Гендерный джихад: взгляд изнутри (или женская реформа в исламе)

Из-за ее взглядов и суждений относительно ислама, особенно после того, как она провела молитву в роли имама в южной Африке и Нью-Йорке, у нее начались серьезные разногласия с фундаменталистами. Однако данная книга повествует не только об этих событиях и в ней, кроме противоречий, есть много интересного.
В самой Вадуд и в этой книге мне нравится то, что она четко определяет, себя как мусульманку, любит религию и своего Бога. В отличие от других воспоминаний и разговоров феминисток об Исламе,
данная книга написана в духе веры и рассказывает о том, насколько Ислам является феминистской религией и приводит новую интерпетацию Корана с точки зрения феминизма.
Эта книга представляет собой очень интересную и сильную работу. Книга начинается с утверждения автора о том, что ее видение ислама не является единственным или истинным исламом. Существует много видов и интерпретаций ислама – и так было задумано Аллахом. На стр. 6 во вступительной части она пишет:
Как отмечает автор, признавая многочисленные и разнообразные интерпретации Ислама, а также тот факт, что никто по-настоящему не может утверждать об "истинном" исламе, она могла развиваться, увеличивать свои знания и правильно выразить свои идеи и взгляды. Я думаю это как раз то, чем грешат многие религии, выражая себя в качестве единственной или совершенной интерпретацией определенной веры (например, Католицизм в противопоставлении Протестантству и т.д.). Должен сказать, что по причине отсутствия религиозного образования, некоторые части книги были слишком сложными для меня, но, несмотря на это, книга написана очень интересным и доступным языком.
Главная тема, которой Вадуд претворяет свой труд, это тема языка и определения. По ее словам, как мы можем на самом деле знать то, что подразумевает автор под определенным словом, если многие слова имеют множество значений. Приводя пример, она пишет, что
наиболее подходящим значением слова ислам является "вынужденное подчинение". Если же по отношению к понятию «ислам» употребить понятие «покорность», тогда это приведет к отстранению человеческой воли и сознания от веры.
Однако очевидно, что не все мусульмане являются идеальными, поэтому человеческая воля должна являться частью понятия «ислам». Поэтому, понимая ислам как «вынужденное подчинение» вы признаете уникальный дар, которым Аллах наградил человека - свободу воли. Именно посредством свободной воли люди делают выбор и подчиняются Аллаху - хотя они обладают свободной волей.
Еще одной ключевой идеей, оказавшей на меня влияние и заставившей меня задуматься, было обсуждение проблемы языка. По мнению Вадуд, язык не является совершенным.
Возьмите, например, аяты о восходе Солнца - Солнце на самом деле не восходит. Нам так кажется потому, что Земля движется вокруг Солнца. Аллах, конечно, знал, что солнце не может восходить, но Он был ограничен словарным запасом языка и знаний той эпохи. Это означает, что Коран дает нам лишь ориентиры и знамения,
которые мы должны использовать для того, чтобы двигаться вперед, по мере того как наука и знание все больше превосходят научную картину мира эпохи откровения. Вот что она пишет на 214-й странице:
«Человеческий язык ограничивает самораскрытие Аллаха. Если откровение посредством текста должно быть на человеческом языке, для того, чтобы люди его понимали, тогда откровение не может быть божественным или конечным.
Это вытекает из суждения, согласно которому откровение имеет божественную природу и указывает, наоборот, на то, что источник использовал ограничения человеческого языка для того, чтобы указать на конечное направление (или по-другому руководство) для развития человеческой нравственности».
В целом, это книга изобилует интересными идеями, которые перевернули во мне представление об исламе, заставив задуматься об этой религии, причем в более позитивном русле (хотя, в отличие от многих других, я всегда относился к нему положительно). Конечно, в книге есть места, которые мне не понравились, в частности, те, которые содержали рассуждения автора о противоречиях, связанных с некоторыми ее высказываниями и публичными выступлениями. Они были интересными, но больший интерес для меня представляли рассуждения на религиозные темы. Отличная, но тяжелая для восприятия книга, которая останется со мной надолго.
Источник: www.amckiereads.wordpress.com
Название: Взгляд изнутри на гендерный джихад: женская реформа в Исламе
Автор: Амина Вадуд
Объем: 286 с.
Жанр: документальный, религия, женщины
Издательство/год: One world/2006
Источник: моя полка TBR
Рейтинг: 4/5
Почему я ее прочитал: я взял его давно, поскольку она мне понравилась
Дата прочтения: 01.08.10
Справка:
Амина Вадуд (р. 1952; англ. Amina Wadud) — первая в истории женщина, проводящая мусульманские религиозные церемонии в качестве имама, профессор изучения ислама Университета Штата Виржинии в Ричмонде англ. Virginia Commonwealth University (VCU) in Richmond, Virginia.
18 марта 2005 Амина Вадуд первая в истории женщина, проведшая с группой верующих пятничную соборную молитву джумаараб. جمعة ) ) в качестве имама. Церемония состоялась в помещении епископальной церкви св. Иоанна Богослова в Нью-Йорке. Три мечети отказались проводить церемонию, в частности из-за угроз. В церемонии приняло участие около 100 человек, а на улице прошла бурная демонстрация протеста. В 1994 г. Амина Вадуд провела пятничную церемонию хутба (араб. جمعة в мечети Клермонт Мейн Род в Кейптауне (ЮАР), что тоже вызвало протесты.
В октябре 2005 г. Амина Вадуд выступила на Международном конгрессе исламского феминизма в Барселоне и получила предложение занять пост имама общины из 30-и человек.
Амина Вадуд — специалист по гендерным проблемам и изучению Корана. Защитила докторскую диссертацию в Мичиганском университете. Изучала арабский язык в университетах Египта — Американском университете, Каирском университете и Университете Аль-Азхар.
Автор книги «Коран и женщина. Перечитывая Коран с женской точки зрения» (Qur’an and Woman: Rereading the Sacred Text from a Woman’s Perspective).
Количество показов: 4100