Исламские новости

Суфийская терминология и Ибн Таймийа 22 Декабря 2011

Суфийская терминология и Ибн Таймийа

Как относился Ибн Таймийа к суфийским терминам и какое вкладывал в них содержание? В этом пытается разобраться турецкий исследователь Мурат Кайаджан

Исламский ученый и мыслитель Ибн Таймийа (ум. 1328 г.), взгляды которого оказали влияние на различных мусульманских ученых и течения, как утверждается в книге Мустафы Кара «Суфийская терминология Ибн Таймийи» (1), был противником подхода такого рода, как «Такой-то человек является твоим наставником (шейх) в этом мире и загробном». По его мнению, слово суфий, мутасаввиф происходит от слова «носящий шерстяные одежды», но ношение шерстяных одежд не имеет никакой основы в религии. Если наш Пророк (с.а.в.) во время походов носил шерстяные одежды, это не означает, что такую одежду надо носить постоянно.

Ибн Таймийа не отвергал совершенно понятие аскетизма (зухд). Для оставления того, что не несет пользы для будущей жизни и отсутствия интереса к этому, он использовал термин «законный аскетизм (зухд)». Иной, абсолютный аскетизм помимо этого в Коране и Сунне не упоминается. К примеру, с целью поклонения все время молчать, не спать, голодать и т.п. не входит в рамки религии. Превращать дозволенное в запретное не является аскетизмом. В вопросе аскетизма вызывающим самое большее доверие трудом является «Книга аскетизма» («Китаб аз-зухд») Имама Ахмада и Абдуллаха ибн Мубарака. В книгах, созданных позже, есть как истинные, так и ложные высказывания.

Согласно Ибн Таймийе, приблизиться к Всевышнему Аллаху можно с помощью узаконенных видов поклонения. Это и есть путь блага, красоты и добра. Это и есть суть пути, именуемого аскетизмом (зухд), бедность (факр) и тасаввуф. Но его связь с самыми первыми аскетами (захид) и суфия не абсолютная. Восхваление и возвышение их степеней не является препятствием для того, чтобы в нужном месте подвергнуть их критике, их слова, поступки и состояния сделать объектом дискуссии (2).

Согласно Ибн Таймийе, суфийский термин «уединение» (хальват) не является аналогом упоминаемого в Коране термина итикаф. Итикаф совершается только в мечети. То, что наш Пророк (с.а.в.) до ниспослания ему пророчества уединялся в пещере Хира, не является доказательством в пользу хальвата, потому что уже став пророком, он никогда не ходил туда. Но Ибн Таймийа не отвергает совершенно хальват. Например, если есть опасность, что человек, находясь в компании, втянется в грех, ему лучше предпочесть уединение.

Ибн Таймийа утверждает: «Наша религия отвергает постоянный пост». По его мнению, мучить себя, отказываться от брака – это все действия, пришедшие из христианства. То, что сам он, не будучи противником брака, не женился, заставляет предполагать, что у него были «законные оправдания» для этого.

В вопросе поминания (зикр) Ибн Таймийа, опираясь на Ибн Маджу, говорил, что самый великий зикр – это «Ля иляха илляЛлах», а возникшие спустя годы зикры вида «Аллах, Аллах, Ху, Ху» находил несообразными.

Ибн Таймийа утверждал: «Есть два вида святых (авлийа) – святой от Аллаха и святой от шайтана». По его мнению, самыми великими из святых (авлийа) были сахабы Посланника Аллаха (с.а.в.). В Коране и Сунне таких понятий нет. Авлийа могут быть среди мусульман любого уровня. Пусть он называется хоть факир (бедный, неимущий), хоть суфий, хоть торговец, хоть судья, все добродетельные мусульмане являются авлийа. Приписывать возможность быть авлийа только какой-то группе ошибочно. В таком случае, к людям Аллаха (ахлуЛлах) и «святым» (авлийа) можно относить и ученых правоведов (факих), и хидисоведов, и комментаторов Корана, и даже языковедов. Ибн Таймийе принадлежат слова: «Сколько есть непокорных (зындык), носящих абаю, сколько есть праведных, носящих кафтан» (3). По его мнению, такие понятия, как гавс «помогающий», кутб «полюс, средоточие», актаб «полюса» и т.п. не могут применяться в отношении «святых» (авлийа). Суфии взяли эти и подобные термины (хатамуль анбийа «печать пророков», абдал «поклоняющийся», наджб «благонравный») из той иерархической терминологии, которую создали в отношении своих имамов шииты, а все хадисы, приводящиеся в качестве доказательства для этого, выдуманы (4).

Ибн Таймийа утверждал, что чудо (карамат) может возникнуть в результате совершения намазов, чтения Корана, поминания (зикр) и ночных намазов. Не обязательно, что «святые» (авлийа), которые выказывают чудеса (карамат), в чем-то превосходят других мусульман. Ведь сутью является не чудо (карамат), а непоколебимость (истикамат). Чудо проявляется у религиозного человека тогда, когда это нужно, и не является доказательством его совершенства в святости. Те сахабы, которые не выказывали чудес (карамат), часто были совершенными в святости. При этом важно иметь в виду, что грешные люди и неверные также могут при помощи шайтана выказывать сверхъестественные способности.

Как мы видим, Ибн Таймийа предпринимал старания, чтобы слова, не упоминающие в Коране в качестве терминов, или наполнить своим содержанием, или истолковать в соответствии со своим пониманием сунны. Вы можете сравнить это с нашим отношением к таким понятиям, как права человека, свободы и т.п.

Мурат Кайаджан

Мурат Кайаджан – турецкий писатель, преподаватель кафедры тафсира факультета богословия Университета Муш Алпарслан.

Примечания:

1- Uludağ Üniv. İlahiyat Fak. Derg., S. 1, Bursa, 1986.

2- Uludağ, Süleyman, “Tasavvuf Karşıtı Akımlar ve İbn Teymiye’nin Tasavvuf Felsefesi”, İslamiyat Derg., S. 3, Ank., 1999, s. 50.

3- Uludağ, a.g.m., s. 51-52.

4- İbn Teymiye’den nakille bkz. Sarmış, İbrahim, Tasavvuf ve İslâm, 4. bs., Ekin Yay., İst., 2005, s. 147.

Источник: www.haksozhaber.net

Перевод: www.islam-portal.ru


Возврат к списку