Исламские новости

Механика и машиностроение в исламском мире в Средние века 25 Ноября 2019

Механика и машиностроение в исламском мире в Средние века






© CC0 / Public Domain

С первых веков ислама управление водными ресурсами и необходимость компенсации дефицита осадков были главной проблемой как для городов, так и сельских районов. Эта потребность в управлении водой и связанные с этим усилия вытекают из развитой с древности гидравлической науки в областях, вошедших в состав исламского халифата – Ближнем Востоке, Иране и Египте.

Развивая гидравлические технологии для снабжения городов водой, мусульмане часто использовали существовавшие ранее трубопроводы. Арабские географы были в восторге от этих сложных древних сооружений. Аль-Идриси (XII в.), например, выражал восхищение древнеримским акведуком Толедо. Ибн Халдун сравнивал римские акведуки в Карфагене и Шершеле (Алжир) с пирамидами Египта. Другие модификации римских гидротехнических сооружений можно было увидеть в Севилье, Хаэне и Уэльве. В Алеппо канализационная сеть, которая обслуживала большинство прилегающих районов в XIII в., была на самом деле копией ранее существовавшего трубопровода, построенного в древности. В Тунисе и для решения проблемы дефицита воды из-за недостаточного количества осадков, с которой столкнулся город в XIII в., Хафсиды должны были восстановить большую часть римских акведуков этого региона.

Исламские ученые стали создавать крупные гидравлические системы на основе небольших гидравлических чертежей. Распространение этого технического ноу-хау привело к лучшему пониманию методов обнаружения подземных вод и способов их доставки на поверхность, а также к росту эффективности усилий по сбору дождевой воды и увеличению объема резервуаров для этого.

Кяризы или канаты (подземные водные галереи), таким образом, распространились из Центральной Азии в южное Средиземноморье и на Аравийский полуостров, на мусульманский Запад и Сицилию. По словам Дж. Оливье Асина, во времена династии Мухаммеда I (X век) Мадрид cнабжался водой через сеть канатов с галереями длиной от 7 до 10 км.

Доступная стоимость такой технологии привела к ее быстрому распространению по всему мусульманскому миру. Мусульманский крестьянин в Средние века использовал и другие ирригационные системы, такие как шадуф - приспособление для подъема воды из реки или колодца. В городах строительство водоподъемных колес сделало доступными речные воды, такие были построены в Алепе, Хаме и Алболафия в Кордове. Заказал и финансировал их эмир из династия Альморавидов Ибн Ташаф. Диаметр таких колес достигал 15 м.

Изготовлялись эти приспособления на основе отрывочных технических представлениях, но благодаря практическому опыту и знанию местности. Они глубоко изменило аграрный ландшафт в ту эпоху. В современном испанском языке многие связанные с орошением термины имеют арабское происхождение (alberca; azud; algibe; noria; aceña и т.д.). Это свидетельствует о большом влиянии этой культуры воды на регион, включая все Средиземноморье.

EU_Pres_24a.jpg

По мере развития гидравлических систем и методов ведения сельского хозяйства, крестьяне стали выращивать новые культуры тропического или полутропического происхождения (рис, сорго, сахарный тростник, хлопок, баклажаны и т.д.).

Мусульмане достигли значительных успехов в механике. Помимо работы по переработке и усвоению значительного объема знаний, унаследованных от древности, они внесли свой вклад в ряд технических усовершенствований. Братья Бану Муса (IX в.) из Багдада были авторами «Книги гениальных устройств», частично вдохновленной идеями Герона из Александрии (125 г. н.э.) и Филона из Византии (230 г. н.э.).

В одиннадцатом веке андалузский механик аль-Муради изобрел автоматы, работающие на основе сложных систем сегментных и эпициклических передач. Но единственная упоминающая об этом арабская рукопись, в настоящее время хранящаяся в библиотеке Медичи во Флоренции, находится в очень плохом состоянии.

Знаменитый трактат аль-Джазари, написанный им в 1206 году, дал толчок развитию машиностроения. Его труд считается самым важным при изучении искусства создания машин от античности до эпохи Возрождения. Книга изобилует эскизами разных механизмов, таких как, подъемная машина, которая работает с использованием системы кривошипов. Аль-Джазари также задумал технологию всасывающего и крутящего насоса, тем самым внося значительный вклад в начало механизации.

Эти изобретения были катализатором развития технических науках или арабской школы машиностроения. В соответствии с изобилием разных трудов по этой сфере, были очень популярны инструменты для подсчета времени и часы для установления времени молитв. Все крупные города мусульманского мира имели монументальные часы.

Один из первых текстов, касающихся существования и первого использования этого типа инструмента, пришел к нам от Эйнхарда, одного из биографов Карла Великого. К 807 году багдадский халиф Харун аль-Рашид (786-809) отправил французскому королю в Экс-ла-Шапель подарки, среди которых были гидравлические часы. По словам Эйнхарда, это были «позолоченный часы из бронзы, конструкция которых демонстририрует самое замечательное искусство. Механизм, движимый водой, отмечает двенадцать часов, и в тот самый момент, когда заканчивается каждый час, равное количество маленьких бронзовых шариков падает на колокольчик под ними, создавая звенящий звук при падении. Когда наступает двенадцатый час двенадцать кавалеров выходят через двенадцать окон, закрывая их за собой…»

devices00.jpg

Другие работы такого рода упоминаются великими летописцами мусульманского мира. Андалузский путешественник Ибн Джубайр, посетив Дамаск в 1184-85 годах, привел длинное описание монументальных часов  Большой Мечети Омейядов. Благодаря специально адаптированным механизмам часы могли показывать не только часы дня, но и часы ночи.

Географ Якут аль-Хамави (м.1229) говорит о часах этого типа на Мальте во времена правления эмира Яхья. Они вдохновили на создание других инстурментов этого типа, например, тех, которые в 1142 г. в Палермо установил Рожер II. Археологические находки свидетельствуют о наличии на часах надписи на трех языках (латинский, греческий и арабский).

Из всех этих моделей, упоминаемых в средневековых источниках, только часы в Фесе, похоже, пережили разрушение времени. Двое сохранившихся часов относятся к XIV веку – одни из них расположены на Большой мечети аль-Карауин, а другие возле медреса аль-Бунания.

Источник: https://www.qantara-med.org

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала


Возврат к списку