Значимость законодательных хадисов в Исламе

Значимость законодательных хадисов в Исламе 28 Июня 2017

Значимость законодательных хадисов в Исламе












Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Хвала Аллаху Господу миров. Мир и благословение Его Посланнику Мухаммаду, а также всей его семье и сподвижникам.

Изучение хадисов,  понимание их, размышление над их смыслами – это долг каждого мусульманина. Наука о законодательных хадисах представляет собой науку высокой точности, потому как она занимается глубоким изучением изречений Пророка Мухаммада (с.а.в.), как со стороны их цепочки передатчиков, так и со стороны текста, с той точки зрения принимается ли хадис или нет. При этом применяются правила хадисоведения и основы методов критики, для удостоверения в том, относится ли то или иное изречение Пророка Мухаммада (с.а.в.) к категории достоверных, хороших или слабых хадисов, изучая цепочки его передатчиков, тексты, отдельные слова и предложения, его языковой смысл, морфологию и форму. Затем извлекаются указания на те или иные правовые нормы, что является наивысшей целью всех этих изучений, и что дает нам возможность совершать поступки согласно сунне Пророка Мухаммада (с.а.в.).  

 

Особенности законодательства в сунне Пророка:

 

1)  Особенности общие с Кораном:

Особенности законодательства в сунне Пророка (с.а.в.) включают в себя некоторые особенности, которые присутствуют и в Священном Коране, а также особенности, которыми выделяется только сунна. Приведем некоторые важные особенности законодательства, которые есть в Коране и сунне:

1) Охват (аш-Шумуль), то есть охватывание всех сторон жизнедеятельности.

2) Всеобщность (аль-‘Умум), для всех людей независимо от их класса, времени или места.

3) Гибкость (аль-Муруна), что дает возможность учитывать разные положения людей, в особенности исключительные.

4) Постепенность (ат-Тадаррудж) в законодательстве.

5) Согласование между интересами и правами отдельного лица и интересами и правами общества.

6) Объективность (аль-Мауду‘ия) в законодательстве. Законоположения построены на твердых принципах, и вращаются вокруг них. Обязанности, к  примеру, касаются всех, у кого присутствуют условия их обязательности, и в правах никто не выделяется друг от друга, а наказания исполняются над всеми в независимости от того, является ли наказуемый правителем или же простым человеком, богатым или бедным. 

7) Забота о душе и теле: к примеру, было запрещено монашество и было велено жениться, были разрешены дозволенные вещи, однако была запрещена расточительность в них, были запрещены прелюбодеяние, вино, и азартные игры и разрешен дозволенный заработок. 

8) Связывание постановлений и обязанностей с верой в Аллаха и Его Посланника (с.а.в), с любовью к Аллаху и Его Пророку.

 9) Разъяснение мудрости законодательства и его целей, того, что религиозное постановление ведет к богобоязненности или же связанно с ней, и ведет к успеху или же успех зависит от него. В одном из аятов Священного Корана сказано следующее: «Отвечайте Аллаху и Посланнику, когда он вас призывает к тому, что вас оживляет» (8:24). 

10) Принятие во внимание обстоятельств ниспослания аятов Корана и причин появления хадисов.

11) Взаимная гармоничность между постановлениями шариата в Коране и в сунне и отсутствие противоречия и разногласия между ними.

12) Возвышенность законодательства Корана и сунны над всеми законами, которые были известны древним и современным народам. Даже  государственными юридическими академиями исламский фикх признан в качестве основного источника, из которого заимствуются законы.

 

2) Особенности, которыми выделяется сунна:

Метод законодательства в Пророческой сунне выделяется еще и другими особенностями, потому что Коран – это основной закон, а сунна разъясняет его. 

Некоторые примеры этих особенностей:

1) Разъяснение выражений в Коране, относящихся к категории муджмаль[1]. Это встречается много, например, подробное изложение положений намаза,  закята[2], поста, хаджа, торгово-денежных отношений и др., как например, разъяснение времен намаза, количества ракаатов в каждом намазе, способа выполнения одного ракаата, разъяснение нисабов[3] в закяте, и того, сколько необходимо выплачивать в каждом из видов имущества, разъяснение количества обходов вокруг Каабы, а также времени, в которое происходит стояния на Арафате. И многое другое. И даже этого достаточно для опровержения утверждений тех, кто заявляет о выполнении действий только согласно Корану оставляя сунну.

2) Разъяснение выражений относящихся к категории мушкиль[4] и устранение их ошибочного понимания. Подобно словам Всевышнего Аллаха: «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной» (2:187), сунна разъясняет нам, что имеется здесь в виду свет дня и темнота ночи.

3) Ограничение и конкретизация выражений, относящихся к категории мутлак[5] (абсолютный). Подобно словам Всевышнего Аллаха, касающиеся наказания вора: «Вору и воровке отсекайте их руки» (5:38). Сунна поясняет, что это правая рука, и она отсекается только до запястья.

4) Выделение из общего (тахсис аль-‘амм). Например, из аятов относящихся к наказаниям за преступления, в частности касающихся кисаса[6] и худуда[7], сунна исключила лиц относительно виновности которых присутствует сомнение. К примеру, Пророк (с.а.в.) сказал: «Устраняйте наказания по причине сомнения» и др.

5) Разъяснение правовых норм, которые не упомянуты в Коране, как например, милостыня фитр, запрет ношения золотых изделий и одежды из  шелка для мужчин и дозволенность этого для женщин.  

 

Наиболее важные труды, касающиеся законодательных хадисов

 

Мусульмане в целом и богословы ислама в частности, особенно мухаддисы[8] и факихи[9] проявили максимальное внимание к законодательным хадисам. Они очень тщательно и детально изучали эти хадисы, и  писали по ним свои труды и книги, что даже создание трудов, касающихся именно законодательных хадисов, было более ранним, чем другие книги по хадисам, и они именовались как «аль-Муваттаат». После этого труды в области хадиса стали более обширными, и включать в себя, как законодательные хадисы, так и другие. Конечно же эти труды уделяли внимание и законодательным хадисам тоже и стали именоваться как «ас-Сунан». Однако эти сборники вместе с разделами, касающимися правовых норм, включали в себя еще и другие. Затем из этих сборников хадисов законодательные хадисы были выделены в отдельные труды. Таким образом, книг по хадисам уделяющих внимание законоположениям и правовым нормам ислама стало много, и они делятся на следующие разновидности:

1) Аль-муваттаат – это первые появившиеся труды, посвященные законодательным хадисам. В них, вместе с хадисами Пророка (с.а.в.) упоминались мнения некоторых ученных и мнение самого автора, а также некоторые отдельные вопросы, связанные с хадисом. Среди них получили известность такие книги как: «Аль-муватта» имама Малика (умер в 179 г. по хиджре) и  «Аль-муватта» имама Мухаммада ибн аль-Хасан аш-Шайбани (умер в 189 г. по хиджре) ученика Абу Ханифы (р.а.). Обе эти книги являются источниками основных хадисов в двух мазхабах: Маликитском и Ханафитском.

Также из книг, относящихся к аль-Муваттаат, бывших известными в раннюю эпоху, и которым уделяли внимание ученные мухаддисы является: книга «Аль-муватта» ибн Абу Зи’ба, Мухаммада ибн Абдуррахмана ибн аль-Мугиры,  хафиза[10] и факиха из  Медины.  Он умер в 158 году по хиджре. Эта книга старше, чем «Муватта» имама Малика.

Также сюда относится «Аль-муватта», хафиза и факиха Абу Мухаммада Абдуллы ибн Мухаммада ибн Исы аль-Марузи известного как Абдан, умершего в 293 году по хиджре.

2)  Ас-сунан – это книги, которые уделяют внимание законодательным хадисам, однако вместе с этим добавляют к ним и другие разделы, как например, раздел «Знание», «Этикет» и т.д. Эти книги появились после книг, именуемых как «Аль-муваттаат», и в них упоминается только хадис Пророка (с.а.в.) вместе с цепочкой передатчиков.

Наиболее важные книги ас-Сунан:

1) «Сунан Аби Давуд» автора Абу Давуда Сулеймана ибн аль-Ашааса ас-Сиджистани (умер в 273 году по хиджре).

2) «Аль-Джами» автора ат-Тирмизи, эта книга известна также как «Сунан ат-Тирмизи» (умер в 279 году по хиджре). Она именуется «Джами» (Всеобъемлющая), так как охватывает все разделы и «Сунан» (Законы), так как уделяет внимание разделам законоположений (ахкам).

3) «Аль-Муджтаба» автора ан-Насаи также известная, как «Сунан ан-Насаи» Ахмада ибн Шуайба ибн Али ан-Насаи (умер в 303 году по хиджре). 

4) «Сунан ибн Маджа» автора Ибн Маджи Мухаммада ибн Йазида аль-Казвини (умер в 273 году по хиджре).

5) «Сунан ад-Дарими» автора Абдуллаха ибн Абдуррахмана ад-Дарими (умер в 255 году по хиджре).  

6) «Сунан ад-Даракутни» автора Али ибн Умара ад-Даракутни (умер в 385 году по хиджре).

7) «Ас-сунан аль-кубра» автора аль-Байхаки Ахмада ибн аль-Хусейна (умер 485 году по хиджре).

А также и другие. 

Из вышеупомянутых книг большую известность получили первые четыре. И именно эти книги имеются в виду при упоминании слова «Ас-сунан» или же  «Аль-арбаа» (четыре).

3) Книги, посвященные чисто законодательным хадисам.

Приведем лишь некоторые из них:

1) «Аль-ахкам аш-шар‘ийа аль-кубра», которую написал имам Абу Мухаммад Абдульхакк ибн Абдуаррахман ибн Абдуллах аль-Азади аль-Ишбили аль-Малики, известный как Ибн аль-Харрат (умер в 581 году по хиджре). Эта объемная книга, состоящая из шести томов. Он составил ее, избирая хадисы для нее из других сборников.

2) «Аль-ахкам аль-вуста», состоящая из двух томов и также написанная кадием Абдульхакком. В предисловие этой книги он говорит, что его молчание, относительно какого либо хадиса является указанием на его достоверность.

3) «Аль-Ахкам ас-сугра фи лявазим аш-шар‘ ва халяллих ва харамих». В предисловии этой книги автор говорит, что вывел хадисы с достоверными цепочками. Она состоит из одного тома.

4) «Аль-ахкам», которую написал имам аль-Хафиз Абдульгани ибн Абдульвахид ибн Сурур аль-Макдиси (умер в 600 году по хиджре). Также он является автором книги «Аль-камаль фи асма ар-риджаль». Самый первый автор, который собрал имена передатчиков шести имамов. Книга «Аль-ахкам» большого объема  и состоит из шести частей.

5) «Умдат аль-ахкам ан сайид аль-анам», которую также написал аль-Хафиз ибн Абдульгани аль-Макдиси. Он собрал в ней законодательные хадисы, относительно которых согласились аль-Бухари и Муслим. Их число достигло 419 хадисов.

6) «Аль-ахкам аль-кубра», которую написал Мадждуддин Абдуссалям ибн Абдулла ибн Абу аль-Касим ибн Таймийа (умер в 652 году по хиджре), дед Шейхульислама Абу аль-Аббаса Ахмада ибн Таймийи.

8) «Аль-имам фи ахадис аль-ахкам», которую написал имам, хафиз, факих, муджтахид[11] и кадий кадиев Такийуддин Абу аль-Фатх Мухаммад ибн Али ибн Вахб аль-Курайши, известный как Ибн Дакик аль-‘Ид (умер в 702 году по хиджре). Это очень объемная книга, в которой содержится огромное количество информации.

9) «Аль-имам би ахадис аль-ахкам», которую также написал имам Ибн Дакик аль-‘Ид.

10) «Насб ар-рая ли ахадис аль-хидая», которую написал выдающийся ученый, хафиз Джамалюддин Абдулла ибн Юусуф аз-Зайляи аль-Ханафи (умер в 762 году по хиджре). В ней он вывел хадисы книги «Аль-хидая», которая является трудом по исламскому праву ханафитского мазхаба.

11) «Аль-Мухаррар мин аль-хадис», которую написал Шамсуддин Мухаммад ибн Ахмад ибн Абдульхади. Эта книга, в которой приведены одна тысяча триста четыре хадиса. 

12) «Ад-Дирая фи тахридж ахадис аль-Хидая», написанная Хафизом ибн Хаджаром, которая представляет собой сокращенный вариант книги «Насб ар-рая». Автор упоминает в ней некоторые полезные сведения, которых нет в основной книге.

13) «Булюг аль-марам мин адиллят аль-ахкам», также написанная аль-Хафизом ибн Хаджаром.

А также множество других книг, упоминание которых в данной статье не представляется возможным.

 

Комментарии к законодательным хадисам

 

Было составлено множество комментариев ко всем видам упомянутых книг, здесь мы приведем несколько комментариев книг, которые специализируется именно на законодательных хадисах:

1)     Комментарии написанные Абу Абдуллахом ибн Мухаммадом ибн Ахмадом ибн Мухаммадом (Ибн Марзук) ат-Талмасани известным как Ибн аль-Хатыб, умершим в Египте в 781 году по хиджре, к книге «Аль-ахкам ас-сугра», написанной кадием Абдульхакком.

2-5) Комментарии к книге «Умдат аль-ахкам» автора аль-Макдиси, написанные следующими имамами: Ибн Дакик аль-Ид, Ибн Марзук аль-Хатыб, Сираджуддин ибн аль-Муляккын, аль-Маджд аль-Файрузабади и другими. Комментарий ибн аль-Хатыба разделен на шесть томов. А комментарий ибн Дакика аль-Ид, это книга «Ихкам аль-ахкам шарх умдат аль-ахкам». Данная книга является весьма ценным трудом и указывает на тонкость видения автора и глубину его мышления.

6) Книга «Аль-удда аля шарх аль-умда», комментарий Мухаммада ибн Исмаиля ас-Санани на книгу «Ихкам аль-ахкам», написанную ибн Дакиком аль-Идом.

7) Книга «Аль-имам шарх аль-ильмам фи ахадис аль-ахкам», написанная имамом, муджтахидом Такыйуддином ибн Дакиком аль-Ид. Она является комментарием  к его же книге, которая именовалась как «Аль-ильмам». Многие ученые восхищались его комментариями. Они говорили: «Если бы он закончил ее, то не было бы в исламе книги подобной ей». Аз-Захаби сказал: «Если бы он завершил написание книги «Аль-имам» и переписал бы ее в беловик, то она составляла бы  пятнадцать томов».

8) Книга «Найль аль-аутар мин асрар мунтака аль-ахбар» написанная выдающимся ученым, шейхом Мухаммадом ибн Али аш-Шаукани (умер 1255 году по хиджре), да пребудет над ним милость Всевышнего Аллаха. Он сделал комментарий на книгу «Аль-мунтака» автора Маджда ибн Таймийи. Данный комментарий является весьма полным, и в нем он много опирается на книги: «Фатх аль-бари», «Насб ар-рая», «Ат-тахлис аль-хабир».

9) «Аль-бадр ат-тамам шарх булюг аль-марам. Ее написал кадий и выдающийся ученый Шарафуддин аль-Хусейн ибн Мухаммад ибн Саид ибн  Иса аль-Магриби аль-Йамани ас-Санани аз-Зайиди, являющийся одним из ученных Заидитов в Йемене (умер 1119 году по хиджре).   

10) Книга «Субуль ас-салям шарх булюг аль-марам мин адилят аль-ахкам», которую написал выдающийся ученый Мухаммад ибн Исмаиль ибн Салях аль-Амир аль-Кяхляни затем ас-Санани (умер в 1182 году по хиджре). Данный комментарий является средним по объему, в ней он сократил книгу «Аль-бадр ат-тамам» и добавил к ней некоторые полезные сведения.

Мусульманские богословы во все времена уделяли огромное внимание законодательным хадисам, изучая их и извлекая из них правовые нормы, касающиеся всех сфер жизнедеятельности человека. Писали книги, в которых приводили правовые хадисы, вместе с цепочками передатчиков. Сегодня, когда появились разные группы, отрицающие общепринятые источники исламского права, отрицающие сунну, сборники хадисов или отдельные изречения Пророка Мухаммада (с.а.в.), заявляющие о  следовании только Корану, как никогда есть необходимость в изучении и внедрении данной науки в образовательный процесс мусульманских учебных заведений.


Хисамов И. Р. - преподаватель Российского исламского института

 

Литература:

 

1.  Коран. Перевод с арабского и комментарий М . – Н.О.Османова. М., 1995.

2.  Муса Шахин Ляшин. Фатх аль-мунгим шарх сахих муслим. – Каир: Дар аш-шурук, 2002.

3.  Нуруддин Итр Иглям аль-анам шарх булюг аль-марам мин ахадис аль-ахкам. Дамаск: Дар аль-фарфур, 2000.

4.  Садагдар М.И. Основы мусульманского права. М., 1968.

5.  Сунна Пророка Мухаммада // Антология мировой правовой мысли в пяти томах. Том 1. М., 1999.

 



[1] Муджмаль – обобщенное выражение, смысл которого скрыт и не понятен до тех пор, пока не будет объяснения и толкования.

[2] Закят – в исламском праве обязательная ежегодная выплата части средств (одна сороковая часть) в пользу нуждающихся, совершаемая с намерением заслужить довольство Аллаха. Словарное значение слова закят - «очищение». Этот вид обязательной милостыни является одним из «столпов» Ислама.

[3] Нисаб облагаемый минимум имущества, с которого выплачивают закят.

[4] Аль-Мушкиль – это выражение, в значении которого присутствует скрытность или же наличие призна­ков более чем одного значений.

[5] Аль-Мутлак – абсолютный, неограниченный.

[6] Кисас – в мусульманском праве категория преступлений, за которые шариат устанавливает точную санкцию  кисас, означающую, по общепринятому определению, «возмездие», т.е. наказание, «равное» по тяжести совершенному противоправному деянию. Основными преступлениями данной категории считаются убийство и телесные повреждения необратимого характера. (Юридический словарь 2000).

[7] Худуд – статьи мусульманского права, устанавливающие наказания.

[8] Мухаддис – Человек, который занимается наукой о хадисах и переда­ет хадисы, хорошо разбирается в них, зная многие их версии и обладая знаниями об их передатчиках.

[9] Факих – специалист в области Исламского права (Фикх).

[10] Хафиз – служит для обозна­чения мухаддиса высшего класса, иначе говоря, такого мухад­диса, для которого в каждой области этой науки есть больше известного, чем неизвестного.

[11] Муджтахид мусульманский богослов, который имеет право выносить самостоятельные суждения и обязан опираться исключительно на коранические аяты и хадисы пророка Мухаммада, а не на суждения других богословов. 

 

 


Количество показов: 3313

Возврат к списку