Красная и Белая мечети Томска

Красная и Белая мечети Томска 5 Февраля 2011

Мы, Хакимовы Абдумуталлиб Абрабжон угли, Абдулхамид Абрабжон угли вместе с папой и мамой  приехали  в Томск из Узбекистана в сентябре 2003 года.

Поселились на Московском тракте в татарской слободе. Так называется микрорайон, где с давних времен селились татары. А ещё этот район называют Заисток. Сейчас на территории этого микрорайона проживают люди разных национальностей. Это татары, узбеки, азербайджанцы, таджики, киргизы, грузины, чеченцы, башкиры, черкесы, кабардинцы и другие народы.  Все они исповедают  исламскую религию, посещают Белую  или Красную мечеть. Мы вместе с папой тоже ходим в мечеть.

Когда я первый раз увидел Белую мечеть, то просто остолбенел. Какая она красивая! Какая она белая, замечательная! Мне показалась, что она плывет над городом. Я попал в  восточную сказку, захотелось обязательно войти. Мне было тогда восемь лет, и я думал, что меня туда не пустят. Через несколько лет, когда я учился в 4 классе, мы всем классом сходили туда. Теперь мы ходим туда с папой.

Недалеко от Белой мечети находится наша школа №10. Она расположена в старинном здании из красного кирпича. В неё я пошел учиться во второй класс, а Абдулхамид пошел в первый класс. В школе мы с братом стали ходить в школьный музей и стали экскурсоводами.  Узнали много интересного об истории мусульманской религии и мечети.

Оказывается, в начале XXI века в мире насчитывалось 900 миллионов мусульман – людей,  исповедующих ислам, которая по праву считается одной из ведущих религий в мире. На территории Российской Федерации проживает 26 миллионов мусульман. Зародился ислам на землях Волжской Булгарии (Татарстан) в 922 году. Арабские купцы кроме товаров завезли туда и Коран.

Ислам имеет многовековую историю и уникальную культуру. Ислам – одна из традиционных культур России, сделавшая много для формирования самосознания многих народов и в первую очередь татар.

Первая мечеть в нашем городе Томске была построена ещё в XVIII веке. Это утверждение базируется на прошении Мухамеда-Наби Мавликеева Аплинова царю Александру II от 29.04.1855 г., в котором он просил разрешения построить около мечети дом для проживания муллы, заверяя, что эта земля более 100 лет принадлежит мусульманам. К сожалению, ответа на это письмо в фондах государственного архива Томской области не сохранилось. Что стало с этой первой мечетью, никто не знает. В то время в Заистоке были частые пожары, наводнения и стихийные бедствия.

Мы с братом учимся в школе № 10, и нашим большим увлечением стала работа в школьном музее «Заисток». Нам нравится рассказывать об экспонатах музея, проводить виртуальные экскурсии для разных гостей, узнавать новое.

У нас в музее сохранилось несколько дореволюционных открыток, выпущенных в 1903-1905  годах, где изображена деревянная мечеть.

Это прямоугольное деревянное здание с вытянутыми оконными проемами, на крыше есть минарет с куполом. Рядом находятся небольшие деревянные строения.

С 1876 года рядом с мечетью на Татарской улице находилось казанско-магометанское училище, где дети получали начальное образование на родном языке.

В 1898 году было открыто второе (Сайдашевское) училище, а через 7 лет в 1905 году – Хамитовское. Очень приятно, что мусульмане так заботились и заботятся о нашем образовании,  хотят, чтобы мусульмане были грамотными, не забывали свой родной язык.

В Томске две мечети – «Красная» и «Белая». Они построены в начале ХХ века до революции. Мы сначала и не поверили, что это здание и есть  Красная мечеть.

Какая она несчастная! Как же над ней посмеялась жизнь! Мы с братом узнали, что Мечеть утратила минарет высотой 40 метров и купол! В тридцатые годы XX века мечеть перестала действовать. Там был размещен клуб «Нацмен», потом библиотека. С 1942 года по 1985 год расположился цех ликероводочного завода, а с 1986 года – цех завода пищевых продуктов. Только в 1990 году здание было возвращено мусульманам. Теперь надо очень много денег, чтобы возродить это здание. Школа оказала материальную помощь для того, чтобы начала работать Красная мечеть. Для изучения арабского языка мы отдали свои парты, стулья, скамьи, классные доски, помогли организовать спальни для студентов.

У Белой Мечети тоже нелегкая судьба. Построена она по проекту архитектора А.П. Лангера в 1905 году. В 1930 году Белую мечеть приватизировало государство – здесь было зернохранилище, потом карандашная фабрика. В этот же период были разобраны минарет и купол — гумбаз. В 1990 году здание Белой Соборной мечети было возвращено мусульманской общине города Томска. На субботниках, когда восстанавливалась мечеть, работали наши учителя и наши ребята. Они выносили мусор, убирали помещения, двор. Все березы  перед Белой мечетью посажены  ребятами и учителями нашей школы. К 1999 году она была восстановлена в первозданном виде. Изящное, воздушное старинное  здание вызывает восхищение. Белая Соборная мечеть играет большую роль в общественной жизни мусульман города Томска.

Люди смогли воздвигнуть на века две величавые мечети в те далекие годы, когда само разрешение на строительство было сложно получить у имперских властей. В нашей жизни с братом она тоже много значит.  Каждую пятницу  в обед папа приводит нас в Белую мечеть, иногда мы ходим сами. Там мы встречам наших одноклассников. Мы читаем намаз.

Очень часто в гости к нам в школу приходит Имам Белой мечети Нурулла Калыкахунов. Мы знаем, что в Томске он живет более десяти лет. Имам Белой мечети очень частый гость в нашей школе. Он является членом Учредительного Совета нашей школы. Когда Имам Нурулла проводит в школе с нами беседы, то мы все слушаем его с большим вниманием и уважением. Он сделал много хорошего для детей разных национальностей. В школе проводились конкурсы среди учащихся на лучшее знание Корана. Членами жюри были представители Совета старейшин и лично Имам Нурулла. Многие ребята ходят в мечеть, молятся, приходят на праздники.

Но больше всего мы с братом любим наши национальные праздники.

У нас, мусульман, есть два очень больших праздника: Рамазан-байрам, Курбан-байрам. В Рамазан-байрам мы ходим по соседским домам, рассказываем разные стихи про этот праздник. Соседи слушают и угощают нас разными сладостями. В эти дни мы соблюдаем пост. Завтракаем, когда солнце еще не взошло и «закрываем рот» (читаем молитву). Весь день мы ничего не едим, не пьем. Вечером, после захода солнца, «открываем рот», пьем воду и едим немножко соли. Кушать можно только то, что не прикоснулось к огню.

В Курбан-Байрам мы должны сделать пожертвования. 

Оказывается, что с 1991 года, когда мы с братом ещё не учились в школе, были маленькими и жили в Узбекистане, то в школе, где мы сейчас учимся, проводились для всех мусульман национальные праздники (Курбан-байрам, Рамазан-байрам). Ведь мечети тогда еще не были восстановлены. Собиралось очень много народу, до тысячи человек, во дворе школы. Выступал Имам, Совет старейшин, школьники показывали концерт, а потом помогали накрывать столы. На улице готовили плов, шурпу, угощали разными национальными блюдами всех желающих. Теперь эти праздники проводятся в Белой мечети.

Нам нравится быть экскурсоводами в нашем школьном музее «Заисток». Собирая материал о мечетях, мы поняли, что очень мало знаем. Эта тема нас заинтересовала, и мы с братом продолжим её изучать, ведь в Томской области много мечетей.

 

Абдумуталлиб и Абдулхамид ХАКИМОВЫ,

г. Томск

Количество показов: 11107

Возврат к списку