодой индус, искренний преданный бога Ханумана. Он пытался сдать потерявшегося ребёнка полиции, но ему прямо заявили, что сдадут девочку в приют. Так, он решает попасть в Пакистан самостоятельно, несмотря на общественное осуждающее мнение. Кинокритики высоко оценили фильм, отметив, что это «пронзительная история о том, что любовь родителей к детям, человеческое сострадание и преданность верующего свойственны людям всех народов».

 

ГАЛИЕВА Айсылу, специально для Исламского портала

 



Количество показов: 248

Возврат к списку