Турецкая модель прогресса для арабских стран
Турецкая модель прогресса для арабских стран
Последние события в арабском мире показывают, что классические методы силового воздействия уже не оправдывают себя. И неожиданно Турцию стали показывать в качестве модели для арабского мира. С чем же это связано?
После того, как сначала в Тунисе, а затем и в Египте неожиданные народные выступления скинули оставшихся еще со времен холодной войны диктаторов, Запад снова стали пугать силы мусульманской оппозиции, которую эти диктаторы с помощью тысячи и одной хитрости и силы удерживали под контролем.
Почему же Запад так боится возможности прихода к власти сил мусульманской оппозиции?
Об этом мы можем узнать, взглянув на заявления в прессе оппозиционных сил, когда основатель происламской партии Эрбакан стал главой 54-ого правительства Турции. Большинство из нас считало, что оппозиция боялась развала страны исламистами. Между тем, это было не так. Она боялась, что исламисты поднимут страну. Ее мучил страх, что если это произойдет, противники исламистов уже не смогут держать их подальше от власти.
В случае, если бы исламисты преуспели, то со всей очевидностью было бы показано, что созданный, в том числе и
с помощью ориенталистов пропагандистский лозунг «Ислам препятствует прогрессу» является не более, чем пустой болтовней.
Этот лозунг всегда был на устах у всех антирелигиозных политиков мусульманского мира. Успехи правящей в Турции происламской Партии справедливости и развития (Ak Parti) в последние годы стали самым важным аргументом мусульманской оппозиции. Эти успехи дали возможность говорить о том, что религиозность не мешает прогрессу, наоборот, самую оптимальную модель прогресса связана с Исламом. Это объясняет не мою личную точку зрения, а восприятие, сложившееся в мусульманском мире.
Если успехи Партии справедливости и развития радуют мусульман во всем мире, Западу и его сторонникам в регионе они внушают беспокойство.
Самой важной функцией недавно свергнутых диктаторов было колонизировать свою страну в интересах Запада и держать мусульманскую оппозицию подальше от власти. Не было важно, каким методами осуществляется правление, попрание прав человека, подтасовка результатов выборов, запрещение оппозиционных СМИ и т.п. – все было дозволено.
Но последних событий оказалось достаточным для того, чтобы продемонстрировать непригодность классических методов силового давления в новых условиях. Единство и решимость народной воли показали Западу, что, по крайней мере, в определенных странах эпоха диктаторов закончилась.
В связи с этим Запад стал усиленно указывать египетским «Братьям мусульманам» в качестве модели Партию справедливости и развития, а стране в целом – Турцию. Собственно говоря, начав споре о «новом османизме» Запад показывает, как его беспокоит турецкая модель развития.
Фитиль спора о «новом османизме» был зажжен в Америке, а затем подхвачен СМИ Ближнего Востока. По содержанию и в качестве концепции термин «новый османизм» означает новую политику, проводимую Турцией, и имеет целью создать определенные представления о будущем.
Самой явной особенностью этого спора является то, что он слишком напоминает операцию.
Делая удар на слове «османский» Запад призывает регион создать единый фронт против Турции, вселяя страх в страны, в прошлом бывшие провинциями Османской империи,
а ныне являющиеся независимыми государствами.
Вместе с тем, наш ответ на вопрос, почему это вдруг Турцию стали показывать в качестве модели арабским странам таков: это простой западный прагматизм.
США, поняв, что, не учитывая требования народа, диктатуры, существующие еще со времен холодной войны, не имеют перспектив, почувствовали потребность в создании конных кодировок, определяющих их будущую стратегию. Они ищут тактику, которая позволила бы им, в первую очередь, предотвратить обращение этих стран к исламизму, а во вторую – контролировать регион.
Запад вынужден пойти по этому пути против своей воли. А так он, конечно же, хорошо знает, что турецкая модель угрожает его собственным интересам.
Явуз Генджер
Источник: www.haberkultur.net
Количество показов: 5015