Фильм на все времена: «Мусульманин»

Фильм на все времена: «Мусульманин» 3 Июня 2023

Фильм «Мусульманин», вышедший на российские экраны в 1995 году, вызвал большое количество разговоров о себе. Картина была интересна как обычному зрителю, так и искушенным кинокритикам, и подтверждение тому - множество престижных фестивальных наград.

В российском кинематографе не так много картин, описывающих жизнь мусульман. Режиссер фильма - народный артист России Владимир Хотиненко, известный нам по фильмам «Гибель империи», «Поп», «Достоевский», «Бесы». Главные роли исполнили популярные актеры - Евгений Миронов, Нина Усатова и Александр Балуев.

По сюжету рядовой Николай Иванов, воевавший в Афганистане, провел 7 лет в плену у моджахедов. Когда его вели расстреливать, проезжавший мимо крестьянин выкупил пленника, и Коля заменил ему убитого сына. Так солдат принял ислам и в родное село вернулся мусульманином. Поначалу односельчане встретили его с радостью, но со временем выяснилось, что его изменившееся мировоззрение вызывает агрессию и неприятие не только у соседей, но даже у родного брата Фёдора. Сильно пьющему (как и большинство жителей села) Федору не по нутру, что его брат не пьет, не курит, совершает намаз и живет по канонам ислама.

Несмотря на все эти обстоятельства, Николай-Абдалла не обижается на окружение, а принимает его таким, какое оно есть, и пытается поменять людей посредством отдельных немногословных, но очень эмоциональных призывов и высказываний.

Тем не менее, смена веры главного героя вызывает тотальное непонимание и неприятие со стороны односельчан, изначально воодушевленных чудесным спасением земляка. Владимир Хотиненко показал в фильме не самую приятную сторону русской деревни. Бедность, пьянство, отсутствие всяческих перспектив, страстное стремление к достойной жизни, воплощаемой посредством купюры американского доллара. В этом описании угадывается образ целой страны, не сумевшей быстро оправиться после экономических и политических потрясений. Складывается ощущение, что режиссёр посредством образа русского мусульманина хотел показать эту реальность как бы с позиции наблюдателя, для которого моральное и социальное падение сравнимо с тяжким грехом.

Образ Николая до определённого момента кажется исключительно положительным. Тем не менее, не всё так однозначно. Военное прошлое Николая имеет белые пятна, и замполит, капитан запаса, на протяжении всего фильма следит за Абдаллой. Дело в том, что во время одной из операций в Афганистане, отряд главного героя попадает в окружение. В ходе отступления убивают практически всех, кроме замполита, которому удается-таки бежать, потеряв лучшего друга Алексея, и Николая, попавшего в плен. В итоге замполит клянётся убить Николая-Абдаллу, так как считает его предателем. Доподлинно неизвестно, являлся ли главный герой предателем, так как иных свидетельств, кроме заявления замполита, нет. При этом в сюжете никак не отражены переживания Николая по этому поводу. Однако, так или иначе, проходят годы, но память о том афганском бое жива. Замполит узнаёт о возвращении героя в Россию и решает отомстить.

7c52886b-ed14-4d7d-92ed-ea4b4af9c83a.jpg

Сама фигура замполита – это тоже отражение России девяностых. Страны, которая потеряла одни ценности и не сумела найти новые. Главный антагонист Николая хоть и рассказывает о том, что начал изучать Новый Завет, но по существу уходит в своих начинаниях в сторону оккультизма. Эта тема, кстати, воплощается в фильме посредством свиноподобного образа сатаны, выныривающего из реки. Увлечение подобными идеями, не имеющими ничего общего с традиционными религиями, также стали характерным признаком того времени.

Актёрский состав фильма заслуживает отдельного упоминания. Евгений Миронов сыграл главного героя. Роль ему в целом удалась, но некоторые моменты, связанные, прежде всего, с произношением молитвенных формул на арабском языке, могут вызвать вопросы у мусульман.

Нина Усатова и Александр Балуев, сыгравшие мать и брата главного героя, стали лауреатами премии «Кинотавр» за свои роли в «Мусульманине».

В завершении хотелось бы отметить, что фильм вышел очень вдумчивым и непростым для восприятия. Это остросоциальная драма, пронзительная, тяжёлая, противоречивая, отражающая саму эпоху постперестроечной России. Интересное и достойное кино, актуальное и по сей день.

Юсуф Фаткылов, Равилов Булат, Ильдар Искаков,

Исламский портал


Количество показов: 596

Возврат к списку