Исламские новости

В Османской империи широко практиковалась прививка против оспы еще до её изобретения в Европе 25 Марта 2024

В Османской империи широко практиковалась прививка против оспы еще до её изобретения в Европе

Как показывают свидетельства современников, в Османской империи широко практиковалась прививка от оспы, которую делали женщины-целительницы. Она была предшественницей вакцины против оспы, разработанной английским врачом Эдвардом Дженнером в конце XVIII века.

Средневековый врач-христианин Саид ибн аль-Хасан (ум. в 1072 г.) в одном своем трактате сетует на веру пациентов в «дряхлых старух». Как он пишет, несмотря на «их «недостаток ума», больные считают таких женщин «более знающими и придерживающимися более здравого мнения, чем [мужчины]-врачи». В связи с этим Саид ибн аль-Хасан заявляет, что «ученая медицина» – это удел врачей-мужчин. Это утверждение важно с той точки зрения, что проливает свет на положение женщин-целительниц в средневековой мусульманской цивилизации. 

Несмотря на насмешливую характеристику Ибн аль-Хасаном таких целительных как «дряхлых старух», профессор Петер Порманн из Манчестерского Университета предположил, что в «средневековых исламских и европейских обществах раннего нового времени» для получения медицинской помощи обращались, главным образом, к ним. Они были «медсестрами и акушерками», «сиделками и целительницами». То, что «научный медицинский дискурс» был уделом врачей-мужчинами, не означало, что женщины-целительницы были исключены из медицинской практики. Напротив, как утверждает Петер Порманн, они представляли «потенциально мощную конкуренцию» врачами-мужчинами. Это можно рассмотреть на примере раннего современного общественного здравоохранения Османской Империи XVIII века.

 

1. Прививка от оспы в Османской империи: женское дело

Два письма, написанные английскими путешественниками XVIII века, посетившими Османскую империю, содержат важные сведения о широко распространенной практике прививки от оспы, которую, в основном, делали женщины. Одно из этих писем написано леди Мэри Монтегю, женой английского посла в Константинополе, и адресовано Саре Чизуэлл (1717), а второе принадлежит англичанину Патрику Расселу и обращено к его брату Александру (1767). Будучи врачом в Алеппо, Патрик Рассел провел обширное исследование широко распространенной практики прививки среди арабов Османской империи. Из-за нехватки источников, в которых женщины-целительницы сами описывали бы ее, письма, объясняя, как проводилась упомянутая процедура, проливают свет на нее.

 

2. Письма леди Мэри Монтегю

Оспа считалась одним из величайших бедствий человечества, поскольку в XVIII веке это была смертельная болезнь, которая оставляла отметины на теле на всю жизнь. Как самое раннее профилактическое средство от эпидемии, прививка, практикуемая в Османской империи, включала «перенос гнойничковой жидкости от человека, больного оспой, к ... здоровому человеку». Старые целительницы, известном как коджакари, были известны тем, что «проводили ритуал» лечения оспы.  В письме от 1 апреля 1717 года, которое жена английского посла адресовала Саре Чизвелл, она описывает эту процедуру так: «Здесь имеется группа пожилых женщин, которые считают своим делом выполнение этой процедуры. Каждую осень в сентябре месяце, когда спадает жара, люди посылают друг другу сообщения, чтобы узнать, не хочет ли кто-нибудь из их семьи переболеть оспой. Когда они собираются (обычно 15 или 16 человек) для этой цели, приходит пожилая женщина с ореховой скорлупой, наполненной материалом с лучшим видом оспы, и спрашивает, какие вены они хотели бы вскрыть. Она тут же вскрывает то, что ей говорят, большой иглой [...] и вводит в вену столько яда, сколько может скопиться на кончике иглы [...] и таким образом вскрывает 4 или 5 вен».

пр_леди мери.jpg
Леди Мэри

На следующий год леди Мэри договорилась, чтобы «пожилая женщина» ввела профилактическое средство ее сыну, после просьбы хирурга посольства Чарльза Мейтленда (ум. 1748) сделать прививку мальчику. 23 марта леди Мэри в письме мужу сообщает, что их сын Эдвард был «привит в прошлый вторник и сейчас поет, играет и очень нетерпеливо ждет ужина». Позже, в 1722 году, Чарльз Мейтленд описал женщину, сделавшую прививку, как «старую гречанку». Из слов леди Мэри также следует, что прививка была «женской заботой».

«Письма из турецкого посольства» остаются подробным и авторитетным отчетом о пребывании леди Мэри. Но они сосредоточены только на Стамбуле, где был «привит» ее сын.

 

3. Рассказ Патрика Рассела о прививке

Патрик Рассел, напротив, рисует более широкую картину, «опрашивая женщин в гаремах, их слуг-бедуинов» и торговцев, отмечая, «что прививка использовалась почти повсеместно и за пределами крупных городов, таких как Константинополь и Алеппо». Описывая свое посещение турецкого гарема, Рассел пишет, что одна женщина рассказала ему о методе «операции»: «Пожилая бедуинка, которая выслушала меня с большим вниманием, заверила дам, что мой рассказ в целом справедлив, за исключением того, что я, похоже, не очень хорошо понимаю способ выполнения операции, которую, по ее утверждению, следует проводить не ланцетом, а иглой; она сама заразилась этим способом, когда была ребенком [...] добавив, кроме того, что эта практика была хорошо известна арабам».

Хотя он не выезжал за пределы Алеппо, Патрик Рассел подтвердил у нескольких турецких торговцев из Багдада и Мосула, что профилактическое средство было распространено и среди восточных арабов, и даже практиковалось в священном городе Мекка. Аналогично описанию леди Мэри в ее письме 1717 года, Патрик Рассел пишет, что обычной практикой было «сообщать публично», чтобы люди могли «сделать прививку своим детям».

Письмо этого медика было адресовано его сводному брату Александру, который стал врачом на фабрике Levant Company в Алеппо в 1740 году. Александр оставил данную должность в 1753 году, но Патрик Рассел занимал ее еще восемнадцать лет, и братья часто писали друг другу. Это объясняет, почему их переписка напоминает записки натуралиста. Патрик Рассел и был «опытным натуралистом», писавшим коллеге-врачу, который провел тринадцать лет в Алеппо. Его наблюдения подтверждаются информацией из первых рук, а не случайным наблюдением.  Получив письмо Патрика, Александер позже выступил с речью перед Королевским обществом, указав, что сообщенное в нем имеет значение для медицинского сообщества. Взятые в целом, оба источника демонстрируют центральную роль женщин в широком распространении профилактических средств от оспы. Более того, как вытекает из них, эта процедура «была делом женщин».

пр_2.jpg


4. Женщины- целительницы и происхождение вакцины

«Прививки», которые делали «пожилые женщины» в XVIII веке, указывают на зачатки общественного здравоохранения в Османской империи, предшествовавшие современной вакцинации. Однако у нас мало сведений о женщинах-целительницах, которые действовали за пределами больниц и, следовательно, за пределами дискурса «ученой медицины». Леди Мэри пишет, что «каждый год тысячи людей подвергаются этой процедуре», а пожилая бедуинка, с которой беседовал Патрик Рассел, «в свое время сделала прививки многим». Это указывает, что в Османской империи сформировалась ранняя форма общественного здравоохранения, в которой женщины принимали активное участие. В отличие от документов вакфов (благотворительных фондов), где указывается зарплата врачей, нет записей о заработной плате женщин-целительниц, и, следовательно, из источников можно получить мало информации об этом.

Описанная израильским историком Мири Шефер-Моссенсон как «хирургическая процедура», прививка была практикой народной медицины, вероятно, ремеслом, которое передавалось от учителя к ученику посредством наблюдений и практики. Однако она «не была задокументирована в медицинских текстах и трактатах», и не являлась практикой «институциональной медицины» в больницах XVIII века или столетиями ранее. Дж. К. Мур, английский историк XIX века, предполагает, что, согласно различным источникам, такая прививка имела неизвестное происхождение, но была распространенной процедурой в Персии, Армении, Грузии и Греции. Более популярная теория гласит, что она возникла в аравийских пустынях, «где не было ни врачей, ни священников», и впоследствии оказалась «монополизированной старухами», как пишет Дж. К. Мур. Также высказывалось предположение, что черкесские торговцы распространили прививку в османских провинциях XVII века. Кроме того, считается, что попадавшие в турецкие гаремы черкесские женщины, которых прививали в детстве, популяризировали эту профилактическую процедуру «во дворе Блистательной Порты». Известно, что занимались этим не только целительницы-мусульманки. Данный факт подтверждают свидетельства Эдварда Тарри, английского врача, проживающего в Алеппо. Он записал, что в 1706 году масштабная эпидемия оспы поразила районы Стамбула Галату и Перу (Бейоглу), где «гречанка, уроженка Мореи» привила 4000 человек. В то время это были пригороды Константинополя, где жили европейцы». Упоминаемая леди Мэри жила в Пере в 1717-1718 годах, и здесь старая гречанка сделала прививку ее сыну.

 

5. Бросая вызов «Структуре научных революций» Томаса Куна

Согласно американскому историку и философу науки Томасу Куну, прививка не была «научной революцией» до конца XIX века. Преобладающая до этого парадигма гуморальной медицины отвергала прививку еще во II веке, и ей пришлось подождать конца XIX века, чтобы произвести революцию в медицине. Турецкий исследователь Нихан Бозок предполагает, что нельзя говорить об ее изобретении в каком-то одном конкретном регионе. Историки могут обнаружить несколько истоков этой практики. Таким образом, вакцина против оспы, скорее всего, появилась в разных географических регионах с разницей в несколько столетий. История современной медицины называет изобретателем прививки от оспы английского врача Эдварда Энтони Дженнеар (1749-1823), который в 1796 разработал способ вакцинации, заключающийся в прививке неопасным для человека вирусом коровьей оспы. А женщины-целительницы, которые не соответствуют этой парадигме, получили минимальное признание.

 

Автор: Фатима Шариф

Источник: https://muslimheritage.com

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала


Возврат к списку