Можно ли мусульманам праздновать Новый год?
Многие верующие считают, что в исламе не принято отмечать некоторые праздники, которые привычны всем в нашем светском государстве. Один из них – Новый год. В данной статье разобрали, можно или нельзя праздновать Новый год в Исламе, а также обратились к имаму и исламскому богослову за ответом.
Первая причина, почему Новый год отмечать нельзя – отсутствие исламских основ в празднике. Ислам основан на принципах и учениях, закрепленных в Коране и сунне, в этих источниках не содержится указаний или разрешений отмечать Новый год. Нет доказательств того, что пророк Мухаммад или его последователи отмечали этот праздник.
Вторая причина – влияние языческих обычаев. В прошлом, до распространения ислама, многие народы праздновали Новый год посредством языческих обрядов и ритуалов. За той же фигурой Деда Мороза легко угадывается христианский святой Николай, а украшение елки – это давний рождественский обычай. Ислам стремится избегать таких языческих практик, и поэтому многие мусульмане считают, что отмечать Новый год неприемлемо, чтобы не смешивать свою религию с языческими верованиями.
Третья причина ограничения празднования Нового года – ослабление концентрации на важных исламских праздниках. В исламе есть несколько важных праздников, таких как Рамадан и Курбан-байрам, которые требуют особой молитвы, поста и совершения религиозных обрядов. Отмечая Новый год, мусульмане могут отвлекаться от этих более важных обязанностей перед Богом.
Четвертая причина отказа мусульман от Нового Года – распределение времени. Ислам ставит акцент на эффективном использовании времени и распределении его на выполнение религиозных, семейных и общественных обязанностей. Многие мусульмане считают празднование Нового года неэффективным расходом времени, поскольку это не является религиозной обязанностью.
Абдулла Адыгамов, доктор исторических наук, доцент РИИ
– Я не считаю новый год абсолютно запрещенной вещью, если человек придерживается требований шариата, если семья собралась, они посидели, Коран почитали, попросили у Аллаха Всевышнего, чтобы следующий год был у них успешным, благодатным – я не вижу в этом греха. Что касается детей – можно сразу сказать детям, что деда мороза не существует, что все дает Аллах Всевышний и просить можно только у него.
Шамиль Аляутдинов, имам-хатиб московской Мемориальной мечети, исламский богослов и проповедник
– Новый год, новогодние выходные, каникулы – традиционно праздничные дни, это семейный праздник и никакого отношения к язычеству он не имеет – так как никто не поклоняется Деду Морозу и Снегурочке, – отметил он.
Шамиль Аляутдинов, по вопросу празднования Нового Года, провел параллель к словам Египетского ученого, бывшего муфтия Египта, богослова Али Джума. Он высказывался про запреты на европейскую одежду для мусульман на начальных этапах ее появления.
– На этапе появления европейской одежды (шляп, костюмов) мусульманские ученые запрещали надевать такую одежду, даже высказывали мнение о том, что тот, кто ее наденет, тот становится безбожником. И это не потому, что данное действие само по себе лишает человека веры, а потому, что ее обычно носили безбожники. Но когда эта одежда стала повсеместной, обычной для людей, без привязки к какой-либо религии, абсолютно никто из мусульманских ученых уже не говорил о запрете на ее ношение.
Россия светская страна, в которой Новый год – традиционный, семейный праздник, местный обычай, когда люди подводят итоги прошедшего года, сдают отчеты, дарят друг другу подарки, поэтому говорить о запрете нового года, опираясь на языческие корни данного праздника – определенное невежество, – отмечает Аляутдинов.
Ильгиз Салахеев
Исламский портал
Количество показов: 623