Исламские новости

Часы в истории мусульманской цивилизации и их значение 22 Марта 2024

Часы в истории мусульманской цивилизации и их значение

В мусульманской цивилизации большое значение придавали определению времени, что способствовало развитию часового дела.

 

Значение точного определения времени в исламе

Мусульмане должны совершать пять ежедневных молитв (салят), время которых определяется по положению солнца. Время первой рассветной молитвы (фаджр) начинается с появлением зари и заканчивается непосредственно перед восходом солнца. Полуденная молитва (зухр) начинается в полдень. Предвечерняя молитвы (‘аср) наступает во второй половине дня, когда тень от объекта достигает определенного соотношения длины. Магриб, вечерняя молитва начинается, когда солнце полностью скрывается за горизонтом. Ночная молитва (иша) наступает, когда вечерняя заря полностью исчезает.

В настоящее время мусульмане по большей части не наблюдают за небом или солнцем, чтобы определить время молитв, а полагаются на специальные таблицы. Но в прошлом все было иначе. Время молитв узнавали исключительно при помощи астрономических наблюдений. Появилась новая профессия муваккит (хронометрист, производное от арабского слова вакт «время»), которые были прикреплены к мечетям и медресе.

 

Муваккиты – специалисты по определению времени

В Средние века в исламском мире существовали две группы людей, которые специализировались на определении времени молитв. Одна из них не обязательно была связан с каким-либо религиозным учреждением. Таких специалистов называли микати. В другую группу входили ученые, которые работали в мечетях и поддерживались ими. Это и были муваккиты. Первое упоминание о муваккитах встречается в Египте в XIII веке. Известно, что они служили в Великой мечети Гранады в конце того же столетия, а также в Фесе.

чм_часы бу иная.jpg

Муваккит руководил составлением таблиц для определения времени пяти ежедневных молитв в своей местности. Поскольку узнавали это время по астрономическим явлениям, таким как утренние и вечерние сумерки, восход и заход солнца и длина теней, эту работу мог выполнить только человек, обладающий знаниями астрономии. В нескольких случаях должность муваккита занимали выдающиеся математики. Например, Ибн аш-Шатир (1306-1375), который был муваккитом мечети Омейядов в Дамаске, внес значительный вклад в усовершенствование птолемеевской модели небес.

Типичным примером также является сирийский астроном аль-Халили (ок.1365), который составил обширные таблицы для астрономического использования. Большую часть своей жизни он проработал муваккитом в мечети Омейядов в Дамаске. Основным трудом аль-Халили был набор этих таблиц для астрономического хронометража, представляющий собой кульминацию средневековых достижений ислама в математическом решении проблем сферической астрономии. Некоторые из этих таблиц использовались в Дамаске до XIX века, а также в Каире и Стамбуле в течение нескольких столетий. Основные наборы таблиц сохранились во многих рукописях, и они стали предметом научных исследований с 1970-х годов. 

чм_1.jpg


Какие часы использовали в исламском мире?

В исламском мире были широко распространены солнечные часы. Вместе с этим, из-за необходимости определять время ночью, в дополнение к ним мусульмане использовали водяные часы, а позже и механические.

Писатель, богослов и зоолог аль-Джахиз (ум. в 896 г.) упоминает в своей «Книге животных», что «во дворцах халифов и ученых были клепсидры (водяные часы) для определения времени». О популярности водяных часов можно судить по примеру, приведенному Абу Хамидом Аль-Газали в описании водяных часов в его книге «Арбаин фи усул ад-дин», в котором он пытается объяснить исламскую концепцию божественного предопределения и судьбы (аль-каида валькадар) с помощью водяных часов. Он дает подробное описание того, как работают эти часы, и использует поступательное движение их деталей в качестве примера причинно-следственной связи. Как он пишет, подобно их движению, все события, которые мы видим, происходят не случайно, а вызваны другими событиями. Очевидно, что имам Аль-Газали (1058 -1111) не использовал бы такой пример, если бы водяные часы и их механизм не были так хорошо известны людям в его время.

чм_часы мечети каравиун.jpg
Часы мечети Каравийин

Такие часы необходимо было защищать от неблагоприятных погодных условий, храня их в помещении. В некоторых случаях, когда циферблат должен был быть виден прохожим, механизм устанавливался за внешней стеной здания. Примером являются часы Ридвана ас-Саати, которые были установлены в Баб Джейруне (ворота Джейрун) мечети Омейядов в XII веке во время правления Нур ад-Дина Занги. Другим образцов являются часы Бу-Инания 1357 года постройки в Фесе. Несмотря на то, что их механизм уже не работает, стену с часами все еще можно увидеть напротив школы Бу-Инания. Вместе с этим, сохранилась комната с водяными часами с астролябией в мечети аль-Каравийин в этом же городе, хотя сами часы уже не работают. Часовой механизм находится за стеной. Времени можно было узнать по звуку и количеству камешков, падающих на 24 латунных чашечки, которые видны в верхнем углу стены. Первоначально эти часы был заказаны султаном из династии Маринидов Абу Салимом и установлены 20 ноября 1361 года.  

 

Часы Мекки в прошлом

Как и во всех крупных мечетях, в Запретной мечети имелись свои хронометражные устройства. В древности люди определяли время по солнечным часам. В многочисленных источниках упоминаются солнечные часы Мекки. С появлением новых технологий определения времени, священный город получил такие разработки благодаря паломникам, которые приезжали сюда со всего мира.

В свете популярности и распространения водяных часов по всему мусульманскому миру немыслимо, чтобы в Запретной мечети не было часов, показывающих время днем и ночью. Невозможно представить, чтобы халиф Харун ар-Рашид, который прислал Карлу Великому водяные часы и который, как и его жена Зубайда, часто совершал хадж (паломничество), не установил бы такое устройство и в главной мечети ислама. Но в источниках об этом, к сожалению, информации нет. Некоторые сведения можно получить, изучая старые изображения в свидетельствах о паломничестве, путеводителях и молитвенниках, а также на изразцах, картинах и фотографиях Запретной мечети.

чм_Плитка с изображением Мекки, ок. 1720-1730.jpg
Плитка с изображением Мекки, ок. 1720-1730

Сохранившиеся образцы старинных изображений Мекки восходят к XII веку. Большинство из них свидетельствуют о наличии двух малоэтажных зданий недалеко от колодца Замзам, за Макамом Ибрахима (место в пределах комплекса Запретной мечети, на котором стоял пророк Ибрахим во время строительства Каабы). Считается, что одно из них предназначалось для муваккита.

На самой ранней фотографии Запретной мечети, сделанной в 1880 году османским египетским военным инженером Мухаммадом Садик-беем (1832-1902), можно увидеть два здания с куполами в крайнем правом углу. То, что слева, предназначено для муваккита и упоминается в арабской подписи к оригинальной фотографии как Куббат аль-Саах «Купол часов» и Дар аль-Мувакит «Обитель муваккита». Мы не можем установить, какой тип или сколько часов было установлено в этом сооружении.

чм_фотография, сделанная в 1881 году Мухаммедом Садик-беем.jpg
Фотография, сделанная в 1881 году Мухаммедом Садик-беем

Арабский исследователь аш-Шариф аль-Харити дает подробную информацию о купольном сооружении в статье, посвященной потомкам семьи Бани Хашим. Среди прочего, он ссылается на труд под названием «Салнаме аль-хиджазия», в котором упоминается Купол часов в речи, произнесенной муфтием Мекки Шафи Ахмадом ибн Зайни Дахланом: «В 1259 году по хиджре (1843 г.) султан Абдул Маджид I приказал отправить большую партию книг для размещения в Доме раздачи воды Аббаса, который должен был служить библиотекой для ученых и студентов. Он назначил библиотекаря и его помощников, которым выплачивалась солидная зарплата ... Еще один его приказ касался другого купольного сооружения, получившего название Фаррашина и предназначенного для муваккита. Книги и часы принесли огромную пользу…».

Другой исследователь, Ахмад Дахлан сообщает: «В 1300 году были снесены два купола, Книжный и Часовой. Причиной послужило то, что они мешали паломникам, а также страх наводнений (например, наводнения 1278 года уничтожило много книг). Часы были отправлены в специальное место, построенное между Баб Али и Баб Базан, а книги были перенесены в купол, примыкающий к школе Сулеймания, рядом с Баб Дурайб».

Итак, эти два куполообразных сооружения были демонтированы в 1300 году по хиджре (1883 г.), а часы перенесены в специально построенное помещение между воротами Али и Базан. Хронометражные устройства, должно быть, сохранялись до установки электрических часов на башне здания мухафазы аль-Хамиди с видом на Каабу.

На фотографии Каабы, сделанной в 1910 году изображена эта башня с часами. Стоит отметить, что в музее Мекки есть большие электрические часы, которые, как считается, были приобретены от имени короля Абдул Азиза в 1933 году. 

чм_Фотография мечети аль-Харам и Каабы 1910 года с часовой башней.jpg
Фотография мечети аль-Харам и Каабы 1910 года с часовой башней


Современные башенные часы Мекки

В 2012 году были введены в эксплуатацию впечатляющие электронные часы на вершине одного из сооружений под названием «Королевская башня», входящих в грандиозный комплекс Абрадж аль-Байт возле Запретной мечети. Высота «Королевской башни», в которой располагается отель, равняется 601 м. Под шпилем с полумесяцем находятся огромные часы, циферблат которых виден во всех районах Мекки. Это поистине гигантское сооружение. Один только полумесяц, украшающий здание, весит больше 100 тонн, а вес одной стрелки на часах составляет 7,5 тонн. Минутная стрелка имеет длину 22 м, а часовая – 17 м. Часы Абрадж аль-Байт находятся на высоте более 400 м и имеют диаметр 43 м. Они состоят из четырех циферблатов, благодаря чему и можно видеть время из любой точки города. Кроме того, эти часы являются самыми высокорасположенными в мире.

чм_часы мекки.jpg
Часы Мекки 

Источник: https://muslimheritage.com / Salim Al-Hassani «The Clocks of Makkah Over Time»

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала


Возврат к списку