Условия становления духовных лидеров в Татарстане в постсоветское время. Часть 2
Остановимся подробно на результатах более чем двадцати летнего опыта функционирования мусульманских учебных заведениях, которые формирую лицо современного духовного лидера.
Существующих сегодня духовных лидеров можно условно поделить на три категории.
Первая группа это представители мусульманского духовенства, чьи мировоззренческие установки сложились в советскую эпоху, где они получили светское образование.
Среди можно выделить ректора РИИ Мухаметшина Рафика Мухамешивеча, главного казыя Джалиль хазрата Фазлыев, директора медресе Ак мечеть Рустам хазрата Шейхвалеева, и других аксакалов, к словам которых прислушиваются основная часть имамов и мухтасибов. Феномен Джалиль хазрата и Рустам хазрата, заключается в том что, не имея зарубежного образования или высшего религиозного образования, имеют достаточно высокий авторитет среди прихожан.
Вторая категория это лица, получившие религиозное образование в советский или постсоветский период в Средней Азии (Мир – Араб, Бухара). Данные имамы, обладающие высоким уровнем богословской подготовки. Именно данные имамы стояли у истоков создания управленческих структур, выступая инициаторами открытия первых учебных заведений в республике.
Яркими фигурами в этой группе были Габдельхак Саматов, Гусман хазрат Исхаков. Феномен влияние на мусульманскую умму этой группы, заключался в том, что большинство служащих Духовного управления мусульман, имамы мечетей являлись их учениками. Уважение к учителю, особенно основателю медресе, достаточно высоко среди шакирдов.
Данную тенденцию мы видим и сегодня среди директоров медресе, такие как Ильяс Хазрат Зиганшин, Наиль хазрат Яруллин и другие, где мнение директора и учителя для современных шакирдов имеет непререкаемый авторитет.
В третью группу входят молодые мусульмане, религиозное сознание которых формировалось в поздний перестроенный или в постсоветский период. Изменившийся вектор в отношении религии, открыл возможности для получения фундаментального религиозного образования, как в России, так и за ее пределами.
Это прослойка образованных, молодых мусульман приобщившиеся к центрам мусульманской цивилизации, является наиболее социально мобильной, и способна возродить богословское наследие татар – мусульман Поволжья и Приуралья, сформировать школу и интеллектуальную элиту, определяя образ будущего ислам в Татарстане.
К данной категории относиться муфтий Камиль хазарат Самигуллин, сильный преподавательский состав Российского исламского института в лице Рустама хазрата Нургалеева, Абдуллы хазрата Адыгамова, Саида (Дамира) Шагавиева, и другие учителя РИИ. Нельзя не отметить и ученых периферийных медресе, таких как Рафик хазрата, Азат хазрат Ак мечеть, Анвара хазрат, Абдульхак хазрат Уруссу, и другие учителя медресе.
Благодаря их научному авторитету к ним за разъяснениями и консультациями обращаются молодые мусульмане. Аргументированные ответы, пользуются доверием в силу того, что хазратов ассоциируют с мусульманской, арабской ученостью.
Необходимо признать, что последняя категория преимущественно представлена в столице и ряде периферийных медресе, где существуют ресурсные, организационные условия для сохранения и закрепления молодых богословов и исламоведов. К сожалению условий, для создания точек роста духовных лидеров, практически отсутствуют.
Как будет формироваться религиозное сознание молодых мусульман, не охваченных в силу территориальной отдаленности от районных центров, или по иным причинам влиянием данных духовных лидеров предстоит оценить.
В каком ключе они будут развивать или уже развивают ислам в своих сельских поселениях – в идеологии традиционализма (ортодоксия), модернизма (реформаторство), возрожденчества (фундаментализм)?
Будущее мусульманского общества зависит от совместной работы власти, духовенство, гражданских структур.
Оценка многогранных факторов ислама на общественно–политическую ситуацию позволит укрепить социальную стабильность и усилить положительный образ российского мусульманина в сознании россиян.
Обобщая опыт функционирования мусульманских образовательных учреждений в Поволжье можно сделать вывод о необходимости корректировки государственно – конфессиональных отношений в области образовательной политики, усиления взаимодействия государственных и религиозных структур в сфере социального партнерства.
Во – первых, необходима поддержка официального духовенства особенно в районах, где муниципальные власти уделяют недостаточное внимание проблемам формирования мусульманских лидеров на местах.
Во – вторых, требуется создать механизмы интеграции выпускников мусульманских учебных как в мусульманскую умму, так и российское общество. Осуществлять мониторинг вопроса их трудоустройства и отслеживания дальнейшего профессионального пути.
Конкретные позитивные практики трудоустройства выпускников будет способствовать поднятию социального статуса духовенства, их роли, и позволит вовлечь подрастающие поколение мусульман в созидательную деятельность.
В третьих, поддержка религиозных учебных заведений, достойная заработная плата учителей заинтересует выпускников медресе в продолжение учебы в высших учебных заведениях, тем самым расширяя малочисленную группу духовных лидеров. Данные меры обеспечат стабильное функционирование медресе.
В четвертых, стимулирование и мотивация сельских имамов остановит процесс оттока их из мечетей. Во многом их уход в светские образовательные учреждения, предприятия, бизнес связан с финансовой составляющей.
Здесь важно использовать опыт, примененный к мухтасибам и решения вопроса о повышения их финансовой заинтересованности.
Примечательно, что сегодня не наблюдается утечка работников с должностей мухтасибов, либо казыев, что стало возможно благодаря стабильной поддержки.
В настоящее время существуют районы, где до 90 % сельских имамов нуждаются в ротации по причине достижения ими солидного возраста. Часть имамов вынуждена совмещать основную свою деятельность в мечети с подработками с целью заработать стаж, и получить более высокую пенсию. В этой ситуации мечети и прихожанам имамом уделяется все меньше времени.
В пятых, проблема пополнения кадров на периферии остается не решенной. Молодежь, окончившая медресе, неохотно поступает на служение своей религии в малые населенные пункты. Причина заключается в необходимости содержать семью и одновременно изыскивать возможности на функционирование мечети. На этом низовом уровне весьма проблематично говорить о духовном росте и становление духовных лидеров.
Выход видеться в создание конкурентной среды среди выпускников на получение должностей имамов именно в малые и средние поселения. Это позволило бы обезопасить мусульман от получения ими отрывочных знаний и не попасть под влияние не традиционных для региона идеологий.
Марданшин М. М. - директор медресе «Фанис», Уруссу
Литература:
1. Доклад Председателя ДУМ РТ, муфтия Гусмана хазрата Исхакова на IV Съезде мусульман Татарстана. – Казань: ООО «Ислам-пресс», 2010.–63 с.
2. Документальные материалы № 2. О деятельности руководства духовного управления мусульман Республики Татарстан в период с 14.02.1999 по 14.02.2000. – Казань, 2000. – 62 с.
3. Документальные материалы №3. О деятельности руководства Духовного управления мусульман республики Татарстан в период с 14.02.2002 по 14.03. 2003. Казань, 2001. – 88 с.
4. Насибуллов К.И. Начальный сегмент мусульманского образования: итоги мониторинга примечетских курсов в Республике Татарстан. /Исламоведение, 2015, №1. – С. 29-42.
5. Якупов Валиулла. Ислам в Татарстане в 1990 е годы. – Казань: Издательство «Иман», 2005. – 144 с.
Якупов Валиулла. Мусульманское образование. Учебная программа для высших мусульманских медресе Духовного Управления Мусульман РТ, 2002. – Казань: Изд-во «Иман». № 2002/1423. – 91 с
Количество показов: 2339