Какой хукм имеет зикр с использованием четок?

Какой хукм имеет зикр с использованием четок? 16 Марта 2011

Четки - это бусинки, при помощи которых человек отсчитывает  хвалебны. Сами четки  являются средством, помогающим в благом. Средства же несут в себе те же нормы, положения, что и цели (иными словами, средства, приводящие к благому, являются благими; средства, ведущие к запретному – запретны). Следовательно, использование четок одобряется, поскольку они облегчают поминание Всевышнего. 

Четки разрешается использовать мусульманину для счета кратких молитв, т.е. для подсчета определенного количества восхвалений Всевышнего. 

Предпочтительнее при счете использовать именно четки, а не пальцы рук, 

так как они больше освобождают сознания для поминания Всевышнего от сторонних размышлений (перебирание бусинок гораздо легче замысловатых касаний суставов пальцев), что более отдаляет человека от совершения ошибки при подсчете. 

На это указывает достоверный хадис. Са‘д ибн Аби-Ваккас передает, что он вошел вместе с посланником Аллаха (с.г.в.) к женщине, а в  ее руках  были фруктовые косточки и мелкие камни, при помощи которых она отсчитывала восхваления. Тогда Пророк (с.г.в.) спросил: «Сообщить ли тебе то, что будет более легким для тебя и наиболее предпочтительным?», - а затем сказал: «[Говори:] “Хвала Аллаху [Субханаллах] в соответствии с тем количеством творений, которые Он создал на небесах”. [Говори:] “Хвала Аллаху  [Субханаллах]  в соответствии с тем количеством творений, которые Он создал на земле”. [Говори:] “Хвала Аллаху [Субханаллах] столько раз,  сколько творений  находится между небом и землей”.  [Говори:] “Хвала Аллаху [Субханаллах] и благодарность Ему [Альхамдулиллях], равная количеству созданных Им творений”. И [говори:] “превелик Аллах [Аллаху Акбар]  такое же количество”, и [говори:]  “нет божества, кроме Аллаха [Ля иляха илляЛлах] столько же”, и [говори:] “нет силы и могущества, кроме как у Аллаха [Ля хауля уа ля куввата илля биллях] столько же”» (Хадис приводит Абу Да’уд в своем сунане(своде хадисов) т.2, с.80; Тирмизи т.5, с.562; Хаким в Мустадраке т.1, с.732). Следовательно, 

Пророк  не запретил ей использование мелких камешков и косточек, а напротив, указал ей на то, что является наиболее легким и предпочтительным. Если бы ее действия были порицаемы, то он непременно разъяснил бы  это. 

Знатоки мусульманского права вывели, что хадис допускает подобные действия  и поэтому разрешили при восхвалении для подсчета использовать руку, маленькие камни и четки вне намаза. Но в намазе подсчитывание руками, четками и т.п. порицается, так как не относится к действиям молитвы. 

Передается от ал-Касима ибн ‘Абдаллаха, который сказал: «У Абу ад-Дарда’ в сумке были финиковые косточки, и по завершении им утренней молитвы он извлекал их (косточки) одну за другой,  произнося восхваления до тех пор, пока они не заканчивались» (Данный хадис приводит ибн Абу ’Асым в своей книге «ал-Зухд»,т.1, с.141). 

Приводится от Абу Надрата ал-Гифарий, который сказал: «Шейх из Тухавы сообщил мне следующее: “Я находился в Медине у Абу Хурайры и  не видел человека из среды сподвижников пророка более торопливого и самого правильного, чем он.  В один из дней, когда я находился у него, он был на своей кровати, а около него лежал мешочек с маленькими камнями или косточками, при помощи которых Абу Хурайра произносил восхваления (тасбих); ниже сидела его прислуга Сауда’. Когда  камушки  заканчивались, он бросал ей мешочек и она, собрав камушки, обратно передавала [мешочек] ему”» (Хадис приводят Ахмад в своем своде хадисов т.2, с.540 и Абу Дауд в своем сунане т.2, с.253). 

На‘им ибн ал-Мухаррир ибн Абу Хурайра передает от своего деда Абу Хурайры , что он  (Абу Хурайра)  имел нить, на которой было завязано две тысячи узлов, и не отходил ко сну, не совершив при помощи них восхваления (Хульят ал-аулийаа, Абу На’им т.1, с.383). 

Подобное передается от Са‘д ибн Aби Ваккаса, Абу Са‘ида ал-Худри, вольноотпущенника Пророка (с.г.в.) Абу Софии, госпожи Фатимы (дочери Хусейна ибн Аби Талиба) и от других сахабов и табиинов. 

Относительно законности зикра с использованием четок имеются сочинения группы ученых, среди которых:

- послание ал-Хафиза Джалал ад-Дин ас-Суютый  под названием «Аль-минхату фии ас-субхати» («Награда в четках»),

- «Иикаад ал-масаабиих ли машру’ыййати иттихаази ал-масаабиих» («Зажигание ламп для законности использования четок») шейха Мухаммада ибн ’Илана ас-Сиддикый,

- «Нузхат ал-фикр фии субхати аз-зикр» («Отрада мысли в четках для зикра») выдающегося ученого Абу ал-Хасанаата ал-Лакнавий. 

Ниже мы заострим внимание на том, что упомянули исследователи правовых школ для подтверждения дозволенности использования четок, несмотря на  очевидность вопроса. 

Ученый  шафиитского мазхаба ибн Хаджар ал-Хайтами на заданный ему вопрос:

- Есть ли основа в сунне относительно четок или нет? - ответил:

- Да! Относительно четок существуют: 

• сочинение аль-Хафиза ас-Суютый; 

• то, что достоверно передано от ‘Умара: «Я видел Пророка (с.г.в.), завязывающим четки своими руками»; 

• то, что достоверно известно от Софии: «Ко мне вошел посланник Аллаха (с.г.в.), когда передо мной было четыре тысячи косточек, при помощи которых я произносила восхваления, и  сказал: 

- Что это, о дочь Хувайи?, - я ответила:

- При помощи них я произношу восхваления. 

 Он сказал:

- Я произнес хвалу, намного превышающую эту с тех пор, как я подошел к тебе (встал перед тобой). 

Я сказала:

- Научи меня, о посланник Аллаха! 

Он сказал:

- Говори: «Хвала Аллаху, равная количеству созданий, которые Он сотворил». 

Ибн Абу Шайба, Абу Да’уд и ат-Тирмизи приводят: «Вы должны восхвалять (тасбих «Субханаллах»), прославлять (тахлиль «Ля иляха илля Ллах»), почитать (такдис), и не будьте беспечными, иначе забудете единобожие». 

Восхваление (тасбих) при помощи маленьких камней и косточек, а также нитью, на которой завязаны узлы, приводится от группы сахабов и тех, кто был после них; приводит ад-Дайлами: «Как замечательны четки в качестве подсчета восхвалений». Приводится также от некоторых ученых: «Подсчет восхвалений кончиками пальцев лучше использования четок», - затем некоторые из них пояснили, добавив: «Если восхваляющий уверен, что не ошибется, то подсчет кончиками пальцев лучше; в противном случае использование четок предпочтительнее» (Ал-фатава ал-фикхыййа ал-кубраа, ибн Хаджар ал-Хайтами, т.1, с.152). 

Из ханафитских ученых сказал ибн ‘Абидин: 

«Нет порицания в использовании четок». 

Доказательством разрешености (дозволенности) четок является хадис от Са‘д ибн Аби Ваккаса с достоверной цепочкой передатчиков, который приводят  Абу Да’уд, ат-Тирмизи, ан-Насааи, ибн Хаббаан, аль-Хаким.  Са‘д ибн Аби Ваккас вошел вместе с посланником Аллаха (с.а.в.) к женщине, а в ее руке были косточки или маленькие камни, при помощи которых она произносила восхваления. Тогда пророк сказал: «Известить ли тебя о том, что является легким и лучшим для тебя…», - и привел хадис до конца. Пророк (с.а.в.) не запретил ей это, а напротив, указал на то, что является легким и наиболее предпочтительным. Если бы подобные действия были порицаемы, то он непременно разъяснил бы это. Поскольку четки предназначены для восхваления, они не выходят за рамки того смыла, который несет в себе этот хадис. Поэтому к использованию косточек и камешков, разрешенному в хадисе, можно приравнять нанизанные на нити косточки, не являющиеся запретным, даже если некоторая группа суфиев и другие используют их  не из-за ханжества и не для славы. В противном случае [если четки используются из-за ханжества и для славы] мы ничего не можем сказать [относительно разрешености подобного использования четок]. Данный хадис указывает на преимущество (предпочтение, превосходство)  специального зикра (т.е. упомянутого в хадисе), даже если он упоминается слегка [т.е. произносится не часто] и не много,  над зикром, выраженным иными формулами. Об этом же  говорится в «ал-Хулья» и «ал-Бахр»” (Хашия ибн ’Абидин т.1, с.650,651). 

Ниже мы процитируем замечательные слова аш-Шаукани: «Последние два хадиса указывают на дозволенность подсчитывания восхвалений при помощи косточек и маленьких камней, а также четок, поскольку между данными способами  нет разницы: Пророк (с.г.в.) одобрил действия обеих женщин и не отрицал их. А указание к лучшему не указывает на запретность совершаемого». 

Относительно подсчитывания камнями и косточками существуют труды (произведения). Например, в части книги «Хиляль ал-хаффаар»  через Му‘тамара ибн Сулеймана от Абу Софии, вольноотпущенника Пророка (с.а.в.), приводится то, что для него (для Абу Софии) ставили плаху, приносили большую корзину (зинбиль), в которой были маленькие камни, и при помощи них он произносил восхваления до полудня. Затем это убирали, а когда он завершал молитву, приносили снова, и он произносил восхваления до вечера. Также приводит имам Ахмад в «ал-Зухде»: “Нам рассказал ‘Аффаан, что ему сообщил ‘Абдаррахман ал-Вахид ибн Зияд от Юнуса ибн ‘Убейда,  мать которого сказала: «Я видела Абу Софии (отца Софии) в числе сподвижников пророка(с.а.в.): он  был казначеем и  совершал восхваления при помощи маленьких камней»”. 

Приводит ибн Са‘д от Хакима ибн ад-Дайлама, что Са‘д ибн Аби Ваккас совершал восхваления маленькими камнями. Ибн Са‘д в «Табакаате» сказал: «Известил нас ‘Абдаллах ибн Муса, сказав, что ему привел Исраил от Джабира, которому прислуживала женщина, передавшая ему от Фатимы бинт Хусейн ибн Аби Талиба, что та [Фатима] совершила восхваление нитью с узлами». Привел ‘Абдаллах ибн ал-имам Ахмад в «Завааид аз-Зухд» от Абу Хурайры, что у того [у Абу Хурайры] была нить с тысячью узлов и он не отходил ко сну, пока не прославлял ими. 

Приводит Ахмад в «Зухде» от ал-Касима ибн ‘Абдрахмана, который сказал: «У Абу ад-Дарда’ в сумке были финиковые косточки, и по завершении им утренней молитвы он вынимал их одну за другой, пока они не заканчивались». Приводит ибн Са‘д от Абу Хурайры,  что он [Абу Хурайра] прославлял [Всевышнего] собранными косточками. Ад-Дайламий в своде Фирдауса по цепочке Зайнаба бинт Сулеймана ибн ‘Али, восходящей к ‘Али, передает от матери Хасана бинт Джа‘фара, которая приводит от своего отца и деда: «Каким замечательным напоминанием являются четки». Ас-Суюти  в конце раздела, названном «Ал-минхату фии ас-субхати» и входящим в его книгу, состоящую из фетв, написал: «Не приводится ни от кого из предшественников и позднего поколения запрет совершать зикр при помощи четок. Напротив, многие из них использовали четки для подсчета и не видели в этом ничего порицаемого» (Нейл ал-аутар Шаукаани, т.2, с.366). 

Из изложенного выше ясно, что зикр с использованием четок - похвальное действие, способное помочь  собраться с мыслями, сосредоточиться на поминании Всевышнего. Более того, использование четок предпочтительно,  если человек боится ошибиться в счете. 

Всевышний превыше всего и Он более Сведущ. 

 

Муфтий Египта

Али Джумаа

 


Количество показов: 8069

Возврат к списку