Исламские новости
Джума Масджид – мечеть в Тбилиси, построенная татарами
Джума Масджид, или мечеть Джума (Пятничная), также известная как Мечеть двойного михраба в столице Грузии Тбилиси, сейчас является единственным действующим мусульманским храмом в городе.
Мечеть на этом месте была впервые построена в 1724 году, но вскоре ее разрушили во время ирано-турецкой войны. В 1864 году два брата из числа казанских татар восстановили место поклонения, построив две расположенные рядом мечети. После они были объединены, но из уважения к памяти братьев их михрабы (ниши в стене, указывающие направление на Мекку) остались нетронутыми. Таким образом, храм имеет два михраба. Сейчас двери Джума Масджид, которая является одним из немногих религиозных мест на Кавказе, где шииты и сунниты молятся вместе, открыты для последователей всех течений.
Гуляя по историческому центру Тбилиси, раскинувшемуся по обоим берегам реки Куры, я искал единственную сохранившуюся мечеть этого города. Увидев ее, я был так счастлив, как будто встретился со старым другом на чужбине. Спешно поднимаясь по узким улочкам между домами и церквями, я с нетерпением ждал возможности поближе рассмотреть это здание, которое является уникальным как по своей истории, так и архитектуре.
Когда я подошел к дверям мечети, мне не потребовалось много времени, чтобы понять, что это место общения арабов и тюрок. Табличка над входом с названием храма, написанная на 5 языках, приветствует верующих разных национальностей.
Пытаясь сделать фото мечети Джума, построенной из красного кирпича, я слышал, как с одной стороны, о чем-то беседовали турки, а с другой стороны арабские торговцы пытались что-то продать туристам. Когда я направился внутрь, спасаясь от тбилисского холода, меня приветствовали азербайджанцы на своем языке.
Войдя в мечеть, я направился к горящим печам и сел напротив. До пятничной молитвы оставался час или чуть больше. Медленно собирались люди, кто-то читал Коран, кто-то произносил поминание или молча сидел, ожидая наступления времени намаза. Снаружи царила суета. Женщина только что почистила фонтан для совершения омовения и просила не использовать его какое-то время. Мужчина принес сложенные циновки для прихожан, которые не могли найти места в мечети.
Пока происходило все это беспокойство внутри и снаружи, приближалось время намаза, и проповедник готовился начать проповедь для людей, наполнившим зал. Сама проповедь была на грузинском языке, но мой слух привлекли проскальзывающие в ней арабские и тюркские слова. К этому времени людей стало больше, и меня удивило этническое разнообразие пришедших.
Здесь можно было увидеть людей самых разных наций, от крупных среднеазиатских тюрок до невысоких малайцев Южной Азии, от загорелых мусульман Индийского субконтинента до темнокожих арабов Хиджаза, от белолицых черкесов Кавказа до чернокожих африканцев Сахары.
Мечеть имеет два минбара
Единение здесь было достигнуто и между разными исламскими течения. Среди собравшихся можно было увидеть шиитов, в основном из Ирана и Южного Азербайджана, которые брали камни с полок на колоннах мечети, чтобы совершать земной поклон на них в соответствии со своими убеждениями. Хотя известно, что в прошлом веке на берегу Куры существовала шиитская мечеть, в советский период это сооружение было снесено для строительства моста через реку, как и еще несколько мусульманских храмов Тбилиси. Таким образом, Джума Масджид осталась единственным местом поклонение для мусульман, и шииты стали пользоваться ею. Сейчас она является одним из немногих религиозных мест на Кавказе, где шииты и сунниты молятся вместе.
Незадолго до начала намаза я встретился с имамом, чтобы побольше узнать об этой мечети, о которой в источниках приводится мало сведений. У двери комнаты имама, которая, судя по стол для совещаний в ней, использовалась для различных целей, я имел приятную беседу с Ширханом Чобановым, одним из двух имамов этого храма. Священнослужитель, который также является обладателем великолепного голоса, который я скоро услышал, нашел время, чтобы ответить на мои вопросы. Я услышал от него рассказ о братьях-татарах, разрушении шиитской мечети и необыкновенных усилиях общины по восстановлению Джума Масджид.
На старых фото видно два купола мечети
После конца советской эпохи, когда храм остался без ухода, он был восстановлен при поддержке Турции и Ирана. Таким образом, в регионе, за который воевали Османы и Сефевиды, теперь имеется единственная мечеть, построенная при совместном вкладе этих двух наций.
Когда я поблагодарил имама и ушел, проповедь закончилась и пришло время намаза. Азан, призыв к молитве, приглушенно доносящийся снаружи, эхом отразился от внутренних стен, повторяя единый призыв к мусульманам разных течений и наций. Последний сюрприз, с которым я столкнулся в мечети, прозвучал с минбара (кафедры в мечети) – пятничная хутба была произнесена на азербайджанском языке. В ней были упомянуты землетрясения в Кахраманмараше, произошедшие несколько недель назад, а турецкому народу были переданы послания единства вместе с молитвами (дуа). Основной темой проповеди были наставления о том, что наше пребывание в этом мире временно, а добрые дела никогда не пропадут.
Выходя, я все время оглядывался на четырехугольный минарет. Меня наполнило чувство благодарности. Эта небольшая мечеть, построенная усилиями, как материальными, так и духовными, многих мусульман на протяжении веков, сегодня принимает верующих разных наций, и те, кто ее построил, получают свою долю от дарованной Аллахом награды каждого из приходящих сюда. Джума Масджид, возвышаясь среди красивых церквей, древних стен и мостов, продолжает призывать к единству весь Тбилиси.
Автор: Абдуррахман Селим Челикбилек, турецкий журналист
Источник: https://www.gzt.com
Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала