Исламские новости

Происхождение и рост ислама в Африке 15 Июня 2023

Происхождение и рост ислама в Африке

Ислам является доминирующей религией в государствах, расположенных в Западной Африке, Северной Африке, на побережье Суахили и на Африканском Роге. Сегодня на континенте проживает почти треть мирового мусульманского населения.

Появление ислама в Африке

Ислам появился в Африке еще в VII веке, когда по предложению пророка Мухаммада (мир ему) группа его последователей, спасаясь от преследований со стороны многобожников, пересекла Красное море, чтобы искать убежища в Аксуме. В исламской традиции эта миграция называется первой хиджрой. Эти мусульмане поселились в городе Зейла, где примерно в 627 году они возвели Масджид аль-Киблатайн (Мечеть двух кибл). Таким образом, побережье Северной Африки стала первым регионом за пределами Аравийского полуострова, где распространился ислам. Однако впоследствии большинство из этих последователей ислама вернулись в Мекку, когда между многобожниками и мусульманами был заключен мир.

Распространение ислама в Африке

В 639 году, примерно через семь лет после смерти Мухаммада (мир ему), арабы начали завоевание Африки. В 642 году под их правление перешел Египет. Впоследствии мусульманские армии утвердились в регионах, окружающих эту страну. В ходе трех вторжений им удалось изгнать Византийскую империю из Северной Африки. 

Значительную роль в исламизации Африки сыграли купцы-мусульмане, которые начали водить торговые караваны на юг Сахары, начиная с долины Нила, далее в Нубию и, в конечном счете, через Сахару в Западную Африку.

А_Суфийский ритуал в Судане.jpg
Суфийский ритуал в Судане

Свой вклад снесли и суфийские ордена, которые в IX-XIV веках обращали в ислам общины на торговых путях, протянувшихся из Северной Африки в королевства Мали и Гана, а также создавали свои обители (завия) вдоль берегов реки Нигер. Усилия ордена санусия в миссионерской деятельности принесли плоды в районах, расположенных далеко на юге, в районе озера Чад. Паломничество правителя Мусы I привело к большому числу обращений народов, проживающих на территории Империи Мали, а ее столица Тимбукту превратилась в крупный исламский центр. Именно благодаря этим событиям большинство населения современных Судана, Мали, Сенегала, Чада, Мавритании и Нигера являются мусульманами.

Благодаря прибыльной торговле в Индийском океане на побережье Суахили процветали города-государства, жители которых с VII в. постоянно взаимодействовали с арабскими и персидскими торговцами. Эти торговые отношения способствовали распространению ислама и смешанным бракам.

Известные султанаты и династии

По мере распространения ислама по всему континенту в различных регионах возникали свои халифаты и династии. Халифат Сокото, основателем которого был Усман Дан Фодио, возник в 1809 году в Западной Африке. Его столицей были поочередно Гуду, Сокото, Бирнин Конни и Бурми. На этой территории в наши дни расположились такие страны, как Гана, Бенин, Буркина-Фасо, Чад, Нигер, Камерун, Нигерия, Центральноафриканская Республика. В период своего расцвета халифат включал более 30 эмиратов, а его население составляло 10 миллионов человек. Джихад фулани, организованный Усманом Даном Фодио с целью обращения ислам немусульманские народы, вдохновил другие джихады в некоторых частях Сахеля и саванны. Они привели к созданию исламских государств в Судане, Кот-д'Ивуаре, Сенегале, Мали и Центральноафриканской Республике. Британцы нанесли халифату решающее поражение в 1903 году и включили его территорию в протекторат Северной Нигерии.

В 1848 году Эль-Хадж Умар Талл основал империю Тукулер, которой находилась на территории современного Мали. Ее столицей был Сегу. В 1890 году французы в сотрудничестве с бамбара напали на этот город и разгромили империю.

А_Национальная мечеть Абуджи в Нигерии.jpg
Национальная мечеть Абуджи в Нигерии

Другим государством суннитского ислама была империя Борну, которая просуществовала с 1380 по 1893 год со столицей в Нгазаргаму. Она была основана народом канембу. Эта империя процветала и достигла вершины своего развития при Идрисе Алуме, государственном деятеле, известным как своим благочестием, так и военными и административными талантами. В XVIII веке Борну пострадал от продолжительного голода, который ослабил империю. К 1893 году империя утратила большую часть своей славы и впоследствии пришла в упадок.

 

Ислам и колонизация

XX век характеризовался колонизацией почти всей Африки различными европейскими державами. На континент ринулись армии христианских миссионеров, целью которых было обратить африканские народы в христианство. Для этого они организовывали разные учреждения, такие как школы, больницы, которые мусульмане старались бойкотировать. Европейцы пытались установить свои порядки. Французы в Алжире, например, захватили мечеть Джами и превратили ее в собор Святого Филиппа. Африканское население, посещавшее миссионерские школы, находилось под сильным влиянием колониальной администрацией, которая в конце колонизации взяла под контроль гражданские власти. Эта ситуация привела к заметной напряженности между христианским и мусульманским населением некоторых стран.

 

Современный ислам в Африке

Основная масса мусульман в Африке является суннитами и придерживается суфизма. Вместе с этим, в многочисленных государствах региона существует несколько школ мысли и традиций, которые борются за господство. Африканский ислам не только сложен, но также очень динамичен, он постоянно изменяется под влиянием существующих экономических, социальных и политических реалий. Кроме того, можно выделить его местное и международное измерение. Африканские мусульмане, с одной стороны, практикуют свою веру с относительной независимостью, поскольку нет внутреннего органа, который регулирует их религиозную деятельность. Таким образом, существуют свои разновидности исламской практики и заметные различия в ней по всему континенту. С другой стороны, африканские мусульмане являются частью исламской уммы, и их также затрагивают тенденции, существующие в ней. Они в курсе текущих событий и глобальных проблем и поддерживают тесные связи с мусульманским миром.

Мечеть Хасана II.jpg
Мечеть Хасана II

Правовые кодексы большинства африканских мусульманских республик основаны на законах шариата, в частности, в таких вопросах, как развод, опека над детьми, брак и наследование. Секуляризм рассматривается как угроза только на севере Нигерии. В других частях континента мусульмане и немусульмане мирно сосуществуют.

Африканские мусульмане, в основном, принадлежат к суннитскому течению. Они придерживаются, главным образом, маликитского мазхаба, но шафиитский мазхаб доминирует на побережье Суахили, на Африканском Роге и в восточном Египте, в то время как ханафитский фикх распространен в западном Египте.

Значительную роль на континенте играет суфизм. Он имеет многочисленных приверженцев в Судане и Западной Африке. Но большинство местных суфийских орденов синкретичны и включают традиционные фольклорные верования в свои практики. Поэтому они нередко вызывают скептицизм у сторонников строгого ислама на Ближнем Востоке. Заметное влияние в наши дни в Африке приобрел салафизм. Его пропагандируют разные организации, которые построили свои центры и мечети по всему континенту.

Вместе с этим, здесь имеются общины ибадитов и шиитов.

 

Автор: Бенджамин Элиша Саве

Источник: https://www.worldatlas.com

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала


Возврат к списку