Исламские новости
Дар аль-Шифа напоминает о вкладе мусульман в здравоохранение Индии
Славный маристан Дар аль-Шифа, находящийся в Хайдарабаде, когда-то считался крупнейшей в Южной Азии больницей. Воспоминания о нем передавались из поколения в поколение в каждой семье хайдарабадцев.
«Дар аль-Шифа» буквально переводится с арабского языка как «Обитель исцеления». Он представляет собой маристан (больницу), который был построен в 1595 году по заказу Мухаммада Кули Кутб-Шаха, пятого султана персидской династии Кутб-Шахов.
Двухэтажное здание было возведена всего через четыре года после переноса сюда столицы из Голконды. Передают, что султан произнес следующую молитву перед основанием Хайдарабада и Дар аль-Шифа: «О мой Аллах, сделай мой город полным людей, как Ты делаешь реку полной рыбы ...»
Дар аль-Шифа возвышается на берегу реки Муси, в самом сердце Старого города Хайдарабада. Такое расположение рядом с важными государственными зданиями и рекой, возможно, было выбрано специально, чтобы путешественники, прибывающие издалека, могли бы с легкостью найти больницу, а пациенты могли наслаждаться свежим воздухом и любоваться панорамными видами Хайдарабада.
По словам архитектора и историка Сибгатуллаха Хана, Дар аль-Шифа представлял собой полноценную больницу более чем на 300 коек. Он включал огромный внутренний двор, амбулаторию, палаты для приема пациентов, отдельные кабинеты для врачей, хаммам (баню), карантинную комнату на первом этаже, используемую для борьбы со вспышками чумы, и домик для прибывающих, который назывался сарай. В сарае размещались пациенты, которые стояли в списке ожидания. В комплексе также имелись медицинская школа, где изучали традиционную арабо-персидскую медицину юнани, и мечеть.
В Дар аль-Шифе пациенты жили бесплатно, получая питание и высококачественное лечение. Все услуги финансировались государством. Большая часть кухни и кулинарной культуры Хайдарабада в значительной степени находится под влиянием медицины юнани. Например, здесь сохраняется традиция употреблять бирьяни (традиционное блюдо из риса) с бурани (творог, смешанный с луком и зеленью), поскольку в этой медицинской традиции это считалось «сочетанием здоровой пищи» и предписывалось врачами для здоровья мозга и предотвращения запоров.
Как сообщают историки, пациенты в Дар аль-Шифа получали травяные ванны в хаммамах. В отличие от современной практики здравоохранения, врачи того периода принимали как профилактические, так и комплексные меры для исцеления, вдохновляясь трудами своих предшественников, таких как Ибн Сина и ар-Рази.
Процветание государства Кутб-Шахов и их любовь к поэзии и медицине привлекли к двору султанов известных ученых, поэтов и врачей, особенно из Ирана. В этом отношении оно даже превосходило современное ему государство Сефевидов. Врачи Дар аль-Шифа получали государственную поддержку и солидные гонорары. Как сообщается, престиж этого учреждения был так высок, что в Хайдарабад приезжали талантливые медики даже из Греции и Италии.
Некоторые выдающиеся врачи из Дар аль-Шифа составили известные медицинские трактаты. Например, это «Тибб-и-Фариди» Абдуллаха ибн Язадани, «Мизан ат-таба-и-Кутуб Шахи» Такиуддина Мухаммада ибн Садруддина и «Зубдат-и-хикам» Шамсуддина ибн Нуруддина.
Эти труды, написанные на персидском языке, включают сведения о лечении многих физиологических и психических заболеваний, таких как желудочно-кишечные инфекции, глазные и сексуальные расстройства, эпилепсия, тремор, мышечные спазмы, боль, любовь (которую тоже относились к состояниям, требующим лечения). К сожалению, многие персидские медицинские трактаты того времени были утеряны.
В одной из сохранившихся медицинских рукописей Дар аль-Шифа, написанной Шамсуддином ибн Нуруддином и посвященной султану Мухаммаду Кули Кутб-Шаху, описываются профилактические меры, которые следует принимать для сохранения здоровья в разное время года, а также говорится о значении питания и физических упражнений для улучшения состояния сердца, разума, половых органов и кишечника. Рукопись включает главы, посвященные различным психическим заболеваниям и методам их лечения. И все это за столетия до появления современной психологии в западном мире! В одной из отрывков автор утверждает, что разум является главным в теле, и здоровье тела зависит от него. Это напоминает современные концепции связи разума и тела в западной психологии, а также в традиционной исламской психологии. Кроме того, Шамсуддин ибн Нуруддин рекомендует читателям поддерживать психологическое здоровье, контролируя сложные эмоции, такие как гнев, воздерживаясь от хвастовства, находя удовольствие в компании друзей, слушая приятные истории и употребляя ячмень и тмин. Хотя его диетический рецепт для улучшения психического здоровья сегодня не может быть научно обоснован, другие его предложения, такие как социальная поддержка, остаются актуальными в современной психологии.
Неясно, когда и при каких обстоятельствах Дар аль-Шифа начал приходить в упадок. Однако большинство историков предполагают, что это началось с осады Голконды императором Аурангзебом в 1687 году. Поскольку столица была перенесена из Хайдарабада в Аурангабад, возможно, финансирование больницы было значительно сокращено.
Сегодня Дар аль-Шифа находится в аварийном состоянии. Площадь комплекса значительно сократилась, сохранилась только одна из сводчатых комнат. Большие внутренние дворы и залы стали жертвой посягательств местного населения, и правительство не уделяет никакого внимания их сохранению. Между тем, Дар аль-Шифа является напоминанием о нашем богатом мусульманском интеллектуальном наследии, которое необходимо открыть заново.
Автор: Сайема Зульфекар
Источник: news.india24.press
Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала