Включенность молодых мусульман в модернизационные процессы – залог успеха построения гражданской нации
Включенность молодых мусульман в модернизационные процессы – залог успеха построения гражданской нации
Перед Российскими властями и обществом остро стоит проблема формирования интегрирующей общегосударственной российской идентичности и идеологии, способной сплотить население в полиэтнических, поликонфессиональных регионах. Социальная интеграция в условиях построения гражданского общества невозможна без учета этнического, конфессионального фактора и ценности равенства. В этом плане чрезвычайно важно включение в модернизационные процессы молодых мусульман современной России, ибо стабильность государственной системы зависит во многом от включенности в политические процессы каждого этноса, населяющего нашу страну. Стремление к деэтнизации общественной и государственной жизни, игнорирование конфессиональных и культурных различий, желание не замечать или игнорировать этнические проблемы – все это привело к факту «мобилизованной этничности», который может привести к дестабилизации в масштабах района, региона или страны.
Для татар Поволжья и Приуралья этническая принадлежность пока более значима, нежели чем конфессиональная. Однако с начала 2000-х гг. все более явно проявляются новые формы религиозности, которые характеризуются все большей теологизацией сознания. Новая исламская субкультура формируется преимущественно в среде городской молодежи, ее отличает строгое соответствие религиозным предписаниям в повседневной жизни, актуализированность социально-нравственного облика мусульманина, активная пропаганда ислама и одновременно включенность в модернизационные процессы. Немалую роль в формировании «новой» религиозности играют глобализационные процессы. Представители этой новой исламской субкультуры в большей степени идентифицируют себя с более широкой, чем этнос, общностью. И хотя этничность в их идентификационной матрице все еще играет большую роль, для определенной части уммы ислам – это прежде всего мировая религия, изначально не связанная с определенной национальной традицией, а если и связанная, то, скорее с арабской, чем с татарской. «Ключевая проблема деятельности… выпускников зарубежных исламских вузов – это адаптация полученных ими знаний к российской действительности, традициям и особенностям развития и современного состояния исламского вероучения в России и в соответствующих ее регионах» [Шаповалов 2011: 4]. В данных условиях все более значимой становится мировоззренческая функция мусульманской религии и выработка собственной мусульманской идеологии в российских интеллектуальных кругах, а также всесторонний мониторинг данного процесса.
Немаловажное значение в этом плане имеет поликультурное образование и формирование ценностно-нормативного мировоззрения, соответствующего современным требованиям демократического общества. Поэтому особую роль в интеграции молодых мусульман в современное общество является овладение ими знаниями по дисциплине политология.
Переход от командной экономики к рыночному хозяйствованию и от авторитарной политической системы к правовому государству требует коренных изменений в политической культуре населения, формирования массового менталитета, адекватного рыночной экономике, и плюралистической демократии. Политологическое образование способно ускорить этот процесс.
Многие политологи отмечают, что данный вид образования выполняет ряд конструктивных функций. К примеру, В.П. Пугачев отмечает, что оно прежде всего помогает выработать рационалистический и демократический менталитет, усваивать ценности и нормы демократической политической культуры, формировать такие качества, как политическая толерантность, готовность к компромиссу и партнерству, стремление к консенсусу, умение цивилизованно и институциализованно выражать и защищать свои интересы, предотвращать или же относительно безболезненно разрешать социальные конфликты, укреплять российскую общенациональную идентичность, патриотизм и государственность [Пугачев 1998: 6].
Особенно необходимы политические знания молодым мусульманам, отличающимся большим радикализмом суждений и действий, повышенной восприимчивостью к различного рода утопическим идеологиям и демагогическим призывам.
Необходимо отметить, что радикализация ислама в современном обществе не вызвана экономическими причинами и не является составной частью исламской культуры, она является результатом декультуризации мусульман, когда мусульмане, живущие в Европе, не имеют возможности обрести свою идентичность. Они занимаются только самообразованием, происходит индивидуализация веры, разрыв между поколениями, отрицание авторитетов, в том числе и религиозных, ослабление семейных связей, недостаточная социализация, замкнутость в узком кругу. В Европе и Америке созданы недостаточные условия для институализации ислама и свободного развития мусульманской культуры, адаптированной к реалиям Запада. В свою очередь, мусульманская культура татарского народа и уникальная история ее развития в условиях российского государства в определенной степени отличают нас от них. Не случайно, в последние десятилетия Татарстан зарекомендовал себя как регион с устойчиво-стабильными в исторической ретроспективе, гармоничными межконфессиональными отношениями. Исследователями неоднократно подчеркивалось, что в регионе имеется многовековой опыт толерантного сосуществования представителей различных религий, который востребован сегодня во всем мире. Как отмечает А.В. Малашенко, татарскому исламу, который принадлежит к ханафитскому толку (мазхабу), присуща высокая степень толерантности [Малашенко 2006: 7]. «Наши предки были мудрыми и выработали определенную модель исламо-христианского сотрудничества» (Из выступления ректора РИИ Р.М. Мухаметшина на II фестивале мусульманской молодежи ПФО). В то же время, как показывают события последних лет, проблема религиозного экстремизма в регионе также весьма актуальна. Так А.Н. Юсупов отмечает: «Самое негативное, что «модель толерантного Татарстана», которую за образец брали многие регионы и государства, может быть разрушена...».
До недавнего времени национальные движения, возглавляемые общественными организациями представленными интеллигенцией титульных народов республик, постоянно выходили с требованиями восстановления языка и культуры титульных народов, поддержки религии, реабилитации истории, восстановления национального достоинства. Это особенно было актуально в начале 90-х. В наше время многие противоречия 90-х в какой-то мере сняты и разрешены, некоторые загнаны в латентную форму. Однако мобилизованную этничность можно направить и в созидательное русло. Общие цели и ценности, межэтнические контакты, социальная солидарность, способность конструировать различные объединения, которые способны выражать и реализовывать гражданские и этнонациональные потребности – это простор, который открыт в демократическом государстве. Немаловажную роль в этом плане имеет поликультурное образование, способствующее усвоению знаний о других культурах, уяснению общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов, воспитанию в духе уважения к другим традициям и народам.
Литература:
1. Малашенко А.В. Предисловие // Мухаметшин Р. М. Ислам в Татарстане. – М.: Логос, 2006. – С. 7.
2. Пугачев В.П., Соловьев А.И, Введение в политологию: Учебник для студентов высш. Учеб. заведений. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 447 с.
3. Шаповалов А. Проблемы институционализации исламского образования в современной России // Власть. – 2011. – № 3. – С. 4.
4. Юсупов А.Н. Свой среди чужих, чужой среди своих// Конфессиональный фактор в развитии татар: концептуальные исследования. – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2009. – С. 242-245.
Муфтахутдинова Д. Ш. – кандидат исторических наук, преподаватель РИИ
Количество показов: 2060