Исламские новости
Кофе, диваны, полотенца и брюки: культурное наследие Османской империи
Хотя их происхождение по большей части забыто, немало привычных нам вещей было заимствовано из Османской империи, и турецкая культура оказала значительное влияние на Европу.
Просуществовав более шести столетий, с 1299 по 1922 год, охватывая три континента и включая в себя более чем 70 этнических групп, говоривших более чем на 12 различных языках, Османская империя правила территорией более обширной, чем Византийская, и более длительный период, чем Римская.
И все же создается впечатление, что османы как народ исчезли, а их наследием пренебрегают, иногда даже намеренно игнорируют. Привлекая внимание к последним катастрофическим годам Османской империи, слишком часто историю этого государства рассматривают в ущерб более широкой картине. Стереотипы трудно изменить. Однако неудобная правда заключается в том, что фраза «больной человек Европы» впервые была использована испанским дипломатом для описания Англии XVI века, а во время второй осады Вены в 1683 году на стороне османов сражалось около 100 000 венгерских христиан, а также тысячи греков, армян, славян и трансильванских протестантов, разочаровавшихся в католическом рвении Габсбургов и феодальных поборах своей аристократии. Ни одна из сторон, конечно, не была ангелами, но такая привычная нам картина, в которой доблестная христианская Европа сражается с деспотичным мусульманским Востоком, – это, можно сказать, «диснеевская» версия истории.
С самого начала османы привлекали в свою империю людей разных наций и религий, предлагая им защиту и философию, которая представляла собой полную противоположность современному национальному государству.
Свидетельства их космополитического, инклюзивного подхода отчетливо видны и по сей день в архитектурном наследии исторических районов разных городов Турции и по всей территории бывшей империи. Бурса, первая столица государства, была признана ЮНЕСКО в 2014 году (лучше поздно, чем никогда) объектом Всемирного наследия за «беспрецедентный процесс городского планирования» и «ценности общества», которые он отражал.
Бурса стала образцом для всех будущих городов Османской империи, спроектированных в первую очередь для удовлетворения социальных, коммерческих, религиозных, образовательных и медицинских потребностей населения благодаря комплексу «куллие», где Улу Джами или Великая мечеть была окружена ханами и базарами, а рядом находились школы, больницы, бани, питьевые фонтаны и благотворительные столовые. Как следует из названия, происходящего от арабского слова «кулл», означающего «все, общее», эти удобства были доступны всем без исключения.
Эгалитарный характер османского общества, где мусульмане, христиане и евреи жили и работали бок о бок друг с другом, где каждого ценили за навыки, которые он привносил в общество, был одним из ключевых факторов долголетия империи. Базар Бурсы и сегодня оживлен и остается торговым центром города. В османском миропорядке купцы и квалифицированные ремесленники пользовались большим уважением, что было признанием их ценности как для общества, так и для казны за счет доходов, которые они приносили. Эта схема была скопирована во второй столице Османской империи Эдирне, а затем в Стамбуле, где Большой базар до сих пор может похвастаться более чем 4000 магазинами, расположенными на 61 улице.
Тот же подход был очевиден и в отношении Османской империи к беженцам. С самого начала (и до самого конца) беженцы, будь то мусульмане, христиане, евреи или любое другое меньшинство, подвергающееся где-то преследованиям, могли стать гражданами Османской империи и получить защиту государства. Чтобы помочь им встать на ноги, беженцам давали деньги и землю. Взамен от них требовалось, чтобы они стали (после соответствующего льготного периода) гражданами, платящими налоги, свободными совершать богослужения по своему выбору и пользоваться собственными судами.
Справедливость была руководящим принципом правления, основанным на системе «Круга правосудия», где султан, армия и народ полагались друг на друга. Государство признавало, что его выживание зависит от процветания его подданных.
Ставки налогообложения были скорректированы с учетом благосостояния: с богатых деревень на плодородных реках взимали более высокие налоги, чем с бедных, расположенных вблизи пустынь и степей. После засух, голода или войн налоги могли быть снижены или даже отменены ради стимулирования экономического возрождения.
Если подобные основы государственной политики до наших дней не дошли, многие другие традиции Османской империи сохранились, и большинство людей даже не осознают этого. Османская кухня, например, является основой того, что часто называют здоровой средиземноморской диетой, а такие названия, как йогурт, пахлава и кебаб, свидетельствуют об их турецком происхождении.
На огромных кухнях дворца Топкапы работали 60 поваров, набранных со всей империи после тщательного отбора. Сложнейшие рецепты держались в секрете, никогда не записывались и основывались на свежих ингредиентах.
По всей империи были популярны кофейни. Сулейман Великолепный, сам большой любитель кофе, учредил ритуалы распития этого напитка под руководством «главного кофевара». Этот ритуал включал и изысканные керамические чашки из Изника и Кутахьи.
Из Стамбула кофепитие распространилось по всей Европе после того, как неудачная вторая осада Вены привела к тому, что османская армия бросила огромное количество провизии, включая мешки с кофейными зернами. Европейцы не знали, что с ними делать, за исключением одного польского офицера, который два года был в османском плену. Считается, что именно ему удалось привить жителям Вены вкус к напитку, который и по сей день здесь подают «по-венски» со стаканом воды, точно так, как это было во времена Османской империи.
К 1700 году в Лондоне насчитывалось около 500 кофеен, которых называли «копеечными университетами». Ведь чашка кофе стоила всего пенни и позволяла принять участие в беседах с умными людьми, обсуждающими важные темы.
Сегодня турецкий кофе любим практически во всех балканских странах, а также в арабских провинциях, превратившись в арабский, греческий, болгарский, албанский кофе и так далее, с его привычными ритуалами гостеприимства и дружбы.
Другим наследием образа жизни османов являются великолепные шатры, предшественники современных изделий такого рода. Самые роскошные из них были покрыты шелковой, серебряной и золотой вышивкой почти театрального великолепия, изображавшей райские сады с тюльпанами, символами османов.
Европейские правители, включая французского короля Людовика XIV, были большими поклонниками османских шатров. Шатры «а-ля турке» вошли в моду как места проведения грандиозных вечеринок. От турецкого слова «кёшк» происходит слово «киоск». Киоск является естественным продолжением культуры шатров, когда они постепенно эволюционировали в садовые павильоны, где подавали кофе и другие напитки.
Диван с ящиком, который в английском языке до сих пор называют «Ottoman», был очень универсальным предметом, традиционно заваленным подушками. Он представляет собой еще одно наследие кочевников, где мебель должна была служить многим целям.
Турецкая одежда, которая разрабатывалась с учетом комфорта и практичности, оказала влияние на европейскую моду. Внучка королевы Виктории Аликс Гессенская, последняя императрица России, на своей коронации в 1896 году была одета в свободный кафтан, что резко контрастировало с корсетными платьями ее гостей из высшего общества.
Под яркими одеждами женщины кочевых тюркских племен носили такие же мешковатые шаровары, как и мужчины, что позволяло им сражаться бок о бок с ними верхом на их лошадях, даже с младенцами, привязанными к спине. Ранние феминистки, увидев османские шаровары, привезли их в Англию, откуда они распространились по Америке, где были переименованы в «bloomers» - в честь защитницы прав женщин Амелии Дженкс Блумер, осмелившейся носить их в XIX веке.
Полосатые полотенца, использовавшиеся в турецких банях, стали популярными на Западе, когда представители английской фирмы Christy & Sons наткнулись на них на стамбульском Гранд базаре, а после эта фирма наладила их промышленное производство в 1850-х годах.
Кофе, полотенца и тюльпаны по-прежнему с нами, ежедневно обогащая нашу жизнь, но все меньше и меньше людей помнят другое уникальное культурное наследие Османской империи – каково было жить в этих многонациональных и многоконфессиональных городах в империи, простиравшейся от Измира, Салоника, Иерусалима до Дамаска, Алеппо и самого Стамбула.
Автор: Диана Дарк
Источник: www.middleeasteye.net
Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала