Исламские новости

Турецкие ученые выражают озабоченность по поводу сохранности мусульманских памятников в Греции 1 Июля 2023

Турецкие ученые выражают озабоченность по поводу сохранности мусульманских памятников в Греции

Турецкий ученые выражают обеспокоенность тем, что памятники османского периода в Греции, такие как мечети, в частности, на острове Хиос, намеренно лишают идентичности и не сохраняют должным образом.

Сабри Кан Саннав, доктор философии исторического факультета Университета Тракья, и Невал Конук, доктор философии факультета архитектуры и дизайна Университета Мармара, выразили обеспокоенность тем, что мечети османского периода на острове Хиос лишаются своих исторических особенностей и остаются без должного ухода.

Сабри Джан Саннав указывает, что мечеть Меджидие, например, была преобразована в византийский музей в 1912 году. Ученый говорит: «Мечеть, пережив несколько реставраций в разное время, была в значительной степени изменена и во многом потеряла свои исторические черты. Она уже давно не функционирует в качестве храма. В ней выставлены артефакты христианской эпохи и образцы еврейских и мусульманских надгробий».

Согласно официальным реестрам, в 1894 году на Хиосе имелось 9 мечетей, 2 медресе, 3 суфийских обителей, 98 церквей, 1 монастырь, 2 синагоги, 2 бани и 18 фонтанов. По словам Сабри Джана Саннава, мечеть Меджидие является практически единственным полностью сохранившимся османским сооружением на острове. Мечеть Сулеймание на Родосе также закрыта для богослужений.

Ученый отмечает: «Все государства – члены ЕС заявляют о защите свободы вероисповедания и совести. И опять же все они говорят о равенстве всех людей перед законом, независимо от религии и секты. Эти принципы, несомненно, должны применяться и к местам богослужения».

гр_3.jpg

Сабри Джан Саннав обращает внимание на то, что Турция соблюдает правила, касающиеся свободы религии и совести, даже несмотря на то, что она не является членом ЕС: «За последние 20 лет для совершения богослужений в определенные дни в Эдирне, Чешме, Алачаты, Орду, Гемлике и других местах мы открыли около 84 греко-православных церквей, относящихся к XIX веку, хотя там даже нет прихожан. Обеспечение того, чтобы религиозное структуры выполняли свои функции, даже если отсутствуют последователи соответствующей религии, является характерной чертой развитого государства, и Турция проводит соответствующую политику».

Невал Конук поведал: «На острове имеется 4 уцелевшие султанские мечети. (Султанскими или «салатин» называют мечети, построенные правителями Османской империи.) Одна из них, Байраклы, сегодня используется как склад, где ремонтируют бытовую технику. Мечеть Меджидие была преобразована в музей сразу после того, как турки оставили Хиос, и до сих пор функционирует в таком виде. Мечети Османие и Орхание являются складами материалов, обнаруженных во время археологических раскопок».

Как заявляет ученый, хотя османские памятники в своем большинстве игнорируются, в греческих реестрах указано, что число их составляет около 8500. Согласно полевым исследованиям же, несмотря на войны, намеренное уничтожение, обветшание и снос в соответствии со строительными планами, сегодня в Греции имеется около 20 тысяч памятников османского периода. Невал Конук говорит: «Поскольку Греция и Болгария вошли в состав Османской империи довольно рано, то здесь имеются памятники, относящиеся как к раннему османскому периоду, так к классическому. Также сохранилось множество сооружений эпохи вестернизации и модернизации. Здесь имеются памятники, построенные в совершенно разных стилях, аналогов которых нет на территории современной Турции».

гр_1.jpg

Невал Конук заявил, что ряд сооружений были намеренно деидентифицированы с помощью реставраций, не соответствующих их характеру. Им пытаются придать вид памятников византийской эпохи, изменяя их архитектуру, и таким образом, практически уничтожают.

Также ученый поведал, что на острове Хиос сейчас осталось только одно османское кладбище под названием «Караали»: «Мусульманские надгробия османского периода, собранные из других мест и привезенные сюда, образуют выставку под открытым небом. Они расположены случайным образом, не соблюдая направление на киблу».

По словам Невала Конука, архитектуру памятников османского периода, особенно расположенных на площадях и центральных улицах в Греции намерено изменяют, лишая их характерных черт: «С мечетей убирают минареты или надписи арабским шрифтом. На многих таких зданиях общественного назначения такие надписи уничтожены, их покрывают штукатуркой, а верхние покрытия из свинца полностью заменяют. Здание по архитектуре уподобляется византийскому с полной потерей идентичности и стиля».

Источник: https://www.gzt.com/mecra/din-yapilarda-mutekabiliyet-esasini-ihlal-eden-yunanistan-tarih-camileri-kapali-tutuyor-3723724

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала


Возврат к списку