Исламские новости
Кефия – символ сопротивления и надежды
Черно-белый палестинский шарф, который сейчас носят по всему миру, стал глобальным выражением солидарности.
Я была студенткой факультета журналистики в Торонто, когда впервые надела кефию – глубоко укоренившийся в палестинской культуре белый шарф с характерным черным рисунком, изображающим рыболовные сети и морские волны.
Шел 2010 год, и я пыталась решить, хочу ли я писать о политике или моде. Вскоре я поняла, что мне не нужно выбирать. Мода часто носит политический характер, о чем свидетельствует то, что я регулярно ношу кефию.
Шарф был практичным, он согревал мою шею холодными канадскими зимами. Но его более глубокие коннотации как символа сопротивления оккупации и угнетению были неоспоримы. Ношение кефии показывает, как политика может быть выражена через одежду. Одна из моих первых опубликованных статей для ныне несуществующей мусульманской платформы США Ilume, была о том, как западные СМИ изображали кефию как аксессуар террористов.
В наше время, когда протесты с требованием прекращения огня в Газе захлестывают весь мир, ряд правительств заявили, что намерены разгонять митинги солидарности с Палестиной и ее народом. Меры, предложенные и реализованные различными мировыми лидерами и местными властями, включают запрет на скандирование протестных лозунгов, таких как «От реки до моря Палестина будет свободной», и демонстрацию палестинских флагов и кефий.
В Великобритании министр внутренних дел Сьюэлла Браверман призвала начальников полиции принять меры против протестующих, «прославляющих террористические акты», размахивающих флагами или скандирующих лозунги, а в Берлине кефии теперь запрещены в государственных школах. Даже в ОАЭ некоторых жителей попросили снимать кефии в туристических местах. Из Египта поступали сообщения о задержании мирных пропалестинских протестующих, многие из которых были в кефиях.
Такая реакция на кефию меня удивила. Не в последнюю очередь потому, что, когда я покупала свой шарф в 2000-х, он не считался опасным. Это был популярный аксессуар, который был коммерциализирован и присвоен такими брендами, как Balenciaga, American Apparel, Urban Outfitters и TopShop. В таких телешоу, как «Сплетница», персонажи, которые носили его, были представлены как хипстеры. Шарф также был любимым аксессуаром инди-групп, включая The Pigeon Detectives и The Wombats.
Для многих мусульман кефия является символом политической и религиозной идентичности, связанной с уммой, мировым сообществом мусульман, и демонстрирует солидарность с палестинцами. Во время протестов по всему миру люди повязывают на шею характерный черно-белый шарф, поскольку израильское правительство бомбардирует палестинцев в Газе и продолжает строить поселения для своих граждан на Западном берегу.
Надевая шарф, протестующие показывают, что они признают существование палестинского народа и его право на государственность. Кефии выходят за рамки сферы публичных протестов молодых мусульман. Для тех, кто не может участвовать в демонстрациях или митингах, это стильный способ продемонстрировать свою солидарность с палестинцами, занимаясь повседневными делами.
Те, кто запрещает или не поощряет ношение кефии, связывая их исключительно с «терроризмом», не знают об утилитарных корнях этого аксессуара. Несмотря на то, что он прочно ассоциируется с фигурами палестинского национализма, такими как Ясир Арафат, который, перекинув свой шарф через плечо, демонстрировал очертания исторической Палестины, бедуины и рабочие Ближнего Востока издавна носили кефию, защищаясь от солнца и песка пустыни.
Как объяснил палестино-иорданский модельер Заид Фаруки, дизайн кефии неразрывно связан с землей Палестины: «Сеть символизирует рыболовные снасти, представляющие побережье Средиземного моря, листья – оливковую ветвь и сельскохозяйственные угодья, а сплошные линии – торговые пути».
Мотивы кефии также использовались в коллекциях многих модельеров Ближнего Востока и арабской диаспоры, от хиджабов, производимых американской компанией Vela Scarves, до принадлежащих арабам брендов одежды, таких как Watan, украшающих свои сумки-тоут и футболки узорчатыми карманами.
Западные бренды также использовали этот узор. В течение 10 лет он присутствовал в коллекциях культового датского лейбла Cecilie Copenhagen как «наш фирменный узор ручного ткачества». С использованием ярких принтов в стиле кефия модельеры этого лейбла создали самые разные предметы одежды, от блузок и мини-юбок до широкополых шляп.
В 2020 году обвинения социальных сетей в присвоении культуры вынудили бренд признать источник своего вдохновения, отметив свои изделия в Instagram
(принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России) хэштегом #keffiyeh. Ранее в том же году лейбл переименовался в Summery Copenhagen и начал выпускать принты, которые не являются столь вопиющим заимствованием палестинской кефии, традиционная сетка теперь заменена принтом «гусиная лапка».
Подобные явления привели к дискуссиям среди многих мусульман о том, где им следует покупать кефии, чтобы поддерживать именно палестинских производителей. Однако из-за экспортных ограничений, недавно введенных израильским правительством на Западном берегу, палестинские предприятия в основном не могут экспортировать свою продукцию.
Расположенная на Западном берегу, фирма Хирбави является ведущим производителем настоящих кефий в Палестине. Основанная в 1961 году Ясиром Хирбави, это последняя специализированная фабрика в Палестине. Бренд-менеджер компании Наил Алкассис из Бонна (Германия), подчеркивает, как важно покупать подлинные кефии, изготовленные палестинскими мастерами. «Это позиция, направленная против присвоения культуры. Кефия – продукт многолетних палестинских традиций, передаваемых из поколения в поколение», – говорит он.
Наил Алькассис считает, что когда кефия производится и экспортируется из других стран, таких как Китай или Индия, у палестинского народа «отнимают» блага, которые он естественным образом должен получать от наследия предков, наполненного культурной символикой и значимостью.
«Кефия, изготовленная в Палестине, несет в себе душу ее народа, историю ее земли и стойкость ее духа. Все остальное – просто кусок ткани», – заявляет он.
Из-за отсутствия доступа, ограниченных возможностей и стремления быстрее получить желаемое у людей, которые хотят носить кефию в знак солидарности с Палестиной прямо сейчас, может не быть иного выбора, кроме как покупать на Amazon или Etsy. И независимо от того, откуда она взята, послания, воплощенные в кефии, очевидны.
«Кефия вышла за рамки своих местных корней и стала глобальным символом сопротивления несправедливости. Она несет в себе послание единства, стойкости и солидарности и находит отклик у людей, которые ценят и поддерживают борьбу за справедливость, свободу и чаяния палестинского народа», – говорит Наил Алькассис.
Я полностью согласно с этими словами. Вот почему я ношу кеффию с середины октября. Это не просто модный аксессуар. Это призыв к справедливости, свободе и человечности. И в то время, когда перспективы палестинцев Газы выглядят такими мрачными, вид незнакомца в кефии возрождает надежду, так необходимую сейчас.
Автор: Хафса Лоди
Источник: https://hyphenonline.com/2023/11/07/the-keffiyeh-is-a-symbol-of-resistance-and-of-hope-palestine/
Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала