Исламские новости

Вспоминать о Пророке в Эрмитаже 27 Июня 2023

Вспоминать о Пророке в Эрмитаже

Один из крупнейших и старейших музеев мира, Эрмитаж, хранит в себе множество артефактов из Ближнего Востока и Центральной Азии, относящихся, в частности, к исламскому периоду.

«Я бы хотел посмотреть и послушать пророка Мухаммада, потому что много им занимаюсь и кажется, понимаю его...». Хотя подобное желание чаще всего с воодушевлением выражают мусульмане, эта фраза принадлежит Михаилу Пиотровскому, директору Эрмитажа с 1992 года. Он является человеком, который почти всю свою жизнь занимается исследованиями ислама и исламского мира, хотя и не является мусульманином. Так Пиотровский высказался, когда в одной телевизионной программе, в которой он участвовал несколько лет назад, его спросил: «Если бы вы могли пообщаться с любым из когда-либо живших людей, кто бы это был?» На этот вопрос он ответил спокойно и не задумываясь.

Нетрудно догадаться, откуда взялся интерес Пиотровского к Пророку ислама. Он защитил докторскую по арабскому языку в Ленинградском университете (ныне - Санкт-Петербургский государственный университет). Кроме того, начиная с молодости, ученый проводил полевые исследования по мусульманской истории в Египте, Сирии, Йемене и странах Центральной Азии. Посвятив почти всю свою жизнь изучению ислама, Пиотровский имеет около 250 научных работ, в основном, посвященных исламской и арабской истории и арабским рукописям.

Э_Михаил Пиотровский.jpg
Михаил Пиотровский

Интерес Пиотровского к ориентализму связан и с его корнями. Он родился в 1944 году в Ереване, столице Армении, его мать Рипсимэ Джанполадян была этнической армянкой. Ее называют одним из самых известных советских арменоведов. Она происходила из знатного и состоятельного армянского рода, а родилась по дороге в Тбилиси в 1918 году, когда ее семья покинула район, где они жили после депортации. Рипсимэ Джанполадян окончила Ереванский государственный университет. Здесь же в Ереване в 1941 году она познакомилась с Борисом Пиотровским. Пара поженилась также в этом городе в 1944 году, куда мужчина, 2 года проживший в блокадном Ленинграде, был эвакуирован. Вскоре у них родился первенец Михаил.

Для Михаила Пиотровского руководство Эрмитажем было, в некотором роде семейным наследием. Его отец Борис Пиотровский в 1964-1990 годах руководил этим музеем.

Хотя Пиотровский, будучи востоковедом, занимался, главным образом, исследованиями Востока, учреждение, которым он руководит, в основном связано с эпохой вестернизации России.

э_эрмитаж1.jpg
Эрмитаж

Музей был открыт в 1764 г. царицей Екатериной II, которая продолжила дело вестернизации, начатое дедом ее мужа, Петром Великим. Для него было построено небольшое здание, примыкающее к Зимнему дворцу, главной резиденции русских царей.

Название музея происходит от древнегреческого слова eremite «отшельник». Таким образом, Эрмитаж означает «место отшельничества». Хотя точно неизвестно, почему музею дали такое название, стоит напомнить, что сначала это была личная галерея царицы, которую посетить могли далеко не все. Расширенный Николаем I в 1852 году и открытый для публики Эрмитаж был национализирован в 1917 году после большевистской революции.

Археологическая коллекция музея, в которой хранится 3 миллиона экспонатов, самый древний из которых относится к каменному веку, является одной из лучших в мире. Но Эрмитаж, в основном, известен своими картинами европейских художников. Вместе с этим, так как Россия царского периода включала в себе обширные территории мусульманского мира, то в музее имеются и экспонаты, относящиеся к истории ислама.

Напоминая хадис «Аллах красив и любит красоту» в своей статье, которую он написал для издаваемого музеем журнала в 2007 году, Пиотровский говорит, что мусульманское искусство – это, прежде всего, модель прекрасного мира, и такое понимание было унаследовано эпохой Ренессанса, вдохновившей множество произведений, хранящихся в Эрмитаже. При этом, руководя им, Михаил Пиотровский много сделал для того, чтобы музей стал больше уделять внимание мусульманского миру. В последние годы здесь было открыто множество временных и постоянных выставок исламского искусства.

э_эрмитаж4.jpg

В Эрмитаже хранится великое множество артефактов исламского периода, особенно из Ближнего Востока и Средней Азии. Значительная их часть попала сюда в результате изысканий, проводимых в последние два века в регионах древних цивилизаций, таких как Египет, а также в качестве ценных подарков, которые привозили русским царям. Пиотровский лично участвовал в некоторых из подобных исследований, которые начались еще в царский период и продолжались во времена Советского Союза.

Разнообразие экспонатов исламского мира в музее достаточно велико. Например, в разделе, посвященным эпохе Мамлюков XIII-XV вв., помимо искусно выполненных рукописей и артефактов, можно увидеть бронзовые изделия, инкрустированные серебром и золотом, льняные и шелковые ткани, светильники с позолотой и цветной эмалью, деревянные панелей со вставками из слоновой кости и ковры ручного ткачества.

К годовщине принятия ислама разными регионами России в музее проводятся специальные выставки.

Сколько артефактов исламского периода находится в Эрмитаже, подсчитать трудно. Неизвестно, сколько из них еще не выставлено. Хотя нет ни одного исламского артефакта, который ассоциируется с музеем, подобно «Моне Лизе» из парижского Лувра, в Эрмитаже хранится множество шедевров из разных исламских регионов. Вот некоторые из них.

Восточная лампа

э_лампа из горного хрусталя.jpg

Эту лампу X-XI вв. можно считать изюминкой исламской коллекции Эрмитаже. Ее корпус был изготовлен в Египте, а некоторые детали – во Флоренции. Специалисты утверждают, что многие подобные роскошные изделия, украшавшие сокровища халифов, попали в Европу во времена Крестовых походов, будучи привезены в качестве трофеев. Предполагается, что конкретно эта лампа попала в Италию или во время Первого Крестовый поход на Иерусалим в 1099 г. или во время Четвертого, когда крестоносцы в 1204 году захватили Константинополь и разграбили его.

Изготовленная из цельного куска горного хрусталя лампа представляет собой единственное подобное изделие среди почти 200 различных экспонатов с Ближнего Востока. В литературе нет определенности относительно того, изготовлена ли она в Египте или Ираке. Изделие установлено на подставке и украшено растительными мотивами в виде полупальметт и золотом. Когда лампа попала во Флоренции, к ней были прикреплены статуи морских божеств – Нептуна и Амфитриты.

Акваманил (кувшин) в форме орла

э_акваманил.jpg

Эта бронзовая фигура орла, изготовленная в Ираке, примечательна с точки зрения истории обработки бронзы на Ближнем Востоке. На шее птицы имеется надпись почерком куфи, которая гласит: «Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного. Он милостив. Это было изготовлено Сулейманом в городе… [?]. В 180 году» (если предположить, что это дата по хиджре, то она соответствует 796-797 годам григорианского календаря).

Фигура орла представляет собой старейший бронзовый предмет с определенной датой, созданный в регионе после распространения ислама. Так как надпись невозможно прочесть, город, где она была изготовлена, неизвестен. Хотя сохранились еще три сосуда подобной формы (в Музее исламского искусства в Берлине, в городе Лукка в Италии и в монастыре Святой Екатерины на горе Синай), точно установлена дата изготовления только того, который хранится в Эрмитаже.

Шлем султана Кайтбая

э_шлем Кайитбая.jpg

Султан Кайтбай, полное имя которого звучит как аль-Ашраф Сайфуддин Кайтбай, был правителем Египта из династии Мамлюков и правил в 1468-1496 годах. Он имел черкесское происхождение. Среди экспонатов, выставленных в Эрмитаже, имеется и его шлем.

Турецкий шатер

э_турецкий шатер.jpg

Подаренный в 1793 году турецким султаном Селимом III Екатерине II «Турецкий шатер» является одним из популярных экспонатов музея. После того, как он был передан царице, шатер какое-то время экспонировался в Зимнем дворце, после его убрали. Изготовлено это изделие из кашемировой ткани и богато украшено вышивкой золотыми нитями. Сейчас оно уставлено на специально сконструированном каркасе, защищающим его стенки.

Ваза Фортуни

э_ваза фортуни.jpg

Одним из важнейших произведений исламской коллекции Эрмитажа является андалузская ваза, получившая название Фортуни по фамилии испанского живописца, обнаружившего ее в городе Салар. Она датируется второй половины XIV века и была приобретена Эрмитажем в 1885 году в составе коллекции парижского антиквара Александра Базилевского, который ранее купил вазу у семьи Фортуни.

Автор: Мустафа Кырыкчыоглу

Источник: www.gzt.com

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала


Возврат к списку