Исламские новости

Рай под ногами не женщин, а матерей 17 Февраля 2012

Рай под ногами не женщин, а матерей

Абубекир Сифиль, глава центра «Дар аль-хикма», является личностью, известной в Турции не только своими научными исследования на тему Ислама и модернизма, но и своими литературными произведениями. В последнее время он много говорит о том, что попытки приспособить модернизм к Исламу ведет мусульман к хаосу, и такое невозможно даже теоретически.

Когда говорят «современная исламская мысль», то что Вы включаете в круг этого понятия?

Говоря о современной мусульманской мысли, я имею в виду представления о мироздании, восприятие религии и мира, созданные ими систему мыслей и ценностей, которые были порождены Западом в периоды Ренессанса, Реформации, Просвещения. В центре этой системы стоит человек Запада. Я имею в виду его позитивистское, рациональное, секулярное мышление, отторгающее религию, не приемлющее иного авторитета, кроме самого человека, утверждающее, что за пределами материального мира ничего нет. Естественно, это мышление и система ценностей, присущие человеку Запада, под давлением Запада в экономической, военной, технологической сферах, оказали влияние и на исламский мир. Эта точка развития, достигнутая Западом, была абсолютизирована, и часть мусульман начали и в исламском мире процесс «раскрепощения и мятежа». Получило распространение мнение: «Запад сумел достичь такого прогресса, приняв протестантское мировоззрение. Поэтому и мы можем достичь этого же, если оставив прежнее/классическое религиозное мировоззрение». Исламская умма во всех областях от вероубеждения (итикад) до фикха, от Сунны до Корана подверглась процессу «отчуждения», «разобщения» в русле западной системы ценностей. Я это имею в виду.

Модернизм прививает нам культуру потребления. Но с другой стороны, остается наша мусульманская идентичность. Возможно ли создать мусульманский модернизм?

Ислам и модернизм не могут быть вместе. Такое невозможно представить даже теоретически. Например, отношения мужчины и женщины, место и роль женщины в обществе. Мусульманская женщина, воспитанная в духе модернизма, образована, интеллектуально развита, она хочет работать в тех же областях, что мужчины. Она хочет строить «внешнюю» жизнь вместе с мужчинами. И ищет подтверждение своей позиции в Исламе. Но реальность и религиозные тексты (насс) вступают в противоречие. Тогда мы начинаем пытаться истолковывать религиозные тексты в определенном направлении. Так как за основу мы принимаем существующую реальность, мы и не думаем изменить ее, мы предпринимаем попытки приспособить религиозные тексты под эту реальность. Между тем, правильно реальность приспосабливать под религиозные тексты. Для человека, ищущего довольства Аллаха, не может быть иного пути.

А что означает для Вас «приспособление реальности к религиозным текстам»? Отказ женщины от «внешнего» мира? Как, по-вашему это возможно?

Это не означает отказ, но женщина должна присутствовать во «внешнем» мире только столько, сколько это необходимо. В качестве базовой точки, например, может выступать потребность в женщинах-врачах, нужных для лечения женщин. В тех областях, где испытывается потребность в женщинах, пусть они присутствуют. Но мы знаем, что «исламские феминисты» этим не ограничиваются. Они говорят: «Давайте разделим жизнь на две области, пусть женщины и мужчины делят ее». Но здесь возникает противоречие. Это не соответствует религиозным текстам. В Коране говорится, что праведная женщина – это женщина покорная. Некоторые же затрудняются понять, о чем здесь идет речь.

Что имеется в виду под покорностью женщины?

В наши дни женщина представляется как личность, соревнующаяся с мужчинами. Якобы на протяжении истории мужчины не давали ей полностью исполнять свою роль. Сейчас же, женщина, утверждая свое существование во «внешнем» мире, берет реванш за прошлое. Но женщина создает общество! Если женщина исполняет свою миссию, т.е. материнство, то Рай простирается у ее ног. Обратите внимание, Рай у ног не женщин, а матерей!

Некоторые утверждают, что женщины вынуждены работать, чтобы обеспечить себя. Вы же говорите, что должны работать только женщины-врачи?

Я не вижу никакой проблемы в том, если разведенная женщина или вдова будет работать, чтобы обеспечить себя. Условия сегодняшней жизни принуждают ее к этому. В своей сути, когда женщина оказывается в таком состоянии, ей должно помогать государство. Но так как сегодня такой возможности нет, женщина в таком положении может работать, не выходя при этом за рамки шариата. Женщины немало пострадали из-за господствующих традиций, необразованности, от людей, невежественных в Исламе. Но все это не должно привести нас к отношениям между мужчинами и женщинами, которые предлагает модернизм. Эти отношения мы должны выстраивать так, как учит нас Ислам.

К чему нас приведет модернизм?

Модернизм – это извращение. Это отдаление от основ. Если то, что лежит в основе, мы называем традицией, в каком-то смысле мы устанавливает для него категорию. Является ли ценой традиции доллар? В Исламе есть свои традиции. В своей сути, нет ничего, что не имело бы традиций, и было бы только современным. Люди имеют свое восприятие мира, практикуемое ими на протяжении веков. И это восприятие мира, без разницы для мусульманина или немусльманина, говорит: подобия процессам глобализации, которые мы наблюдаем сейчас, в истории мы никогда не видели. Мы никогда и не видели таких массовых убийств, как во времена модернизма. В двух мировых войнах умерло 100 миллионов человек. Т.е. причиной того положения, в котором мы оказались сейчас, когда человечество сбилось с пути, является модернизм.

А нельзя ли, оставаясь в рамках модернизма, создать мусульманский модернизм?

Нет, это невозможно, потому что в основе модернизма лежит протестантизм. В какой-то мере есть и влияние католицизма. Церковь держала западное общество под гнетом. Пережив это, люди западного общества стали отстранять религию из своей жизни. Стали говорить, что, будучи независимым от церкви, можно оставаться религиозным. Это был порог, и он был преодолен за счет того, что католицизм был вытеснен протестантизмом. Протестантизм породил индивидуальное толкование религии. С наступлением эпохи Просвещения критика протестантизмом католицизма уже превратилась в критику религии в целом со стороны разума. В этот раз целью стал институт религии, т.е. церковь. Место веры заняло знание, место церкви – светские институты. Религия в целом стала вытесняться из жизни. Вместе с Просвещением в жизнь людей пришел секуляризм, считающий загробную жизнь выдумкой. Отторжение религии и абсолютизация земной жизни привели к тому, что утвердилось сознание, в центре которого была выгода. Секуляризм не признает загробной жизни и мировоззрения, в центре которого находится вера. Человек мыслится как всего лишь тело, материя, лишенная души. А в качестве основ принимаются его экономические потребности.

Вы можете отнести к этой категории людей, которые говорят о необходимости реформы в Исламе?

Западные люди называют таких «лютерами Ислама», потому что подобие того разрушения христианства, которые было осуществлено Лютером, они хотят осуществить в Исламе. Т.е. исходя из утверждения Вебера, что через протестантизм произошел переход к капитализму, так и в Исламе возникнет свой протестантизм, а после него – капитализм. Секуляризацию на Западе можно признать приемлемой, потому что существовал гнет церкви. Он мешал экономическому развитию стран, продавались участки земли из Рая, на ноги и на разум надевали кандалы. Но в Исламе нет такого деспотизма, чтобы существовала необходимость в секуляризации! Поэтому движения, протестующие против Ислама, приводят нас не к «нормализации», а к искажению религии. Мы знаем, что Коран и Сунна не подверглись искажению.

Почему они считают необходимым исламский «протестантизм»?

Утверждение модернизмом господства над миром, технический прогресс, а на заднем плане всего этого – эксплуатация и рабство, обеспечили «выгоду» Западу. Западные страны стали богатыми, развитыми, а противоположность этому исламский мир остался позади. В этом смысле причиной отставания является не Ислам, корень проблемы в неправильном понимании Запада и недостаточном его исследовании. Запад обеспечил накопление капитала за счет эксплуатации. На этой основе обеспечил подъем уровня образования. Потеряв жизнь будущую (ахират), Запад считает, что жизнь – это только то, что есть здесь и сейчас. Макс Вебер подчеркивает: «Распространение протестантизма привело не к тому, что появился христианин, посещающий реформированную церковь, платящий церковный налог, посвятивший себя Богу, а появился христианин много работающий, производящий, ведущий конкурентную борьбу».

Какие недостатки вы считает присущими современным мусульманам?

Восприятие религии, созданное модернизмом, в той или иной мере казалось на всех нас. Оно проявляет себя в наших взглядах на экономику, отношениях между мужчинами и женщинами и во многих других областях. Есть проблемы в нашей вере, наших восприятиях, уровне знания. Второе, перестав в необходимой степени практиковать поклонение, мы не можем быть в полном смысле мусульманами. Все меры содержатся в Коране. Мы не можем в необходимой степени интегрировать исламские науки в нашу жизнь. Не разделяя светские ли это знания (математика, литература и т.п.) или религиозные (тафсир, хадис, фикх и т.п.), нам нужно учить знания, даже если для этого надо ехать в Китай. Самый большой наш недостаток в этом.

Что же мы можем сделать в самом общем смысле, чтобы противостоять модернизму?

Модернизм подчеркивает, что общество должно быть основано на плюрализме, и никто не должен вмешиваться в образ жизни другого. Ты будешь уважать его, он будет уважать тебя. Наши источники учат нас вершить призыв к добру и отвращать от дурного, реальность же говорит нам: «Нет, ты должен уважать ошибки другого». Если мы будем закрывать глаза на недостатки другого, если не будет наставлять его самым мягким образом, то какой нам смысл называться мусульманами? Это возложенная на нас ответственность, цель нашего существования.

Беседовал Мерве Сена Кылыч

Источник: www.yenisafak.com.tr

Перевод: www.islam-portal.ru


Возврат к списку