Исламские новости
Мухаммад Али – коллекционер рукописей Корана из Австралии
Мухаммад Али работает старшим учителем английской литературы и главным преподавателем социального обеспечения, обучения и поддержки в Департаменте образования Нового Южного Уэльса. Но его деятельность не ограничивается педагогикой. Он также основатель, директор и хранитель частной коллекции рукописей Корана «Аль-Хатт Аль-Джамиль», расположенной в Сиднее. Мухаммад Али собирает и изучает рукописи Корана в течение 21 года, тесно сотрудничая в качестве консультанта с различными художественными и историческими музеями и организациями на трех континентах. Портал Bayt al-Fann взял интервью у энтузиаста.
Как вы начали собирать свою коллекцию?
Я начал собирать ее 21 год назад. Она появилась как часть моего исследования транскрипции Корана на протяжении веков. Я был заинтригован изучением того, как путешествовали рукописи Корана, попадая из страны в страну. Попытка проследить точное происхождение одной из них часто может быть очень сложной задачей, иногда невозможной, из-за ряда факторов, в том числе из-за переезда каллиграфа, создавшего ее, или семьи, в которой она передавались по наследству.
Я также был очарован и взволнован перспективой изучать, а затем собрать по кусочкам истории, стоящие за каждой рукописью. В результате таких исследований часто получаются фрагментарные ответы, которые сами по себе порождают гораздо больше вопросов.
Рукописи в моей коллекции собраны со всего мира, ранее они находились на хранении музеев, библиотек и частных коллекционеров. Коллекция пополняется с каждым годом. Я постоянно ищу новые манускрипты.
Почему сохранение коранических рукописей важно?
Каждый исторический артефакт – это свидетель своего времени. Рукописи Корана помогают узнать нам о культурных, социальных, политических и религиозных особенностях регионов, откуда они родом, и, что не менее важно, земель, по которым они путешествовали. Сохранившиеся рукописи Корана нередко перемещались из одной страны в другую. Каллиграфы часто начинали рукопись в одном месте, а завершали ее в другом несколько лет спустя. Каллиграфия, оформление (включая императорские печати), переплет и даже дефекты текста (смазывания, кляксы, окрашивание) рукописи – все это является свидетельством своего времени и нуждается в тщательном сохранении. Это сохранение заключается в консервации рукописи в ее нынешнем состоянии и реставрации.
Делитесь ли вы своей коллекцией с общественностью?
Да, в различных формах. Наши рукописи участвуют в выставках по всему миру. Они также фигурировали в публикациях, на онлайн-форумах, на симпозиумах исламского искусства. Экспонаты моей коллекции даже отправлялись в школу в качестве учебной выставки, позволяя ученикам и членам школьного сообщества увидеть и оценить богатство и тонкость тщательно выполненных вручную позолоченных орнаментов и каллиграфических форм. Благодаря подробным аннотациям, сопровождающим каждую рукопись, зрители могли оценить и понять тот вклад, который Священная книга ислама внесла в изучение религии и искусства.
Коран IX-X в.
Как по вашему мнению, насколько допустимо хранить коранические рукописи в музеях?
Я поддерживаю все усилия, направленные на сохранение истории. Рукописи Корана как исламские реликвии являются священными, но как исторические артефакты они представляют собой не имеющие аналогов объекты, которые могут рассказать о том, как распространялся ислам и как религиозная практика повлияла на жизнь местных сообществ. Стили каллиграфии и оформление рукописей на протяжении веков формировались под влиянием местных культур, традиций и интерпретации Корана.
Еще столетия назад коранические манускрипты стали считать ценными предметами искусства в Европе и Аравии. В этих регионах всегда существовал рынок рукописей, их покупали как частные лица, так и государственные учреждения. Тем не менее, в некоторых уголках земного шара еще предстоит осознать, что эти артефакты играют решающую роль в распространении знаний о ключевых культурных элементах ислама. В Австралии, например, ни один музей, галерея или библиотека не располагают даже скромной коллекцией рукописей Корана. Ни в одном университете нет курса обучения, посвященного исламскому искусству. И это несмотря на то, что в стране проживает более 600 000 мусульман.
Есть ли у вас любимая рукопись в коллекции?
Да, моими любимыми являются два фолио мамлюкского периода из Корана, созданного выдающимся каллиграфом Абдуллахом ибн аль-Мансуром Хашеми аль-Аббаси. Уникальность этому манускрипту придает плотная бумага редкого розового цвета, на которой он выполнен. Текст написан шрифтом мухаккак, а поля украшены множеством медальонов, выполненных золотыми чернилами. Коран был подарен вакфу (благотворительной организации), на что указывает надпись на каждой странице. В XIX-XX веках торговцы антиквариатом стали разбирать редкие рукописи, продавая их по страницам, чтобы увеличить свою прибыть. То же самое произошло и с Кораном Абдуллаха ибн аль-Мансура Хашеми аль-Аббаси. Нам удалось приобрести два отдельных фолио из него в 2009 и 2011 годах.
Деталь оформления страницы Корана аль-Аббаси
Какая хранящаяся у вас рукопись самая древняя?
Самая старая рукопись в моей коллекции состоит из двух последовательных отрывков из Корана ближневосточного или североафриканского происхождения, написанных куфическим шрифтом. Они изготовлены из пергамента и датируются VIII-IX веками.
Есть ли у вас какие-либо планы на будущее по развитию «Аль-Хатт аль-Джамиль»?
Я считаю, что мне очень повезло быть временным хранителем рукописей Корана в «Аль-Хатт аль-Джамиле». Моя цель как коллекционера – сохранять, изучать эти манускрипты и делиться знаниями о них. Следующий проект, который я планирую, – это создание центра онлайн-обучения, где каждый из наших Коранов будет оцифрован, чтобы учащиеся со всего мира имели виртуальный доступ к нему. Цифровой мир, несомненно, является сегодня одним из лучших средств для демонстрации этих рукописей и обмена знаниями, которые они содержат. Также я планирую продолжать сотрудничество с музеями, библиотеками, галереями и школами. Я всегда придерживался мнения, что, хотя эти Кораны находятся в моем распоряжении, я лишь временно храню их для будущих поколений.
Коран XV века, Индия
Каким вы видите будущее исламского искусства, наследия и культуры?
При изучении искусства ислама, и более конкретно коранических рукописей, вскоре понимаешь, что, несмотря на завоевания, эпидемии, голод, политические и религиозные катаклизмы, арабская каллиграфия всегда сохраняла центральное место, раскрывая великолепный и разнообразный характер разных мусульманских культур. Меня привлекает философия знаменитого коллекционера исламского искусства Насера Халили, согласно которой через изучение этого искусства мы можем узнать больше о самой непонятой на сегодняшней день в мире религии. Более того, исламская каллиграфия оказывала и будет продолжать оказывать огромное влияние на мир благодаря различным художественным средам, в которых она заявила о себе, эпохам, в которые она приобрела известность, и целям, которым она служила, как светским, так и религиозным.
Источник: https://www.baytalfann.com
Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала