Разделение общины на 73 течения
Разделение общины на 73 течения
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Хвала Аллаху Господу миров. Мир и благословение Его Посланнику Мухаммаду, а также всей его семье и сподвижникам.
Пророк Мухаммад, да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, во многих своих изречениях указывал на то, что человек, покинувший этот мир верующим, будет введен в рай. И достоверных хадисов на эту тему так много, что они достигают степени смыслового таватура (ат-таватур аль-ма‘нави)[1]. Приведем лишь некоторые из них:
В сводах хадисов аль-Бухари и Муслима приводится хадис Посланника Аллаха, да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, в котором говорится: «Тому, кто предстал пред Аллахом, не придавая ему сотоварищей, огонь будет запретен». Также наш благородный Пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, изрек: «Того, чьи последние слова были «Нет бога кроме Аллаха» (ля иляха илля-ллах) огонь не коснется». Данный хадис передают Абу Давуд и аль-Хаким. Также аль-Бухари и Муслим передают хадис от Абу Зарра, в котором говорится, что Пророк, да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, сказал: «Ко мне пришел ангел Джибриль и обрадовал меня тем, что тот, кто умер из моей общины, не придавая Аллаху сотоварищей, тот войдет в Рай. Я спросил: «И даже, если он совершал прелюбодеяние и воровал?» Он ответил: «И даже, если он совершал прелюбодеяние и воровал»[2].
К тому же в своих изречениях Пророк Мухаммад, да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, ясно указал на то, что после его смерти, мусульмане не впадут в многобожие и язычество. В сводах хадисов аль-Бухари и Муслима приводится хадис, в котором говорится: «Я не боюсь, что после моей смерти вы станете язычниками, однако, боюсь, что мирское обманет вас»[3].
Однако среди хадисов Пророка Мухаммада, да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, встречаются достоверные изречения, о том, что его община разделится на семьдесят три группы, из которых только одна войдет в рай, а остальные семьдесят две будут в аду. Здесь возникает трудность согласования и правильного понимания этих изречений. С одной стороны, имеется множество достоверных хадисов, повествующих о том, что человек умерший не придавая Всевышнему Аллаху сотоварищей, войдет в рай, а с другой стороны есть достоверные указания на то, что только часть общины Пророка Мухаммада, да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, войдет в рай. Для более глубокого анализа рассмотрим хадисы, в которых упоминается разделение общины на семьдесят три группы.
Хадисы в которых упоминается разделение.
Необходимо сказать, что хадисы, затрагивающие тему разделения общины, были переданы от большого числа сподвижников, таких как, Абу Хурейра, Абу ад-Дарда, Анас ибн Малик, Сад ибн Аби Ваккас, Али ибн Абу Талиб, Умар ибн аль-Хаттаб, Абдулла ибн Умар, Абдулла ибн Аббас, Абдулла ибн Масуд, Абдулла ибн Амр ибн аль-Асс, Джабир, Василя ибн аль-Аска, Абу Умама, Ауф ибн Малик, Амр ибн Ауф и Муавия ибн Аби Суфьян. Будет вполне достаточно, если мы приведем лишь некоторые из этих хадисов:
1) Передают, что Абу Хурейра, да пребудет над ним довольство Аллаха, рассказывал, что Посланник Аллаха, да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, сказал: «Иудеи разделились на семьдесят одну – или семьдесят две – группы, христиане тоже разделились на семьдесят одну – или семьдесят две – группы, а моя община (умма) разделится на семьдесят три группы (фирка)». Данный хадис передали Абу Давуд и ат-Тирмизи и последний назвал его хорошим, достоверным (хасан сахих).
2) Передают, что Абдулла ибн Амр, да пребудет над ним довольство Аллаха, рассказывал, что Посланник Аллаха, да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, сказал: «С моей общиной (умма) непременно произойдет в точности то же, что происходило с сынами Исраиля, что даже, если среди них был тот, кто открыто совокупился со своей матерью, то в моей общине непременно найдется тот, кто сделает то же самое. Воистину, сыны Исраиля разделились на семьдесят две милли[4], а моя община (умма) разделится на семьдесят три милли, все они (будут) в огне, за исключением одной милли». Его спросили: «Кто это, О Посланник Аллаха?» Он ответил: «Это те, кто следовали тому, чему следовал я и мои сподвижники». Этот хадис передал имам ат-Тирмизи.
3) Передают, что Анас ибн Малик, да пребудет над ним довольство Аллаха, рассказывал, что Посланник Аллаха, да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, сказал: «Моя община разделится на семьдесят три группы, все они [будут] в огне за исключением одной». Его спросили: «Что это за группа?» Он ответил: «Это те, кто пошел по моему пути и пути моих сподвижников». Данный хадис приводит ат-Табарани в своей книге «Муджам ас-сагыр».
4) Передают, что Муавия ибн Абу Суфьян рассказывал: Посланник Аллаха, да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, встал среди нас и сказал: «Воистину те, кто до вас из людей Писания, разделились на семьдесят две милли, а эта община разделится на семьдесят три, семьдесят две [будут] в огне, а одна в раю, и это аль-джамаа[5]». Данный хадис приводится в своде «Сунан Аби Давуд».
5) Передают, что Абу Умама сказал: Я слышал как Посланник Аллаха, да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, сказал: «Сыны Исраиля разделились на семьдесят одну группу, христиане разделились на семьдесят две группы, а моя община (умма) разделится на одну группу больше, все они [будут] в огне, кроме савада а‘зама[6]». Данный хадис приводит ат-Табарани в книге «Му‘джам аль-кабир».
6) Передают, что Анас ибн Малик рассказывал, что Пророк, да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, сказал: «Воистину сыны Исраиля разделились на семьдесят одну группу, и воистину это община – то есть его община – разделится на семьдесят две группы все они [будут] в огне кроме одной». Мы спросили: «О Пророк Аллаха что это за группа?» Он ответил: «Аль-джамаа». Данный хадис приводит Абу Я‘ля.
Принимая во внимание все вышеизложенное, предлагаю провести небольшое исследование мнений ученых-богословов по этому вопросу.
Среди мусульманских ученых есть такие, которые склонны считать, что разделение касается именно мусульманской общины, то есть, по их мнению, мусульмане разделятся между собой на семьдесят три течения и только одно из них будет удостоено рая. Это, в свою очередь, дает почву многим исламским группам и течениям для заявления об их исключительности и что именно они являются той спасшейся в день суда группой, что ведет к расколу и разобщенности среди мусульман.
Некоторые современные богословы предлагают свои пути решения данной проблемы.
Рассмотрим подход Юсуфа аль-Карадави в книге «Фатава муасыра» (Современные фетвы). Он предлагает следующее:
«Во-первых, необходимо сказать, что хадис о разделении общины не приводится в сводах хадисов аль-Бухари и Муслим, несмотря на то, что он несет в себе очень важное смысловое значение. А это указывает на то, что он не является достоверным тем условиям, которые были установлены двумя имамами при отборе хадисов.
Во-вторых, в некоторых хадисах, касающихся данной темы, отсутствует упоминание о том, что все группы будут обитателями ада, кроме последователей одной, а лишь упоминается разделение и число групп. Это мы видим в хадисе Пророка, да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, переданном Абу Хурейрой и в котором сказано: «Иудеи разделились на семьдесят одну – или семьдесят две – группы, христиане тоже разделились на семьдесят одну – или семьдесят две – группы, а моя община (умма) разделится на семьдесят три группы (фирка)». Данный хадис приводит Абу Давуд под номером 4596, ат-Тирмизи под номером 2642. Несмотря на то, что ат-Тирмизи назвал его хорошим достоверным (хасан сахих), в цепи его передатчиков присутствует Мухаммад ибн Амр ибн Алькама ибн Ваккас ал-Лейси способность к запоминанию, которого была подвергнута критике со стороны таких ученых как Ибн Хаджар и аль-Музани. Сам же ат-Тирмизи известен своим послаблением относительно подтверждения достоверности хадиса.
Что же касается тех преданий, в которых присутствует упоминание о том, что все группы будут обитателями ада, кроме последователей одной, то они передаются от нескольких сподвижников, однако цепочки их передатчиков недостоверны, несмотря на то, что ученные, присоединяя эти хадисы друг к другу усиливают их. К тому же здесь с одной стороны возникает трудность в понимании того, почему мусульмане разделятся на большее число групп, чем иудеи и христиане, а с другой – что все эти группы окажутся в аду, и только одна спасется, что, в свою очередь, дает возможность заявлять последователям одного из течений, что это именно они являются той спасшейся группой, а остальные погибнут, что, в свою очередь, ведет к взаимным обвинениям и отсутствию единства среди мусульман. По этой причине выдающийся ученый Ибн аль-Вазир подверг критике все хадисы о разделении в целом и эту оговорку в частности, потому что оно ведет к взаимным обвинениям в заблуждении и неверии.
Также среди ученых прошлого и настоящего были те, кто указывал на недостоверность этих хадисов как со стороны их цепочки передатчиков, так и со стороны их текста и смысла. Ведь мусульмане упоминаются в Коране как «наилучшая» община, а в хадисе говорится, что они будут хуже иудеев и христиан, так как разделятся на большее число групп и течений. Имам аш-Шукани к примеру говорит: «Что касается оговорки о том, что все группы будут в огне кроме одной, то большинство ученых хадиса посчитали ее не достоверной, а Ибн Хазм сказал, что она придумана»[7].
Даже если согласится с тем, что хадис о разделении является достоверным, это не означает, что оно будет длиться до Судного дня, для правдивости хадиса будет достаточным, чтобы это разделение когда-нибудь имело место быть, продолжает Юсуф аль-Карадави.
Также он говорит о том, что, несмотря на разделения, все эти группы являются частью общины Пророка, да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, на что указывает выражение Пророка, да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, в одном из хадисов: «… А моя община разделится на семьдесят три группы …», то есть, несмотря на свои заблуждения, они не выходят за границы ислама и не отделяются от исламской уммы.
А то, что эти группы будут в аду, не означает, что они, подобно безбожникам, будут пребывать там вечно, напротив, они войдут туда подобно грешникам из числа мусульман.
Другой наш современник Рамадан аль-Буты предлагает следующий путь решения этой проблемы. В частности, он говорит: «Среди ученых есть те, кто отвергает оговорку о том, что все группы будут в аду, кроме одной, однако ат-Тирмизи не один, кто передает ее, она также упоминается близкими по смыслу выражениями в хадисах, переданных Абу Давудом и Ибн Маджа, поэтому проблема остается нерешенной. По мнению Рамадана аль-Буты, под выражением «община», встречающемся в словах Пророка, да пребудут над ним мир и благословение Аллаха: «А моя община (умма) разделится на семьдесят три группы», имеется в виду община призыва, в целом, те люди, к кому он был послан с призывом, а не те, кто ответил на него и последовал за ним, а все люди, которые жили после того, как Пророк, да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, был наделен пророческой миссией, включая мусульман и не мусульман. В соответствии с этим, под группами, на которые разделится данная община, то есть община призыва, имеются в виду многочисленные религии, не имеющие с исламом ничего общего, а не такие исламские течения, как Мутазилиты, Мурджииты и Хариджиты».
Свое мнение Рамадан аль-Буты аргументирует следующим образом:
«Во-первых, на это указывает хадис Пророка, да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, переданный ат-Тирмизи, и в котором говорится: «Воистину сыны Исраиля разделились на семьдесят две милли[8], а моя община (умма) разделится на семьдесят три милли (религии), все они (будут) в огне, за исключением одной милли [т.е. ислам]». Известно, что выражение «милля» означает «дин» то есть «религия», и оно не используется в значении «группа». Ислам же включает в себя все группы и течения, которые к нему относятся.
Во-вторых, Пророк, да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, в начале хадиса говорит: «Иудеи разделились на семьдесят одну – или семьдесят две – группы, христиане тоже разделились…». Логическое соответствие же требует того, чтобы Пророк, да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, сказал: «А мусульмане разделятся на семьдесят три течения», если бы он имел в виду те группы, на которые разделятся мусульмане. Однако тот факт, что Пророк, да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, не следовал данному соответствию и употребил слово «уммати» (т.е. моя община) вместо слова «муслимун» (мусульмане), указывает на то, что под словом «община» он имел в виду всю общину призыва.
Такое понимание слова «умма», упомянутого в хадисах о разделении, дает возможность согласовать и снять противоречие с многочисленными изречениями, указывающими на то, что человек, представший перед Аллахом, верующий в его единственность, не придающий Ему сотоварищей, войдет в рай.
Заключение
Подход, который предлагает Рамадан аль-Буты, является наиболее приемлемым и правильным, так как, несмотря на неоднозначность достоверности оговорки, упоминаемой в хадисах о разделении, ее присутствие во многих преданиях указывает на то, что Пророк, да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, все-таки упомянул ее, и в его общине действительно будет иметь место разделение, и только часть ее войдет в рай. То понимание слова «умма», которое предлагает Рамадан аль-Буты, помогает убрать противоречие с другими хадисами и согласовать их. Тем более, что в некоторых хадисах ясно говорится о разделении на «милли», то есть на религии, а не на группы.
Такого же мнения придерживается и Мухаммад ибн Ибрахим ибн Абдульбаис аль-Хусейни аль-Каттани, автор книги «Ибра аз-зимма би тахкык аль-кауль хауль ифтирак аль-умма».
В заключение следует сказать, что существует и другой хадис о разделении, переданный Анасом ибн Маликом, да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, в котором говорится, что община Пророка Мухаммада разделится на семьдесят одно течение, все они будут в раю, кроме одной.
И. Р. Хисамов, преподаватель РИИ
Литература:
1. Рамадан аль-Буты. Аль-мазахиб ат-таухидийя ва аль-фальсафат аль-муасыра. – Дамаск: Дар аль-фикр, 2008. – 334 с.
2. Юсуф аль-Карадави. Фатава муасыра, т.3. – Каир: Дар аль-калям, 2003. – 736 с.
3. Мухаммад ибн Ибрахим ибн Абдульбаис аль-Хусейни аль-Каттани. Ибра аз-зимма би тахкык аль-кауль хауль ифтирак аль-умма. – Каир: Дар ас-сафва, 1997. – 252 с.
[1] Таватур – самая высокая степень достоверности хадиса. Хадис, переданный от большого количества людей к большому количеству, сговор во лжи которых невозможен. Различают два вида таватура: 1) Ат-таватур ал-ляфзы то есть словесный – это хадисы достигшие степени ат-таватур и идентичные друг другу как по форме так и по смыслу; 2) Ат-таватур аль-ма‘нави то есть смысловой – это хадисы достигшие степени ат-таватур и идентичные друг другу только по смыслу.
[2] Муслим №153; Аль-Бухари №7487
[3] Аль-Бухари №3776; Муслим №4248.
[4] Милля – религия.
[5] Имеется ввиду Ахлю ас-сунна ва аль-джама‘а
[6] Ассавад аль-а‘зам – значительное множество.
[7] Книга «Фатх аль-Кадир» автора аш-Шаукани, в толковании 65-67 аятов суры «аль-Маида», том 2, с. 59.
[8] Милля – религия.
Количество показов: 11673