Исламские новости
От Ибн Баттуты до Малкольма Икс: как шесть авторов описывали хадж
Хадж, паломничество в исламе, рассматривается как возможность духовного обновления, и разные авторы на протяжении веков описывали глубокое влияние, которое оно оказало на них. Для мусульман хадж рассматривается как возможность начать все заново и может стать опытом, который полностью преобразует их жизнь.
Хотя своя версия этого обряда выполнялась в Аравии до прихода пророка Мухаммада, исламский хадж датируется 628 годом. Это был год, когда Посланнику Аллаха и его последователям было разрешено совершить паломничество после заключения с мекканскими кланами договора, положившему конец многолетнему конфликту. В следующем 629 году мусульманская армия захватила Мекку. Из Каабы и прилегающей к ней территории убрали всех идолов. Это историческое событие ознаменовало конец политеистических практик в Мекке и начало исключительно монотеистического богослужения.
Самые ранние описания хаджа в основном представляют собой сообщения от третьего лица, приводимые в хадисах, или высказываниях пророка Мухаммада. Одним из наиболее примечательных свидетельств такого рода является так называемое Прощальное паломничество, во время которого Пророк объявил о завершении своей миссии и произнес свою последнюю проповедь перед кончиной в 632 году. В ней была и знаменитая фраза о несовместимости расизма с исламом:
«Нет превосходства араба над не арабом, и нет превосходства не араба над арабом. Нет превосходства белого над черным, черного над белым, кроме как в богобоязненности. Все люди сыны Адама, а Адам из земли».
Эта фраза нашла отклик у мусульман через сотни лет и послужила контекстом для прозрения Малкольма Икс о братстве всех людей во время его паломничества в 1964 году.
Портал Middle East Eye рассматривает шесть описаний хаджа на протяжении истории.
Ибн Джубайр в 1184 году
Один из самых ранних сохранившихся рассказов о хадже от первого лица принадлежит испанскому арабскому географу Ибн Джубайру и датируется концом XII века, периодом, отмеченным беспорядками на Ближнем Востоке на фоне распада государства Фатимидов и создания мусульманской империи во главе с Салах ад-Дином.
В 1183 году Ибн Джубайр отправился в паломничество в священные для мусульман города Мекку и Медину, по пути остановившись в Египте. Его хроники представляют собой подробный и беспристрастный отчет о хадже в апреле 1184 года, что соответствует 579 году по хиджре. Современный читатель может почерпнуть из них немало интересных сведений. Некоторые аспекты могут показаться странными, в то время как другие будут знакомыми.
Например, автор предупреждает об угрозе, исходящей от бандитов из племени Бану Шу'бах, которые, несмотря на священный статус паломничества, «совершают набеги на паломников, направляющихся в Арафат». Более знакомой будет идея «роскошного хаджа», когда богатые мусульмане платили большие суммы за совершение путешествия с комфортом. Ибн Джубайр пишет: «Лагерь эмира Ирака с большими красивыми палатками и сооружениями, а также замечательными павильонами и навесами, был прекрасен на вид и великолепно обустроен. Я никогда не видел более замечательного зрелища».
Одним из драматических эпизодов во время его паломничества стал конфликт между чернокожими уроженцами Мекки и тюркскими паломниками из Ирака, в результате которой несколько человек пострадали. «Обнажались мечи, к тетиве лука прикладывались стрелы, метались копья, а товары некоторых торговцев были разграблены», – пишет Ибн Джубайр о хаосе.
Ибн Баттута в 1325 году
Марокканец Ибн Баттута, один из самых известных путешественников средневекового мира, совершил хадж два столетия спустя после Ибн Джубайра.
Родившийся в 1304 году, он предпринял обширные путешествия по Африке, Ближнему Востоку, Южной Азии и Китаю. В возрасте 21 года Ибн Баттута покинул свою родину, чтобы совершить хадж, а после отправился в одиссею, из которой вернулся только четверть века спустя.
В своем шедевре «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий» марокканец, как и Ибн Джубайр до него, описывает различные ритуалы хаджа, включая побивание шайтана камнями и совершение жертвоприношения в кульминационный момент паломничества.
Подобно своему предшественнику Ибн Джубайру, Ибн Баттута редко углубляется в свои собственные чувства и переживания за исключением молитв (дуа), включенных в его труд. Однако в описании покрытой кисвой (покрывалом) Каабу проглядывает его волнение: «Невеста, восседающая на величественном свадебном троне и идущая гордой поступью в одеяниях красоты».
Эвлия Челеби в 1672 году
Турецкий путешественник XVII века Эвлия Челеби сообщает, что причиной его решения совершить путешествие по Анатолии, Восточной Европе, Кавказу и большей части Ближнего Востока стал сон. Заснув, он увидел пророка Мухаммеда в мечети и, растерявшись, вместо того чтобы просить его о заступничестве (шефаат) в Судный день, попросил о путешествии (сейяхат). Пророк дал свое согласие, и за этим последовало десятилетнее странствие Элвии Челеби по Османской империи и соседним регионам. Он описал их своем «Сейяхатнаме» («Книге путешествий»). Наряду с реальными описаниями в этом труде присутствуют и такие, которые кажутся не слишком правдоподобными.
Решив совершить хадж, Эвлия Челеби добрался по анатолийскому побережью до Иерусалима, а после присоединился к каравану паломников в Сирии. Будучи турецким аристократом, путешественник имел доступ к высокопоставленным чиновникам Османской Империи, а также к лидерам местных племен, включая шерифа Мекки.
Он добрался до Мекки в составе хорошо охраняемого османского каравана. Охрана была необходима для защиты от бандитов, нападавших на паломников, путешествующих по пустынной местности. Османский путешественник подробно описывает обычаи и жителей города:
«Жители Мекки темнокожие, некоторые из них имеют красноватую или коричневатую кожу. Это люди чистого хашимитского происхождения, с глазами газели, приятной речью, округлыми лицами».
По его словам, они заняты, главным образом, торговлей.
Еще одним примечательным аспектом рассказа Эвлия Челеби о хадже является его описание коммерческого элемента паломничества. Например, он пишет о покупке до 50 000 верблюдов дамасскими паломниками из арабских племен. Путешественник сообщает, что они также приобретают разные товары у паломников. Но следует учитывать, что этот автор не чурается преувеличений. «Арабские племена тоже разбогатели и приезжают сюда раз в год со своими женами и детьми, чтобы купить ценные вещи», – отмечает он.
Ричард Бертон в 1853 году
Не будучи настоящим паломником и мусульманином, британский авантюрист Ричард Бёртон представлял наметившую в Европе тенденцию увлечения исламским миром и его ритуалами.
Будучи британским военным в Индии, мужчина свободно владел десятками языков, включая арабский, персидский и пушту, а также был переводчиком таких произведений, как «Тысяча и одна ночь» и «Камасутры». Чтобы познакомиться с хаджем лично, Ричард Бёртон притворился пуштуном и пробрался в Мекку с группой паломников из Египта.
Были и другие европейские авантюристы, совершавшие подобные «подвиги», но «хадж» Бёртона оставил свой след в истории благодаря подробным описаниям, которые он впоследствии составил. Помимо взгляда на события, они рассказывают нам и о том, как европейцы воспринимали мусульманский мир. Описывая свой страх быть застигнутым во время посещения Каабы, Ричард Бёртон пишет:
«Одна грубая ошибка, поспешное действие, неверно истолкованное слово, молитва или поклон, не совсем правильный тайный пароль, и мои кости белели бы среди песка пустыни».
Он также был одним из немногих немусульман, которые из первых рук описали ритуалы, связанные с хадж: «Сначала я совершил обход Запретной мечети. Рано утром следующего дня меня впустили в Дом нашего Господа. Мы отправились к священному колодцу Замзам, святой воде Мекки, а затем к Каабе, в которую вставлен знаменитый Черный камень, у которого читают молитву о Единстве Аллаха».
Мухаммад Асад в 1920-1930-е годы
Не все европейцы, желавшие совершить хадж, были любознательными востоковедами. Одним из примеров истинно верующего в ислам был писатель и журналист Мухаммад Асад, который описал духовную символику хаджа в своей автобиографии «Дорога в Мекку».
Мухаммад Асад родился в 1900 году в украинском городе Львове в семье австро-венгерского раввина Леопольда Вайса. В начале 1920-х годов он переехал в британскую подмандатную территорию Палестины, где проявил интерес к арабскому языку и исламской культуре. В 26 лет мужчина принял ислам и мигрировал в молодое государство Саудовская Аравия, которое в 1924 году завоевало священные города Мекку и Медину. Там он стал близким доверенным лицом и политическим советником основателя Саудовской Аравии короля Абдулазиза. Живя в этой стране, Мухаммад Асад пять раз совершал хадж – это был опыт, оказавший глубокое влияние на него.
Описывая ритуал тавафа, в ходе которого мусульмане семь раз обходят Каабу, он писал:
«Кааба – это символ Единства Бога, а физические движения паломника вокруг нее – символическое выражение человеческой деятельности, подразумевающее, что не только наши мысли и чувства, все, что входит в термин «внутренняя жизнь», но и наша внешняя, активная жизнь, наши поступки и практические усилия должны быть сосредоточены на Боге».
Оказавшись среди разношерстной толпы мусульман, выходцев из Африки, Юго-Восточной Азии и Индии, Мухаммад Асад далее описывает состояние трансцендентности, которое он испытал, совершая ритуал. Он пишет:
«Я шел все дальше и дальше, минуты проходили, все, что было мелкого и горького в моем сердце, начало покидать его, я стал частью кругового потока – о, неужели в этом смысл того, что мы делали: осознавать, что ты являешься частью движения по орбите? Возможно, на этом вся неразбериха закончилась?»
Асад стал дипломатом недавно созданного государства Пакистан и умер в Гранаде в Испании в 1992 году.
Малкольм Икс в 1964 году
Одним из самых известных рассказов о хадже, демонстрирующим способность этого ритуала преображать человека, было паломничество Малкольма Икса в 1964 году. Чернокожий националист страдал от изоляции и угроз своей безопасности после того, как откололся от организации Нация ислама. До посещения Мекки Малкольм Икс выступал за жесткое сепаратистское решение проблемы преследования афроамериканцев. Однако во время хаджа он впервые столкнулся с подходом ислама к расовым отношениям. Он увидел, что при надевании ихрама, белой одежды паломники, стираются различия в цвете кожи, классе и происхождении. Это наблюдение послужило катализатором глубокого изменения его взглядов.
В письме другу после пережитого Малкольм Икс писал о своих белых единоверцах:
«Их вера в Единство Бога убрала «белое» из их сознания, что автоматически (изменило) их отношение к людям другого цвета кожи… Их вера в Единство Бога настолько отличала их от белых американцев, что их внешний вид не играл никакой роли в моем сознании во время всего моего тесного общения с ними».
Малкольм Икс оставался убежденным критиком превосходства белых до своей смерти в феврале 1965 года, чуть менее чем через год после своего паломничества. Но в хадже он увидел путь, с помощью которого можно преодолеть расовые различия.
Автор: Шафик Мандаи
Источник: https://www.middleeasteye.net
Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала