Исламские новости
Возрожденное медресе Бакия Ханым в Сербии
Хотя женское медресе Бакие Ханым в Сербии начало свою деятельность в 1863 году, она неоднократно прекращалась по разным причинам. В 2009 году учебное заведение в очередной раз начало действовать, с того времени из его стен вышло более 150 выпускников.
Хотя медресе Бакие Ханым в городе Приеполе Новопазарского санджака, или просто Санджака, на юго-западе Сербии, где компактно проживает боснийское население, начало свою деятельность еще в 1863 году, его неоднократно закрывали по разным причинам. Учебное заведение, которое снова начало работать в 2009 году, как следует из названия, предназначено исключительно для женщин, и с того времени его стены покинули более 150 выпускниц.
Пока я ехал из Плевля в город Приеполе Новопазарского санджака, или просто Санджака, по заснеженным горам, меня одолевали разные мысли. Прибыв на место, я стал гостем в доме Ходжи Надира Дачича, с которым ранее уже общался. Очарование региона Санджак, которое так привлекает меня и заставиляет возвращаться снова и снова, заключается в доводящих до смущения доброте, деликатности и гостеприимстве здешних боснийцев, другими словами, их человеческих качествах. Албанцы и турки также гостеприимны, но боснийцы Санджака представляют собой совсем другую категорию.
Надир Ходжа, у которого я остановился, является директором медресе Бакие Ханым, которое вносит свой вклад в религиозное образование города. Поэтому естественно, одна из главных тем, которые мы обсуждали как дома, так и во время совместных прогулок по городу, – это медресе с его интригующей историей.
Историческая фотография Приеполе
Медресе Бакие Ханым
Турецкий путешественник Эвлия Челеби во время своего визита в Приеполе в 1664 году упоминает о существовании в городе трех медресе. Они были собраны под одной крышей в 1863 году путем строительства большого здания на фундаменте текке (суфийской обители) Ибрахим-паши на улице Паши. Название этого учебного заведения, расположенного рядом с мостом Фатиха Султана Мехмеда, до реформы образования 1936 года записывалось как Приепольское медресе.
В последней четверти XIX века к медресе пристроили еще один этаж и провели ремонт. Финансирование этих работ обеспечила Бакие Ханым, которая, как предполагается, была дочерью местного губернатора Селима-паши, одного из богатейших людей города и благотворителя. В ходе реформы 1936 года название учебного заведения было изменено на медресе Бакие Ханым, а в его учебную программу наряду с религиозными предметами, которые преподавали в течение 70 лет, были добавлены уроки математики и боснийского языка.
Приеполе в 1896 году
После завершения здесь среднего образования выпускники отправлялись в Стамбул, Каир или Сараево, чтобы углубить свои знания, а когда возвращались, то начинали работать в таких учреждениях, как отделы по делам религии, управления муфтия, шариатские суды и управления вакфов (благотворительных фондов).
Бывшие студенты и выпускники медресе внесли свой вклад в антифашистское сопротивление и войну за независимость в период, начавшийся с немецкой оккупации 1941-1945 годов. Они также защитили свой город от банд четников, сформированных сербскими националистами, которые, воспользовавшись военной обстановкой, хотели совершить этнический геноцид. Командующий Дража Михалович даже отдал приказ 20 декабря 1941 года, в котором содержался пункт об «очистке Санджака от мусульманского населения». После этого банды четников во главе с Павле Джуришичем, Байо Станишичем и Раде Кордой совершили расправы над тысячами боснийцев в городах Прибой, Плевля и Бело-Поле. В Приеполе большое влияние в предотвращении такой резни оказали силы мусульманской милиции, возглавляемые улемами-выпускниками медресе, такими как Алия Агинчич, Мурад Шечагич, Ахмед Салихбегович, Чамиль Чичич и Хусейн Ровчанин. Члены мусульманских ополчений позже либо присоединились к партизанам, либо были казнены Тито.
Медресе прекратило свою деятельность в 1941 году и было полностью разрушено вместе с библиотекой в 1956 году в период Югославии. Пропало и все его имущество. По этой причине очень сложно найти фотографии или документы о его деятельности в период до Второй Мировой войны.
Хотя его здание было снесено, медресе осталось живым в памяти боснийцев. Они знали его по историям и воспоминаниям, передаваемым их дедами и отцами. Поэтому мусульмане Приеполе задавались вопросом, можно ли его возродить. Шаг за шагом они начали двигаться к реализации этой идеи в начале 2000-х.
Кемаль и Паша Мугайич, семейная пара из Приеполе, подарили свой дом с садом рядом с мечетью Махмут-бей, Исламскому союзу города в декабре 2000 года с намерением, чтобы их вспоминали добром и после их смерти, а запись их добрых дел в Книгу деяний не прекращалась.
После того как чета Мугайич ушла в иной мир, чистота их намерений и искренность способствовали тому, что на месте их дома началось возведение лучшего из того, что можно было построить, – обители наук и знаний.
Кемаль и Паша Мугайич
Мы можем утверждать, что причиной, по которой местные мусульмане так настойчиво хотели построить такое учреждение, является как необходимость в религиозном учебном заведении для девушек, так и не заживавшая рана и тоска в их сердцах.
Контроль над строительством взял на себя главный имам Приеполе Надир Дачич. Свой вклад в финансирование медресе внесли и турецкие филантропы во главе с Хусейном Кансу (Чулаховичем). В 2006 году на церемонии, на которой присутствовали высокопоставленные лица, был заложен фундамент здания. Спустя 3 года волнительное ожидание закончилось, и 2 сентября 2009 года, спустя 68 лет после разрушения, восстановленное медресе Бакие ханым с басмалой открыло свои двери перед 14 ученицами.
Таким образом, медресе Бакие Ханым, которое восходит к 1664 году и пережило разные периоды своего развития в 1863 и 1941 годах, открыло новую страницу своей истории и продолжает писать ее с того места, где она остановилась.
С 2009 года учебное заведение выпустило более 150 девушек. Большинство из них продолжили высшее образование на различных факультетах в институтах Турции, Сербии и Боснии и Герцеговины.
Учебная программа медресе соответствует средней школе, но включает и религиозные дисциплины. Здесь проводятся такие уроки, как чтение Корана, вероучение (акида), исламское право (фикх), этика (ахляк), история ислама, арабский, английский, боснийский и турецкий языки, математика, информатика, история, география и физкультура.
Медресе Бакие Ханым показывает нам, что места могут иметь память, судьбу и влиять на общество. На протяжении истории эта судьба иногда оказывается благоприятной, а иногда нет. Мы возносим молитвы за то, чтобы такие учреждения, занимающие свое место в сердце мусульман Санджака, сохранялись бы на долгие годы...
Автор: Энес Урюн, турецкий журналист
Источник: gzt.com
Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала