Исламские новости
В мечети Бея в Сараево до сих муэдзины произносят азан с минарета
Аммар Эфендич, муэдзин мечети Бея в Сараево, 12 лет призывает верующих на намаз с минарета высотой 45 метров, и, поднимаясь на него, преодолевает 125 ступенек.
Мечеть Гази Хусрев-бега, также известная как мечеть Бея в Сараево, построена почти 500 лет назад в 1530, и, несомненно, является одним из самых красивых памятников исламской архитектуры в Боснии и Герцеговине. Она была возведена Гази Хусрев-беем, боснийским санджакбеем (правителем санджака, военно-административной единицы в Османской империи), в качестве благотворительного фонда (вакф), и представляет собой один из самых важных объектов из его богатого наследия.
Архитектором мечети стал Мимар Аджем Асер Али, персидский зодчий из Тебриза, который наряду с Мимаром Хайрудином-старшим был одним из ведущих создателей турецкой архитектурной школы раннего периода. Мечеть Бея в Сараево считается одним из самых ценных достижений этой школы за пределами Стамбула.
В то время, когда она была построена, мечеть Бея представляла собой объект, имеющий первостепенное значение для развития Сараево, а также для того, чтобы он получил статус города.
Часовая башня и минарет мечети
Мечеть имеет просторный вымощенный камнем двор, в центре которого возвышается большой шадырван (фонтан), а сбоку – тюрбе (мавзолей). Храм окружают многочисленные улочки Башчаршии – главного исторического базара Сараево, являющегося его сердцем. Здесь идет бойкая торговля, и можно увидеть многочисленных ремесленников, продающих товары в своих лавках.
Наряду с расположенной неподалеку часовой башней, минарет мечети Бея – неизменный элемент на всех открытках, изображающих виды Сараево. В настоящее время он является обязательным местом посещения для туристов со всего мира, приезжающих в столицу Боснии и Герцеговины.
В 1531 и 1537 годах Гази Хусрев-бег создал вакф (благотворительный фонд), внесший неоценимый вклад в культурное, религиозное и образовательное развитие Сараево. Сначала он построил мечеть, имарет (благотворительную столовую) и ханаку (обитель дервишей), затем медресе и библиотеку и, наконец, завещал дополнительное имущество для финансирования всех этих объектов. Так появился комплекс Гази Хусрев-бега.
В уставе этого вакфа, который называется «вакф-наме», прописаны условия использования всех зданий. Например, в нем помимо пяти ежедневных намазов предписывается совершать дополнительное богослужение. Это хатм (чтение всего Корана) после полуденного намаза каждый день. Поэтому 30 джуз-ханов (чтецов джузов) каждый читает свой джуз (1/30 часть Корана) одновременно, а после произносят дуа, упоминая и Гази Хусрев-бега. В вакф-наме 1531 года также предписано, чтобы один раз в год, 12 числа месяца Рабиуль-авваль, в день рождения пророка Мухаммеда, в храме читали Маулид (песнопения) в честь него. В документе определено, сколько средств можно потратить на это мероприятие.
Что делает мечеть Бея еще более необычной, так это традиция произнесения азана с минарета. Установленная вакф-наме 1531 года, она сохранилась только здесь.
В настоящее время в мечети Бея имеется четыре муэдзина, Аммар Эфендич – один из них. Уже 12 лет он призывает верующих на намаз. Минарет мечети имеет высоту 45 метров и около 125 ступенек, и каждый раз ему приходится подниматься на него, чтобы произнести азан.
«Я впервые начал стал исполнять обязанности муэдзина в мечети Гази Хусрев-бега, будучи учащимся здешнего медресе, а точнее на втором курсе. Студентов, показывающих успехи в красивом чтения Корана, нередко просят произносить азан. Окончив медресе, я стал муэдзином мечети по приглашению главного имама Менсура Малкича», – рассказывает священнослужитель.
Помимо Аммара Эфендича, в мечети Бея муэдзинами служат хафизы Изудин, Асим и Ахмед.
«Вскоре мы отметим 500-летие мечети Гази Хусрев-бега, то есть его вакфа. Таким образом, традиция произнесения азана с минарета длится еже полвека. В течение этих веков муэдзины по пять раз каждый день поднимались на минарет, преодолевая 125 ступеней. Насколько мне известно, такая 500-летняя традиция имеется только в мечети Гази Хусрев-бега. Есть еще несколько мечетей, но в них муэдзины поднимаются только на определенные намазы или по каким-то случаям», – поясняет Аммар Эфендич.
В мечети Гази Хусрев-бега муэдзины произносят азан с минарета ежедневно, за исключением некоторых погодных условий. Тогда они призывают к намазу, стоя на специальном камне перед мечетью. «Такое бывает во время сильного дождя или ветра. Также в Рамадан во время ифтара муэдзин произносит азан, стоя на камне», – говорит Аммар Эфендич.
Раньше во всех мечетях азаны произносили с минарета, однако из-за развития технологий сегодня это делается крайне редко. «Такое практиковалось и во всех других местах, пока с технологии не пришли в мечети. После этого муэдзины начали использовать звуковые системы и микрофоны, потому что функция азана заключается в том, чтобы его услышали. Азан – это объявление начала времени намаза. Таким образом, он предназначен для того, чтобы призвать верующих в мечеть, на молитву», – поясняет священнослужитель.
Наш собеседник также поведал, что вакф-наме определяет не только то, как должна функционировать мечеть, но и характеристики ее имамов и муэдзинов.
«Муэдзин должен иметь хороший нрав, красивый и мелодичный голос и выделяться ответственностью и точностью в выполнении своих обязанностей. Ведь его работа связана с пунктуальностью, так как время намазов точно определено. Мечеть Гази Хусрев-бея имеет некоторые особенности, которые отличают ее от других. Эти особенности устанавливаются в вакф-наме, в которых прописаны все действия, богослужения и поклонения, которые следует проводить в мечети. Например, каждый день здесь совершается хатм, который посвящается Гази Хусрев-бегу. Мечеть Бея является главной для мусульман в Боснии и Герцеговине, а также всех боснийцев во всем мире. Она и ее комплекс составляют сердце Башчаршии», – поясняет Аммар Эфендич.
Для него большая честь быть муэдзином в этом священном месте. «Прежде всего, это честь для меня, потому что для муэдзина была обещана великая награда от Аллаха. Об этом говорится во многих хадисах Посланника Аллаха (мир ему). Например, в одном из них сообщается: «Если бы люди знали, какая полагается награда за азан и стояние в первом ряду (во время коллективного намаза), и они бы не нашли другого пути к этому, кроме как посредством жребия, то они непременно бросали бы его». А в другом хадисе говорится, что всё, что слышит азан, люди, животные, джинны, растения, будет свидетельствовать о муэдзине», – рассказывает священнослужитель.
Внутри и снаружи мечеть Бея украшена орнаментами, арабесками и каллиграфическими надписями. В главном зале, в самом центре стены, находится михраб, место, где стоит имам, возглавляющий намаз. Справа от него расположился мимбар, который используется имамом для произнесения проповеди во время пятничного и праздничных намазов. Справа от главного входа находится махфил (специальное возвышение), предназначенный для муэдзина, который помогает имаму во время намаза. Мечеть имеет в общей сложности 51 окно, а его богато украшенный купол возвышается на высоту 26 метров. Все это вместе составляет гармоничное целое.
Мечеть неоднократно реставрировалась. Первая реставрация была проведена в 1737 году, когда она была сильно повреждена после поджога Сараево в 1697 году Евгением Савойским. После в 1795 году была произведена роспись интерьера, который получил повреждения. Мечеть неоднократно страдала от пожаров, случайных или намеренных. Во время войны 1992-1995 годов, когда сербские войска осадили Сараево, они намеренно атаковали многие культурные объекты города, такие как музеи, библиотеки и мечети, ведя по ним огонь. Будучи самой большой и известной, мечеть Бея была одной из их целей, поэтому в значительной степени была разрушена. Ее восстановление началось сразу после войны в 1996 году, благодаря иностранной, в основном, саудовской, помощи. Сейчас обновленный храм является одним из главных архитектурных памятников города и его символом.
Источник: https://bhsc.trtbalkan.com
Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала