Насколько правильно говорить: «Пусть ребенок сам выберет себе веру»?
Объективно говоря, до 15 лет не касаться веры ребенка, предоставить его внутренне развитие на усмотрение случайных обстоятельств и его собственных попыток найти решение, значит, оставить его тонуть в эмоциональной незрелости его внутреннего мира.
Наряду с тем, что в обществе, в том числе и с точки зрения политики, ведутся споры об «уроках религии», в действительности, следует ли, никак не вмешиваясь в этот процесс до самого совершеннолетия, ждать, когда ребенок сам сделает свой выбор? Не являются ли все вмешательства до этого срока антидемократическими и приносящими вред способности ребенка самому делать свой выбор? Не сужают ли они его кругозор и не есть ли это насильно навязанное знание? Даже не учитывая религиозную сторону вопроса и принимая в качестве критерия качество развития ребенка, следует отметить, что с точки зрения чисто педагогики, ребенок не может сам по себе определить свою веру.
То обстоятельство, что теоретически дети не могут сами по себе определить свою веру становится очевидным даже при более или менее близком знакомстве с этапами развития ребенка, выделенными швейцарским психологом и философом Жаном Пиаже. Сказать «Пусть ребенок выберет сам», в своей сути, значит оставить его в одиночестве в период времени, когда у него еще нет способности делать выбор, а его духовный мир полон вопросов, на которые он старается найти ответы. Это одиночество ставит ребенка в безвыходное положение. Предоставить ему самому отвечать на эти носящие интеллектуальный характер вопросы и самому удовлетворять свои психологические потребности для ребенка, который еще даже не в состоянии обеспечить себя куском хлеба, вполне достаточно, чтобы нарушить его духовное равновесие.
Собственно говоря, дети имеют веру в какую-то абстрактную силу. Например, если вы спросите у ребенка о таких, с его точки зрения, абстрактных и могущественных явлениях, как молния, звезды, гром, то услышите, что он довольно интересным образом связывает все это с Создателем. И как раз в этой точке следует развивать абстрактную мысль ребенка и, давая ему верные разъяснения, заложить в нем здравые основы. Иначе эта неизвестность разовьется в напряженность. Например, мы видим, что в определенном возрасте дети обо всем и часто со страхом в глазах спрашивают «А это не грех?» Давать удовлетворительные ответы на такие вопросы или оставлять их на собственное усмотрение ребенка является проблемой, связанной с вопросом веры.
В развитии ребенка выделяют период эгоцентризма – времени, когда он воображает, что весь мир создан для него, а все окружающие обязательно как-то связаны с ним. Это период ребенок переживает в возрасте 2-4 лет. К концу 4-ого года своей жизни он знакомится с ошеломляющей его мыслью, что некоторые вещи никак не связаны с ним. Это считается первым крушением иллюзий (!), необходимым ребенку для жизни. Братик или сестренка, появившиеся в этот период времени, усугубляют это крушение. По мнению большинства психологов, это первое в его жизни тяжелое испытание, которое должен преодолеть ребенок, и оно необходимо для того, чтобы ускорить его психологическое развитие. В этот период ребенок потихоньку усваивает мысль, что вне его существует мир, неподконтрольный ему. Поэтому существуют определенные предметы, необходимые для такого усвоения: его кукла, пистолет, машинка, одеяло и т.п. Ребенок частично бывает удовлетворен тем, что в состоянии контролировать эти предметы, и делает шаг за шагом переход в мир, который ему неподконтролен.
В этот период времени разъяснить каждого по отдельности и в сдержанной форме актеров этого неподконтрольного ребенка мира уменьшит переживаемое им крушение иллюзий, и сделает переход во внешний мир более спокойным. Если при этом в качестве одного из самых важных актеров этого неподконтрольного мира (как и о других людях и явлениях) рассказать ему о понятии «Создателя», который более справедлив, более любящий, но и сильнее, ближе к нему остальных, бесспорно, это поможет ему спокойнее сказать «здравствуй» внешнему миру. Это понятие милостивого Создателя также и научит ребенка не так драматично воспринимать все происходящее в неподконтрольном ему мире.
Источник: www.ailehaber.com
Количество показов: 3079