Исламские новости

Борьба с платком во Франции 3 Сентября 2013

Борьба с платком во Франции

Сын Йусры, которому было три с половиной года, очень хотел, чтобы мама сопровождала его, когда он в первый раз пришел в школу. Но у входа в школу Йусру остановил директор. При учениках, растерянно смотрящих на все это, директор сказал ей: «Так как вы носите платок, то не можете войти в школу даже для сопровождения своего ребенка». Директор также заявил, что, так как платок является издевательством над принципами светскости Французской Республики, Йусра должна снять его. Женщина отказалась. Попыталась напомнить о принципах равенства и свободы. Но была вынуждена униженной вернуться домой. Последнее, что она видела – огорченные глаза сына. Он так и не понял, почему был вынужден расстаться с мамой.

Сейчас Йусра является членом группировки протеста «Mamans Toutes Égales», т.е. «Все матери равны». Эта группировка, центр которой находится в пригороде Парижа Монтрёй, протестуя против участившихся случаев, когда женщинам в платках запрещают посещать школы, где учатся их дети, уже устраивала ряд акций: задерживала школьные автобусы, бойкотировала экскурсии, проводила уличные акции.

Спустя десять лет после того, как в 2004 году во Франции в государственных школах были запрещены такие религиозные символы, как распятие и платок, мусульманский женский головной убор снова оказался в фокусе политических споров. После того, как полицейский попытался удостоверить личность женщины в никабе, в пригороде Парижа Трапп две ночи продолжались беспорядки и поджоги машин. Это событие вызывает вопросы к инициированному Николя Саркози в 2011 году закону, запрещающему появляться в общественных местах с закрытым лицом. Но и до событий в Траппе, вызвавших шок у политиков, уже месяцами росла напряженность, связанная с проблемой мусульманского платка. Правящее правительство социалистов, несмотря на существование в стране самого жесткого в Европе закона о никабе, подумывало о том, чтобы ужесточить и законы о платке. Платок, кусок ткани, сожженный одним французским депутатом-социалистом как «навязчивая идея» Франции, и сейчас в стране Франсуфа Олланда является политическим вопросом. В настоящее время подумывают о новом более жестком законе, который ограничивал бы ношение платка не только для работников детских учреждений, но и в профессиях, заниматься которыми вполне можно и в платке.

В марте левая газета «Libération» вышла с заголовком: «Никаб: левые хотят своего закона». Жаркие споры и сейчас ведутся на нескольких фронтах. Во-первых, женщины в платках обратились в правительство с вопросом о том, почему их не пускают в школы, где учатся их дети. Позже центр дискуссий переместился к дошкольным детским учреждениям после того, как в марте суд вынес решение о том, что женщина в платке была уволена с работы воспитательницы в частных яслях незаконно. Это решение только разожгло политические страсти. Интеллектуалы и некоторые политики раскритиковали суд, выступивший в поддержку женщины. Они заявили, что ношение платка воспитательницей в яслях может самым пагубным образом сказаться на маленьких детях. В Голландии стали говорить о необходимости специального закона, касающегося того, допустимо ли персоналу частных детских ясельных учреждений использовать такие религиозные символы, как платок, а также о том, что закон следует распространить и на другие сферы частного сектора. Напряженность возросла после последнего нападения в Аржантёе на направляющуюся в Париж женщину в платке. У беременной женщины, подвергшейся нападению, несколько дней спустя случился выкидыш. Сотни протестующих в Аржантёе за несколько недель до беспорядков в Траппе показали опасность концентрации споров вокруг платка. Во Франции с 2011 по 2012 год число нападений на почве исламофобии возросло в два раза. По данным группы «Общая французская инициатива против исламофобии» главным объектом нападений являются женщины в платках, среди них 77% подверглись если не физической агрессии, то словесным оскорблениям. После случая сна женщиной в Аржантёе Мусульманский Совет Франции  выступил с заявлением: «Каждый раз, когда разгораются споры о платке, в разы возрастает число нападений на женщин в платках».

Мать пятерых детей Yetto Souiriy (37 лет), которой в Монтрёе запретили заходить в школу, где учится ее сын, в день родительского посещения, говорит: «Сейчас Франция не такая, какая была раньше. Когда я была маленькой, не было никаких проблем. Я родилась здесь. Общество приняло меня». «Видно, что сейчас во Франции раздувают неприятие в отношении мусульман. На базаре мне приходится слышать, что есть женщины, которые снимают платок. Из-за того, что меня не пускают в школу, даже родители одноклассников моего сына стали смотреть на меня по-другому», - рассказывает она.

Французская Республика основана на том принципе, что с целью поощрения равенства между всеми верованиями резко отделяется государство от церкви. Светскость – это один из немногих принципов, который поддерживают все – и правые, и левые, и даже ультра-правые Марин Ле Пен. Суть этого заключается в том, что все государственные служащие должны придерживаться нейтральности. Они не могут демонстрировать такие явные религиозные символы, как платок. Тем, кто работает в общественном секторе – от учителей до почтальонов или персонала железнодорожных вокзалов – запрещено носить платок, открыто крест, тюрбан или еврейскую кипу. Этот закон, принятый еще 60 лет назад, до сих не изменен. Некоторые политики и философы под эгидой голландского правительства говорят о необходимости распространения этого закона и на частный сектор. В частности, они требуют, чтобы было ограничено ношение платка женщинами-мусульманками, работающими в частных яслях, а если женщины в платке хотят посетить школу, где учатся их дети, они должны снимать платок. Кажется, что этот спор, в центре которого находятся маленькие дети и вопрос «останутся ли они подвержены влиянию платка или нет», со временем только усилит раскол в обществе.

У Анисы Фетхи (34 года) трое детей. Из-за платка она не смогла принять участие в родительском посещении школы, где учится ее восьмилетний сын. У Анисы вызывает беспокойство, какое влияние на подрастающее поколение окажет то, что они видят, как их матерей отделяют от других и не впускают в школу. «Дети не дураки. Они все понимают. Мой сын, который видел такое обращение к своей матери, пережил психологический стресс. Из-за того, что я не смогла посетить его школу, он был в истерике, начал биться головой об стену. Когда приближается время родительского посещения школы, он становится беспокойным и начинает плакать», - говорит она.

Анжелика Крисафис

Источник: www.theguardian.com

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала

(Продолжение следует)


Возврат к списку