Исламские новости
Ajdadi Collective: бренд уличной одежды возрождает наследие Газы
Основатель и дизайнер бренда Ajdadi Collective Зак Джараллах хотел найти способ продемонстрировать свое палестинское наследие и пришел к мысли создавать одежду стритстайл, такую как футболки и кроссовки, украшенную традиционной палестинской вшивкой татриз.
Когда Зак Джараллах, дизайнер из ОАЭ, основал Ajdadi Collective, он хотел подчеркнуть свою связь с Палестиной. Сочетая одежду стритстайл с проверенной временем палестинской вышивкой татриз, он сотрудничал с более чем 70 мастерицами в секторе Газа. Однако с момента обострения конфликта 7 октября, дизайнер смог связаться только с 10 из них. Судьба остальных 60 женщин остается неизвестной.
Зак Джараллах, создавая Ajdadi Collective в 2021 году, преследовал благородные цели: продемонстрировать свое палестинское наследие, а также поддерживать палестинцев, обеспечив работой женщин Газы.
Татриз – давняя традиция палестинской культуры. Уникальная форма вышивки крестиком, включенная в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, зародилась в сельской местности и с тех пор превратилась в широко распространенный вид искусства среди палестинцев и их диаспоры. Для каждой деревни присущи свои узоры тщательно подобранных цветов, включающие символы, отражающие местное наследие.
Зак Джараллах с теплотой вспоминает, как обе его бабушки, которые были родом из Иерусалима, сидели и вышивали. Для него заключался глубокий смысл в том, чтобы дать этой традиции современную интерпретацию. Так родился Ajdadi Collective.
«По-арабски аждади означает предки. Таким образом, идея бренда – прославить наших предков», – говорит дизайнер. Он рассказывает, что первая созданная Ajdadi Collective футболка представляла Иерусалим и сектор Газа. Оформленная в традиционных цветах – красном, бордовом и фиолетовом, она была данью уважения его бабушке, которая привила ему любовь к этой традиции.
После создания первой футболки у дизайнера появилась цель: «Я хотел использовать свою индивидуальность и свой голос, чтобы поддержать палестинцев». Двигаясь в этом направлении, Джараллах стремился привлечь к работе палестинских ремесленников. Так он познакомился с жительницей Газы по имени Маха, которая владела собственной линией вышивки в Газе, и стала его представителем в регионе.
«Я создаю футболки, но ценить и понимать татриз – это настоящая история. Расположение стежков, передаваемые с их помощью сообщения, цвета, сочетающиеся друг с другом … это безгранично. И это отражение богатой истории, самобытности и культуры Палестины», – говорит мужчина.
Трудности возникли в самом начале. По теории, Джараллах должен быть отправлять рисунки, чтобы женщины из Газы вышили их, и получать готовые футболки. Однако на практике он столкнулся с многочисленными проблемами на этом пути. Крупные производители в Палестине отдают предпочтение массовым заказам, например, создание одновременно 50 000 униформ для государственных служащих, медсестер или врачей, а это означает, что проект Джараллаха не был приоритетным. «Как небольшой бренд футболок и одежды, мы занимали последнее место в этой иерархии», – говорит дизайнер. Поэтому он решил сотрудничать с более мелкими производителями, с теми, кто, возможно, не мог освоить массовое производство, но все же был в состоянии создать то, что задумал Джараллах.
Также возникли проблемы из-за неправильных размеров и качества, которое немного не оправдало ожиданий дизайнера. «Вышивка была просто замечательной. Но сама ткань и отделка могли быть получше», – говорит он. Основная причина отсутствия качественных тканей связана с блокадой Газы, которая ограничила доступ к определенным цветам и материалам. Джараллах вспоминает период, когда черная ткань вообще не была доступна, в результате чего какое-то время производились только белые футболки.
Несмотря на такие проблемы, на ежегодном фестивале палестинского кино Reel Palestine в дубайском кинотеатре Akil в январе 2023 года состоялся дебют Ajdadi Collective, который оказался очень успешным. Джараллах хорошо помнит презентацию своей первой коллекции, когда его продукция была очень позитивно встречена. «Я был шокирован этим. В тот момент я подумал: «Ого, это огромная задача». Я этого не ожидал, я просто делал футболки», – говорит он.
Хотя он смог с гордостью продемонстрировать свою первую коллекцию черных и белых футболок, внимание многих также привлекла пара кроссовок Nike Air Force 1, украшенных татриз, которые Джаралла назвал «Tatreez Force 1s». Яркая палитра вышивки включала глубокие оттенки красного и темно-бордового цвета, а замысловатые узоры органично дополняли оригинальную черно-белую расцветку и знаменитую галочку Nike на кроссовках.
Положительные отзывы побудили Джараллаха расширить диапазон размеров футболок от XS до XXL, а также замыслить разнообразить ассортимент изделий. В своей следующей коллекции на фестивале Reel Palestine в этом году дизайнер хотел представить совершенно новую линейку предметов одежды, таких как толстовки, брюки-карго и панамы. «Коллекция должна была называться Eternal Capsule «Вечная капсула», чтобы показать, что вышивка возвращается в качестве символа палестинской идентичности и продолжает жить в Ajdadi Collective».
Однако его надежды рухнули после событий 7 октября. Большая часть работы к этому времени была уже проделана, а несколько образцов даже прибыли в Дубай накануне мероприятия. Маха 5 октября отправилась на Кипр для прохождения курсов и, таким образом, смогла отправить несколько готовых изделий Джараллаху. Остальное она пообещала прислать по возвращению домой. Но обострение военного конфликта поставило крест на всех планах.
«Маха не смогла вернуться в Газу и в настоящее время находится в Каире. Что касается одежды, коллекции, мастерских… все разрушено. Была небольшая надежда, что кое-то сохранилось в доме Махи, но недавно она прислала мне фотографии, на которых видно, что он полностью разрушен в результате бомбардировки», – рассказывает Джараллах.
Что еще больше тяготит его, это судьба тех 70 женщин, с которыми он работал. Дизайнер слышал, что, по крайней мере, одна из них, Умм Рами, погибла.
Несмотря на то, что его коллекция Eternal Capsule, практически, была уничтожена, Джараллах планирует начать все сначала. Однако в будущем, к сожалению, он больше не будет сосредотачивать производство в секторе Газа.
«Для меня было гордостью заявить, что как социальное предприятие мы поддерживаем ремесленников Газы. Там был сосредоточен весь цикл – от раскроя ткани до ее механической обработки. Теперь обработка будет производиться в другом месте, а вышивка – в иных районах Палестины».
Дизайнер говорит, что он никогда не воспринимал Ajdadi Collective как проект, от которого можно получить прибыль. Он хотел, чтобы люди, нося разработанную им одежду, проявляли солидарность с Палестиной и поддерживали ее производителей.
«Я начал этот проект для себя, когда захотел футболку с вышивкой, которая отражала бы мою идентичность. Своей одеждой вы передаете послание. Моим посланием было мое палестинское происхождение, мои предки, моя идентичность. Когда я начал выставлять эти футболки на продажу, и люди говорили: «Потрясающе!», это было самым большим подтверждением успеха», – говорит Зак Джараллах.
Несмотря на все произошедшее, дизайнер стремится восстановить этот бренд, веря в будущее Газы. «Многие люди лишились жизни и средства к существованию. Но так же, как будет восстановлен Газа, будет восстановлен и Ajdadi Collective», – заявляет он.
Автор: Эвелин Лау
Источник: https://www.thenationalnews.com
Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала