Традиция рецитации Корана нараспев: от истоков к настоящему
Традиция рецитации Корана нараспев: от истоков к настоящему
15 веков назад был ниспослан людям Священный Коран для того, чтобы верующие читали его, изучали и жили по нему. Ниспослав Коран, Всевышний указал на инструменты понимания Корана, такие как частое чтение, размышление, прослушивание чтения и так далее. Кроме этих инструментов было указано на еще более важный момент, помогающий использовать эти инструменты. Таким моментом является чтение Корана нараспев, красивым, проникновенным голосом (тартиль).
Об этом Аллах в Коране говорит так:
«И (ниспослали Мы тебе) (о, Пророк) Коран, (который) Мы разделили..., чтобы ты читал его людям не спеша, и ниспослали Мы его (Коран) ниспосланием (частями)» (17/106) [4].
«И читай Коран размеренным чтением (не спеша и четко произнося буквы) (чтобы ясно понимать его и размышлять над его смыслом)» (73/4) [4].
В выше приведенных аятах говорится о том, что Коран нужно читать понимая, размышляя над аятами. Это и есть основная суть Корана, что люди размышляя над аятами стремятся к духовно-нравственному совершенствованию своей личности. Рецитируя Коран нараспев, красивым голосом, с правильной интонацией, чтец дает возможность слушателю проникнуться цитируемыми аятами, пропустить их через разум и сердце. Можно увидеть очень много случаев, когда следствием проникновенного прочтения аятов Корана является то, что сам чтец или слушатели начинают плакать. Такая реакция нам показывает, что смыслы Корана достигли сердец людей.
Доктор Анас ибн Ахмад Карзун в своей книге «И читай Коран размеренным чтением», утверждает: «Красивый голос при чтении Корана действует на человека, вызывая в нем необычное смирение, трепет, и это позволяет лучше размышлять над Кораном, поэтому для чтеца является поощряемым читать красивым голосом» [3].
Имам ас-Суйуты в своем «аль-Иткане» приводит мнения ученых о том, что чтение одной части Корана нараспев лучше чтения за такое же время не нараспев. А также, что желательно читать нараспев для размышлений над аятами, и это ближе к уважению и почитанию Корана, и больше накладывает отпечаток на сердце, поэтому это тоже важно для не араба, который не понимает смыслов Корана [1].
Поэтому пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, в своих изречениях уделил внимание чтению Корана именно нараспев:
Сообщается, что Абдуллах бин Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал: Однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне: «Почитай мне Коран». Я сказал: «Как же я буду читать его тебе, когда тебе он был ниспослан?!», – однако Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, я люблю слушать его от другого». И я стал читать ему суру «Женщины», а когда дошел до того аята, в котором сказано: «А как же, когда приведем мы от каждой общины свидетеля и приведем тебя как свидетельствующего против нux?!», – он сказал: «Теперь довольно», – а я повернулся к нему, и оказалось, что глаза Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, полны слез [5].
Абу Любаба Башир бин Абд аль-Мунзир, да будет доволен им Аллах, передал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не относится к нам тот, кто не читает Коран нараспев» [5].
Сообщается, что аль-Бара бин Азиб, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Я слышал, как во время вечерней молитвы Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читал: «Клянусь смоковницей и оливой…», – и не приходилось мне слушать человека с более приятным голосом, чем у него» [5].
Он также передал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Украшайте (чтение) Корана своими голосами» [3].
Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Если бы ты видел меня, как я вчера слушал твое чтение (Корана), поистине, тебе была дарована свирель из числа свирелей семейства Дауда (красивый голос)» [3].
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах ничему не внимает так, как внимает Он обладающему красивым голосом пророку, который вслух читает Коран нараспев» [5].
Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Знавшему Коран будет сказано в Судный день: «Читай и возвышайся. Читай нараспев, как читал ты в земной жизни. Воистину твое место в Раю будет там, где прочтешь ты последний аят» [5].
Изучив выше приведенные высказывания посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, становится понятным, что традиция чтения Корана нараспев началась с него и была подхвачена его сподвижниками, которые также хорошо владели искусством рецитации Корана. Об одном из них пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал следующее:
«Кому доставляет удовольствие читать Коран таким образом, как он был ниспослан – пусть читает его так, как это делал ибн Умм Абд (Абдуллах бин Мас’уд)».
За сподвижниками последовали и ученые-табигины. Имам Абу Ханифа разрешал читать Коран нараспев, так как это смягчает сердца и привлекает людей. Имам Ахмад говорил: «Читать Коран нужно красиво, выражая грусть и задумчивость» [7].
Наши предшественники пытались совершенствовать свои голоса для чтения Корана, так как красивый голос добавляет смирения и способствует более глубокому размышлению.
К таким людям, например, относится Яхъя ибн Вассаб (умер в 103 г.х.). Амаш сказал о нем: «Яхъя ибн Вассаб был лучшим чтецом Корана, я хотел бы иметь такое же красивое чтение. Когда Яхъя читал в мечети, не было ни единого постороннего звука, – словно в мечети никого не было» [3].
О другом чтеце Корана, имаме Хамзе ибн Али (умер в 206 г.х.) ибн ан-Наджар высказался так: «Я часто встречался с ним и сопровождал его в пути, и люди стремились на молитву таравих, когда он вставал имамом. Несмотря на его преклонный возраст и отсутствие передних зубов, я никогда не встречал такого чтеца, у которого красота чтения и таджвид были бы лучше» [3].
В связи с развитием технологий, сегодня у нас есть возможность слушать записи именитых чтецов Корана, чьи голоса радуют слух. Приведем имена некоторых из них: Абдуль-Басит Абдус-Самад, Халиль Хусари, Мухаммад Садик аль-Миншави, Хузейфа, Абдуллах ибн Али Басфар, Мишари Рашид, Абу Бакр аш-Шатри, Махир аль-Мугаккыли и другие. Слушая записи этих чтецов, некоторые люди пытаются копировать их голоса и стараются читать также как они.
Что же касается татарского народа, то среди татар Среднего Поволжья сложился так называемый феномен «татарского макама», который не является собственно говоря каноническим макамом, а представляет собой своеобразную традицию чтения Корана, не противоречащую основным правилам рецитации Корана. На сегодняшний день эта традиция утеряна, остались только аудио записи прошлых лет и считанное количество людей, умеющих воспроизводить татарский макам. Данный макам отличается особой мелодичностью, красотой и душевностью [6].
Однако не стоит забывать, что чтение Корана нараспев, вслух и красивым голосом означает чтение его соблюдая все правила рецитации Корана (по таджвиду). Некоторые люди, пытаясь украсить свое чтение красивым мелодичным голосом, стали пренебрегать правилами рецитации.
Однажды Имаму Садику задали вопрос о значении аята «И читай Коран размеренным и отчетливым чтением». Имам ответил: «Повелитель правоверных Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Этот аят означает, что Коран нужно читать ясно и доступно, не нужно читать его словно стихи. Не нужно читать его подобно разбрасыванию горсти песка, который летит в разные стороны. Так смягчайте же ваши сердца чтением Корана, и во время чтения не спешите поскорее добраться до конца суры» [2].
Имам ан-Навави сказал: «Все ученые из сподвижников, их потомков, и современных богословов подчеркивают необходимость чтения Корана красивым голосом, а также о том, что нельзя тянуть чрезмерно, так как это может повлиять на правильность чтения и привести к появлению лишних букв или потере основной, что является харамом». Анас Карзун добавляет: «Из этих слов еще раз можно убедиться, что хорошее чтение это чтение, при котором прочтение слова из Корана соответствует своей форме, а огласовки читаются так, как положено, ибо изменение огласовки меняет смысл слова» [3].
Многие люди обращаются за помощью к своим преподавателям по Корану в стремлении научиться читать Коран нараспев, красивым и мелодичным голосом. Таким людям можно дать следующий ответ: «Изучите досконально правила таджвида, освойте их. Научитесь читать Коран, соблюдая все эти правила. Тогда вы увидите, что правила рецитации помогают чтецу прочитывать аяты мелодично. Ведь многие правила требуют удлинения звука, что и является вспомогательным инструментом».
Фаизов Р.Р. (КИУ, Казань), Фаизова А.М. (РИИ, Казань)
Литература и источники:
1. Аль-Иткан фи гулюмиль-Куръан. Ас-Суйуты. Изд-во Дар аль-китаб аль-арабия, Бейрут. – С. 266-267.
2. Аль-Кафи. Кулейни, т.2. Изд-во Дар аль-кутуб аль-исламия, Тегеран. –614 с.
3. д. Анас ибн Ахмад Карзун И читай Коран размеренным чтением / д.Анас ибн Ахмад Карзун – Казань: РИУ, 2009. – С.22-24.
4. Коран. Перевод Смысла Аятов И Их Краткое Толкование. Абу Адель, Издание 2-е.
5. Сады праведных. Ан-Навави. Изд-во Хузур, Казань. – С.459-461.
6. http://kpfu.ru/imoiv/muzyka-i-religiya-63452.html.
7. http://e-minbar.com/islamovedenie/book-02/chapter-06.
Количество показов: 10517