Современные подходы к проблеме нравственности

Современные подходы к проблеме нравственности 15 Ноября 2018

Особенности религиозной нравственности:

Эти концепции, в основе которых лежит вера в Бога и загробную жизнь, определены происхождением человеческих идей о Боге и загробной жизни.

Мы рассмотри эту проблему в такой последовательности:

 

1.           Языческая мораль

На большинстве верующих лежит вина, заключающаяся в сравнении других божеств с Единственным истинным Богом, который является Создателем Вселенной и человека. В своей повседневной жизни одни наделили других, отличных от Бога существ, определенной властью, хотя эта власть принадлежит одному лишь Богу. Они нарисовали желаемую картину образов этих божков, наделили их некоторыми из «божественных» сил. Они совершают грехи, надеясь, что эти божки обеспечат им прощение.

 Подобно животным, с которых сняли узду, эти люди пасутся, наслаждаясь на лугах жизни, оглашая их ревом, безразличные к правам остальных и пренебрегающие собственными обязанностями, не делая никакого различия между законным и незаконным. Они полагают, что в обмен на небольшие воздаяния молитв эти божки обеспечат им спасение.

Даже если они выйдут для того, чтобы совершить кражу, эти божки сделают так, что полицейские в это время уснут! Создается впечатление, будто бы эти люди совершили сделку со своими богами о том, что они создадут приятную и любимую ими веру в божков и будут иногда воздавать им молитвы, чтобы умилостивить их, в обмен на это божки обязались присматривать за их делами в этом мире, а в потустороннем мире – ходатайствовать перед Богом от их имени, заверяя, что эти люди находились под их защитой, и поэтому в любом случае, их не следует трогать и подвергать страданиям. В определенных случаях может даже и не возникать необходимость ходатайствовать, потому что кто-то заранее искупил их грехи.

Эти языческие верования до нелепости свели доктрину загробной жизни, в результате чего в пыль превратилась вся система нравственности, возведенная религией. Воздавая дань уважения тем многочисленным религиозным учениям, религиозной морали, сохранившимся в литературе, отметим, что верования, о которых упоминается выше, обеспечили бесчисленные пути избегания, уклонения от необходимости выполнения обязанностей, и какой бы путь из них, они таким образом, не выбрали, они всегда уверены, что обязательно достигнут цели спасения.

Оставив в стороне подобные извращённые верования, мы убеждаемся, что даже там, где доктрина веры в Бога и загробную жизнь сохранилась в  первоначальном виде, ее требования и запросы ограничивались узким кругом личной жизни человека, и из нее было исключено все разнообразие общественной и культурной жизни. Лишь несколько актов, церемоний, ритуалов, определенное ограничение и запретов – это все, что Бог, по-видимому, требует от Своих верующих, и в обмен на выполнение этих обязательств Он подготовил для них спокойное существование в Раю. Если они выполнят эти требования по отношению к Богу, они вольны совершать другие дела в этом мире, так как они того желают. Если же им не удается выполнить даже этих «легких» религиозных обязанностей, они все же могут надеяться на Божественное прощение, которое отворит для них ворота Рая, и, несмотря на тяжелый груз их грехов, Бог обеспечит им ничем не ограниченный вход в него.

 Эта узкая и искаженная религиозная концепция очень сильно ограничила пространство религиозных традиций, в результате чего большая часть важных сфер человеческой жизни была лишена управления и контроля со стороны религии. Более того, даже в самой узкой области религиозной жизни появилась возможность избежать нравственной дисциплины, и некоторые люди используют ее без колебания.

 

2.           Мораль аскетизма

Существует другой тип верующих, свободных от упомянутых выше извращенных верований, искренне верящих в Бога, не питающих лживых иллюзий насчет загробной жизни. Их отличает нравственная чистота, благородный характер, но, вообще говоря, их узкая религиозная концепция и концепция духовной жизни не принесли им желаемого результата. Они принимают позицию безразличного отношения к практическим проблемам жизни, сводя свою деятельность к выполнению особых действий, которыми они  поглощены, очищая свои души, чтобы таким образом обрести способность слышать голоса из Неведомого и улавливать взгляды Божественного существа в этом материальном мире. Они считают, что путь к спасению пролегает не через жизненные невзгоды и падения, а проходит окрестными путями, так что они могут только лишь притронуться к ней и убежать, не вступая полностью с ней в контакт.

Они думают, что единственный путь приближения к Богу заключается в соблюдении некоторых внешних аспектов жизни, именно так, как это регламентировано религией: очищение души посредством использования нескольких полезных методов, проведения жизни в медитации и созерцании, религиозных упражнениях и так называемой духовной деятельности, считая, что

Богу угодно, чтобы они развивали свой сверхчувствительный потенциал и превращались в нечто, напоминающее сверхчеловека, веря в то, что будто бы Он ниспослал на эту землю человеческие существа, уже обладавшие всеми нравственными и физическими качествами, необходимыми для жизни на ней, а не таких, которые сделаны из плоти и кожи и вдохновлены нравственными  и общественными идеями, но подобно джиннам или ангелам, отвергающие мирские удовольствия, ведущие аскетическую жизнь. Такое качество – полное нарушение всей схемы природы и явный мятеж против Воли Божьей, которая внутренне присутствует в Его Создании.

Величайший вред, причинённый человечеству этой неверной религиозной концепции, заключается к том, что она отодвинула от практической жизни некоторых людей из числа тех, которых Бог наделил высокими нравственными качествами, предоставила, таким образом, сферу мирских дел в основном для личностей, имеющих низкий нравственный уровень.

Такова, если говорить вкратце, ситуация в религиозном мире. Большая часть человечества лишена нравственной силы, исходящей от веры в Бога и загробную жизнь. Напротив же, меньшинство, обладающее подобной силой, добровольно отошло от руководства человечеством, и представляет собой зрелище, подобное батарее, вышедшей из строя, вследствие неправильного использования.

 

3.           Нравственность без религии

Этические нормы, которых придерживается большая часть человечества, обладающая властью и удерживающая в свои руках бразды правления народами, лишены какой-либо концепции Бога и загробной жизни. Это не случайно, потому что из этических ценностей человечества этими людьми намерено была изъята идея Бога и загробной жизни. Разумеется, они открыто отказались принимать Божье руководство в этических делах. Хотя большая часть из них признает существование одной или же другой религии, они свели свою религиозную веру до выполнения нескольких правил в личной жизни, сделав из них нечто подобное частной вере в Бога, которую каждому человеку следует тщательно сохранять для себя одного.

Они считают, что религию должна беспокоить общая жизнь человечества. Отсюда следует, что они не нуждаются ни в каком сверхъестественном руководстве делами человечества. Это воззрение оказывает свое влияние на жизнь и мысли многих людей и общественных решений, которые возникли в течение девятнадцатого века, задавшись целью построить жизнь на основах нравственности, но без религии. 

 

Эльвира Маликова, специально для Исламского портала

Источник: книги издательства «Иман»

 


Количество показов: 141

Возврат к списку