|
Спорные вопросы молитвы
Можно ли здороваться с молящимся и отвечать на приветствие во время молитве? |
---|
Общеизвестно, что здороваться с мусульманином, произнося слова «ас-Саляму ‘алейкум», является сунной Пророка (САВ), а отвечать на приветствие, говоря «Ва ‘алейкумус-салям!», является обязательным (фард). Однако существуют исключения из данного правила, одним из которых является нахождение человека в молитве.
Итак, по мнению ханафитских ученых, здороваться с молящимся крайне нежелательно, поскольку это отвлечет его от молитвы, а отвлекать молящегося – порицаемый поступок.[1, Т.2, С.320; 2, Т.1, С.237; 5, Т.1, С.358] Что же касается ответа на приветствие в молитве, то он нежелателен как вслух, так и движением руки или головы. Причем в случае ответа вслух молитва будет нарушена, и ее надо будет начать заново, поскольку слова «ас-Саляму алейкум» являются посторонними по отношению к молитве. В то же время на заре ислама разговаривать во время молитвы было разрешено. Однако впоследствии на это был установлен запрет, о чем свидетельствуют следующие хадисы: [1] Зейд бин Аркам (РАД) рассказал «Мы разговаривали во время молитвы и один из нас обращался к соседу, стоящему рядом, пока не было ниспослано «Стойте перед Господом смиренно [во время молитвы]» и нам было велено молчать и запрещено разговаривать» (Сб. ат-Тирмизи, №403) [2] Абдулла ибн Мас’уд (РАД) рассказал «Мы здоровались во время молитвы и спрашивали, что хотели, пока не пришел я однажды к посланнику Аллаха (САВ) в то время как он совершал и молитву, и поздоровался. Но он не ответил мне, и это меня обеспокоило. А когда посланник Аллаха (САВ) завершил молитву, то сказал: «Поистине, Аллах творит, что желает из повелений своих, и поистине Величественный и Всемогущий Аллах повелел, чтобы вы не разговаривали во время молитвы». (Сб. аль-Бухари, №1199; Абу-Дауда. №924) Еще в одном хадисе со слов Абдуллы ибн Мас’уда (РАД) [3] передается: «Мы здоровались с Пророком (САВ), когда он совершал намаз, и он отвечал нам. Но после того, как мы вернулись от негуса и поздоровались с ним, он нам не ответил. А [после молитвы] сказал: Поистине, в молитве есть дела [не позволяющие разговаривать], и ответил мне на приветствие. (Сб. Абу-Дауда, №923) Этот хадис также указывает на нежелательность ответа на приветствие жестом, кивком головы и т.д., поскольку смысл слов «не ответил» - общий, включающий и ответ вслух, и ответ жестом.[2, Т.1, С.237] Нежелательно отвечать на приветствие жестом также и потому, что это вынудит человека оставить сунну положения рук во время молитвы. Таким образом, молящемуся не следует отвечать на приветствие, однако это можно сделать по завершении молитвы. На это также указывает данный хадис. Что же касается шафиитов, то они соглашаются с ханафитами в том, что нельзя отвечать на приветствие вслух во время молитвы. Однако они не считают порицаемым здороваться с молящимся и отвечать на приветствие жестом.[3, Т.4, С.103] Это положение шафииты аргументируют следующими хадисами: [4] Со слов Сухайба ибн Синана (РАД) передается: «Я прошел мимо посланника Аллаха (САВ) в то время как он совершал молитву, и поздоровался с ним, а он ответил мне, показав пальцем» (Сб. ат-Тирмизи, №367, ибн-Хузеймы, №888, Абу-Дауда, №925, ан-Насаи, №1185) В другом хадисе [5] передается, что Абдулла ибн Умар (РАД) сказал: «Посланник Аллаха (САВ) пошел в мечеть Кубба для молитвы, и тут пришли ансары и поприветствовали его в тот момент, когда он совершал молитву. Я спросил Биляла, как посланник Аллаха (САВ) ответил им, когда они поздоровались с ним во время молитвы? Тот сказал: Он ответил следующим образом - и разжал руку, повернув верх ладони к верху, а низ ее к низу.(Сб. ат-Тирмизи, №366, ан-Насаи, №1186, Абу-Дауда, №927, ибн-Маджа, №1018) Как следует из этих хадисов, сподвижники здоровались с Пророком (САВ), а он отвечал на приветствие во время молитвы, делая движения рукой. В ответ ханафиты приводят следующие аргументы: Этот и подобные им хадисы отменены вышеприведенным хадисом Ибн-Мас’уда, или же в хадисе говорится о разрешенности ответа на приветствие, что не противоречит позиции ханафитов, ведь совершать нежелательное действие не запрещается. Или же движение рукой, о котором шла речь в хадисе, было запретом на приветствие, а не ответом на него. [1, Т.2, С.322; 4, Т.1, С.256; 6, Т.2, С.365] Таким образом здороваться с молящимся нежелательно. Наряду с этим крайне нежелательно здороваться с человеком, занятым любым поминанием Всевышнего, читающим Коран, произносящим проповедь или наставление, азан или икамат; с человеком, дающим урок; с отправляющим естественные потребности, а также во всех ситуациях, когда здороваться неуместно. А человек, который делает приветствие в вышеперечисленных случаях, ответа на свое приветствие не заслуживает. Список использованной литературы: 1. Ибн-‘Абидин. Радд аль-мухтар ‘аля ад-дурр аль-мухтар (Хашия Ибн-‘Абидин). – Бейрут: «Дар ихья ат-турас аль-‘араби», 1997 г. 2. Аль-Касани ‘Аляуддин. Китаб бадаи’ ас-санаи’ фи тартиб аш-шараи’. – Бейрут: «Дар аль-кутуб аль-‘ильмия». 3. Ан-Навави Яхья бин Шараф. Аль-Маджму’ шарх аль-мухаззаб. – «Дар аль-фикр». 4. Аш-Шибани Мухаммад. Китаб аль-худжжа ‘аля ахль аль-Мадина (би та’лик Махди Хасан аль-Киляни аль-Кадири). 5. Камаледдин Мухаммад ибн ‘Абдульвахид. Шарх аль-фатх аль-кадир лиль-‘аджиз аль-факир. – Бейрут: «Дар ихья ат-турас аль-‘араби» 6. Мухаммад Абдур-рахман аль-Мубаракфури. Тухфа аль-Ахвази. (Бейрут, «Дар аль-фикр») Хадисы : ﻘﺎﻞ (ﺾ) ﺃﺮﻘﻢ ﺒﻦ ﺯﻴﺪ ﻋﻦ [1] ﻫﻭ ﻮ ﺼﺎﺤﺒﻪ ﻤﻨﺎ ﺍﻟﺮﺠﻞ ﻴﻜﻟﻡ ﺍﻟﺼﻼﺓ ﻔﻰ ﻨﺘﻜﻟﻡ ﺨﻠﻒ ﺮﺴﻮﻝ ﺍﻠﻠﻪ (ﺺ) ﻜﻨﺎ ﺇﻟﻰ ﺠﻨﺒﻪ ﻔﻰ ﺍﻟﺼﻼﺓ ﺤﺘﻰ ﻨﺰﻟﺕ- ﻮ ﻘﻮﻤﻮﺍ ﻠﻠﻪ ﻘﺎﻨﺘﻴﻦ- ﻔﺄﻤﺮﻨﺎ ﺒﺎﻠﺴﻜﻮﻦ ﻮ ﻨﻬﻴﻨﺎ ﻋﻦ ﺍﻠﻜﻼﻡ [2] ﻔﻘﺪﻤﺖ ﺒﺤﺎﺠﺗﻨﺎ ﻨﺄﻤﺮ ﻮ ﺍﻟﺻﻼﺓ ﻔﻰ ﻨﺴﻟﻢ ﻛﻨﺎ ﻘﺎﻞ (ﺾ) ﻤﺴﻌﻮﺪ ﺒﻦ ﺍﻟﻟﻪ ﻋﺒﺪ ﻋﻦ ﻋﻠﻰ ﺮﺴﻮﻞ ﺍﻠﻠﻪ (ﺹ) ﻮ ﻫﻮ ﻴﺻﻠﻰ ﻔﺴﻠﻤﺖ ﻋﻠﻴﻪ ﻔﻠﻢ ﻴﺮﺪ ﻋﻠﻰ ﺍﻠﺴﻼﻢ ﻔﺄﺨﺫﻨﻰ ﻤﺎ ﻘﺪﻢ ﻮ ﻤﺎ ﺤﺪﺚ ﻔﻠﻤﺎ ﻘﻀﻰ ﺮﺴﻮﻞ ﺍﻠﻠﻪ (ﺺ) ﺍﻠﺻﻼﺓ ﻘﺎﻞ ﺇﻦ ﺍﻠﻠﻪ ﻴﺤﺪﺙ ﻮ ﺇﻦ ﺍﻠﻠﻪ ﺠﻞ ﻮ ﻋﺰ ﻘﺪ ﺃﺤﺪﺚ [ﻤﻦ ﺃﻤﺮﻩ] ﺃﻦ ﻻ ﺘﻛﻠﻤﻮﺍ ﻴﺸﺎﺀ ﻤﺎ ﺃﻤﺮﻩ ﻤﻦ ﻔﻰ ﺍﻠﺻﻼﺓ [3]ﻘﺎﻞ ﻋﺒﺪ ﺍﻠﻠﻪ ﺒﻦ ﻤﺴﻌﻮﺪ (ﺾ): ﻛﻨﺎ ﻨﺴﻠﻢ ﻋﻠﻰ ﺍﻠﻨﺒﻰ (ﺺ) ﻮ ﻫﻮ ﻔﻰ ﺍﻠﺻﻼﺓ ﻔﻴﺮﺪ ﻋﻠﻴﻨﺎ ﻔﻠﻤﺎ ﺮﺠﻌﻨﺎ ﻤﻦ ﻋﻨﺪ ﺍﻠﻨﺠﺎﺸﻰ ﺴﻠﻤﻨﺎ ﻋﻠﻴﻪ ﻔﻠﻢ ﻴﺮﺪ ﻋﻠﻴﻨﺎ ﻮ ﻘﺎﻞ ﺇﻦ ﻔﻰ ﺍﻠﺻﻼﺓ ﺸﻐﻼ [4] ﻋﻦ ﺼﻬﯿﺐ ﺒﻦ ﺴﻧﺎﻦ (ﺾ) ﻘﺎﻞ:ﻤﺮﺮﺖ ﺒﺮﺴﻮﻞ ﺍﻠﻠﻪ (ﺺ) ﻮ ﻫﻮ ﻴﺼﻠﻰ ﻔﺴﻠﻤﺖ ﻋﻠﻴﻪ ﻔﺮﺪ ﻋﻠﻰ ﺇﺸﺎﺮﺓ ﻮ ﻘﺎﻝ ﻻ ﺃﻋﻠﻡ ﺇﻻ ﺃﻨﻪ ﻘﺎﻝ ﺇﺸﺎﺮﺓ ﺒﺇﺼﺒﻌﻪ [5] ﻋﻦ ﻋﺒﺪ ﺍﻠﻠﻪ ﺒﻦ ﻋﻤﺮ (ﺾ) ﺃﻨﻪ ﺴﺄﻞ ﺒﻼﻻ ﻜﻴﻒ ﺮﺃﻴﺖ ﺮﺴﻮﻞ ﺍﻠﻠﻪ (ﺺ) ﻴﺮﺪ ﻋﻠﻴﻬﻡ ﺤﻴﻦ ﻜﺎﻨﻮﺍ ﻴﺴﻠﻤﻮﻦ ﻋﻠﻴﻪ ﻮ ﻫﻮ ﻴﺼﻟﻰ؟ ﻔﻘﺎﻝ: ﻴﻘﻮﻝ ﻫﻜﺫﺍ ﻮ ﺑﺴﻄ ﺠﻌﻔﺮ ﺑﻦ ﻋﻮﻦ ﻜﻔﻪ ﻮ ﺠﻌﻝ ﺑﻄﻨﻪ ﺃﺴﻔﻝ ﻮ ﺠﻌﻝ ﻈﻬﺮﻩ ﺇﻠﻰ ﻔﻮﻖ Наверх |
Как следует произносить призыв присутствующих на молитву – икаму? |
---|
Икама – это призыв присутствующих людей на молитву, произносящийся непосредственно перед намазом.
Согласно мнению ханафитских ученых , икама произносится так же, как и азан, но с добавлением двух новых предложений: «Аллаху акбару Аллаху акбар, Аллаху акбару Аллаху акбар, ашхаду алля иляха илляЛлаху ашхаду алля иляха илляЛлах, ашхаду анна Мухаамадар-расулюлЛахи ашхаду анна Мухамадар-расулюлЛах, хаййа аляс-саляти хайя аляс-саля, хаййа аляль-фаляхи хаййа аляль-фалях, кад каматис-саляту кад каматис-саля, Аллаху акбару Аллаху Акбар, ля иляха иллялЛах (Аллах велик, Аллах велик, Аллах велик, Аллах велик; свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха; спешите к молитве, спешите к молитве; спешите к спасению, спешите к спасению; настало время молитвы, настало время молитвы; Аллах велик, Аллах велик, нет бога, кроме Аллаха) [1, Т.2, С.50; 2, Т.1, С.148] Данная форма икамы приводится в следующих хадисах: В рассказе о начале призыва на молитву в исламе передается, что как-то раз ‘Абдулла бин-Зейд пришел к Пророку (САВ) и поведал, что он видел во сне, как человек в зеленых одеждах призывал на молитву со стен мечети, произнося слова азана. Затем он подождал немного, встал и произнес те же самые слова, добавив после «Хаййа ‘аляс-саля» «Кад каматис-саля, кад каматис-саля». Услышав это, Посланник Аллаха (САВ) сказал ‘Абдулле: «Подскажи их Билялу», и Билял произнес азан с этими словами. (Сб. Абу-Дауда, №506) В другом хадисе со слов ‘Абдуллы бин-Зейда передается: «Слова призыва Посланника Аллаха (САВ) к молитве были парными в азане и икаме» (ат-Тирмизи, №194) Также известен следующий хадис: «Абу-Махзура рассказал, что Посланник Аллаха научил его азану из девятнадцати предложений и икаме из семнадцати предложений» В то же время существуют хадисы, в которых речь идет о другой форме икамы, с однократным произношением слов «Ашхаду алля иляха илляЛах, Ашхаду анна Мухаммадар-расулюЛлах, хаййа ‘аляс-саля, хаййа ‘аляль-фалях», как например: Анас (РАД) рассказал, что Билялу было велено по два раза произносить слова азана и один раз слова икамы. (Сб. аль-Бухари, №605, Муслима, №378, ан-Насаи, №626, Абу-Дауда, №508, ибн-Маджа, №729) Ибн Умар (РАД) передал, что во времена Посланника Аллаха (САВ) слова азана произносились один раз, а икамы – один, кроме слов «Кад каматис-саля» [,которые произносились дважды] (Сб. Ан-Насаи, №628, Абу-Дауда, №510) На эти хадисы ханафиты отвечают следующими аргументами: хадис Анаса отменен хадисом Абу-Махзуры, поскольку он принял ислам позже Анаса, после битвы при Хунайне. Или же речь в этом хадисе идет о более быстром произнесении икамы по сравнению с азаном, т.е. Билялу было велено произносить слова ее на одном дыхании, в отличие от азана, в котором следовало останавливаться после каждого предложения. [1, Т.2, С.51; 5, Т.1, С.212; 6, Т.1, С.585] Список использованной литературы: 1. Ибн-‘Абидин. Радд аль-мухтар ‘аля ад-дурр аль-мухтар (Хашия Ибн-‘Абидин). – Бейрут: «Дар ихья ат-турас аль-‘араби», 1997 г. 2. Аль-Касани ‘Аляуддин. Китаб бадаи’ ас-санаи’ фи тартиб аш-шараи’. – Бейрут: «Дар аль-кутуб аль-‘ильмия». 3. Ан-Навави Яхья бин Шараф. Аль-Маджму’ шарх аль-мухаззаб. – «Дар аль-фикр». 4. Аш-Шибани Мухаммад. Китаб аль-худжжа ‘аля ахль аль-Мадина (би та’лик Махди Хасан аль-Киляни аль-Кадири). 5. Камаледдин Мухаммад ибн ‘Абдульвахид. Шарх аль-фатх аль-кадир лиль-‘аджиз аль-факир. – Бейрут: «Дар ихья ат-турас аль-‘араби» 6. Мухаммад Абдур-рахман аль-Мубаракфури. Тухфа аль-Ахвази. (Бейрут, «Дар аль-фикр») Хадисы 2. ﺍﻷﺬﺍﻦ ﻔﻲ ﺸﻔﻌﺎ ﺸﻔﻌﺎ (ﺺ) ﺍﻠﻠﻪ ﺮﺴﻮﻝ ﺃﺬﺍﻦ ﻜﺎﻦ :ﻗﺎﻝ ﺰﻴﺪ ﺑﻦ ﺍﻠﻠﻪ ﻋﺑﺪ ﻋﻦ ﺍﻹﻘﺎﻤﺔ ﻮ 3. ﻜﻠﻤﺔ ﻋﺸﺮﺓ ﺘﺴﻊ ﺍﻷﺬﺍﻦ (ﺺ) ﺍﻠﻠﻪ ﺮﺴﻮﻝ ﻋﻠﻤﻨﻲ :ﻘﺎﻝ ﻤﺣﺬﻮﺮﺓ ﺃﺑﻲ ﻋﻦ ﻜﻠﻤﺔ ﻋﺸﺮﺓ ﺴﺑﻊ ﺍﻹﻘﺎﻤﺔ ﻮ 4. ﺍﻹﻘﺎﻤﺔ ﻴﻮﺘﺮ ﻮ ﺍﻷﺬﺍﻦ ﻴﺷﻔﻊ ﺃﻦ ﺑﻼﻝ ﺃﻤﺮ :ﻘﺎﻝ (ﺾ) ﺃﻨﺲ ﻋﻦ 5. ﻤﺮﺘﻴﻦ (ﺺ) ﺍﻠﻠﻪ ﺮﺴﻮﻝ ﻋﻬﺪ ﻋﻠﻰ ﺍﻷﺬﺍﻦ ﻜﺎﻦ ﺇﻨﻤﺎ :ﻘﺎﻝ (ﺾ) ﻋﻤﺮ ﺍﺑﻦ ﻋﻦ ﺍﻠﺼﻼﺓ ﻘﺎﻤﺖ ﻘﺪ :ﻴﻘﻮﻝ ﺃﻨﻪ ﻏﻴﺮ ﻤﺮﺓ ﻤﺮﺓ ﺍﻹﻘﺎﻤﺔ ﻮ ﻤﺮﺘﻴﻦ Наверх |
Следует ли поднимать руки при совершении поясного поклона-руку`, возвращении в исходное положение после него, а также других действий во время молитвы? |
---|
Богословы ханафитской школы считают, что во время каких-либо действий в молитве, за исключением вступительного такбира, руки поднимать не следует [5; Т.1; С.37]. В доказательство этого они приводят следующие аргументы:
1. Пророк (САВ), увидев однажды, как некоторые из его сподвижников поднимают руки во время молитвы, высказал им порицание: «Почему я вижу, как вы поднимаете руки, будто они хвосты упрямых лошадей?! Спокойно совершайте молитву». (Сб. Муслима, №430.) !؟ ﺸﻣﺱ ﺨﻳﻞ ﺃﺬﻨﺎﺏ ﻜﺄﻨﻬﺎ ﺃﻴﺪﻴﻛﻡ ﺮﺍﻔﻌﻲ ﺃﺮﺍﻜﻡ ﻟﻲ ﻤﺎ» ﻓﻗﺎﻝ: (ﺹ) ﺍﻟﻟﻪ ﺮﺴﻭﻝ ﻋﻟﻳﻧﺎ ﺨﺮﺝ ﻘﺎﻝ ﺴﻣﺮﺓ ﺒﻦ ﺠﺎﺒﺮ ﻋﻦ ﺒﻦ ﻂﺮﻔﺔ ﺘﻤﻳﻢ ﺮﻮﻯ «ﺍﻠﺻﻼﺓ ﻔﻲ ﺍﺴﮑﻧﻭﺍ 2. Однажды Ибн-Масуд сказал: «Не совершить ли мне для вас молитву [так, как ее совершал] Посланник Аллаха (САВ)? И совершил молитву, подняв руки только в первый раз [т.е. при произнесении вступительного такбира]. (Сб. ат-Тирмизи, комментарии к №256.) ﺃﻻ ﺃﺼﻟﻲ ﺑﻛﻡ ﺼﻼﺓ ﺮﺴﻭﻝ ﺍﻟﻟﻪ :ﻤﺳﻌﻭﺪ ﺑﻥ ﺍﻟﻟﻪ ﻋﺑﺩ ﻗﺎﻝ» :ﻗﺎﻝ ﻋﻟﻗﻣﺔ ﻋﻥ « ﻤﺮﺓ ﺃﻮﻝ ﻔﻲ ﺇﻻ ﻴﺪﻳﮫ ﻴﺮﻔﻊ ﻔﻠﻡ ﻔﺻﻟﻰ (ﺹ) 3. В хадисе аль-Бары ибн Азиба (РАД) говорится: «Когда Пророк (САВ) начинал молитву, он поднимал руки близко к ушам и больше не возвращался к этому». (Сб. Абу-Дауда, №749) ﺍﻔﺗﺗﺢ ﺇﺬﺍ ﮐﺎﻦ (ﺺ) ﺍﻠﻟﻪ ﺮﺴﻭﻞ ﺃﻦ (ﺽ) ﻋﺎﺯﺏ ﺑﻦ ﺍﻠﺑﺮﺍﺀ ﻋﻦ .ﻴﻌﻮﺪ ﻻ ﺜﻢ ﺃﺫﻨﻳﻪ ﻤﻦ ﻘﺮﻴﺐ ﺍﻠﻰ ﻴﺪﻴﮫ ﺮﻔﻊ ﺍﻠﺼﻼﺓ 4. Также сообщается, что Умар ибн аль-Хаттаб и Али ибн Абу-Талиб (РАД) поднимали руки только при первом такбире молитвы и более не возвращались к этому. (Эти сообщения переданы ат-Тахави со слов, соответственно, аль-Асвада и Асыма ибн Кулейбы.) Впрочем, существуют хадисы, в которых говорится об обратном: 1. Ибн-Умар (РАД) сказал: «Я видел, что, когда посланник Аллаха (САВ) вставал на молитву, он поднимал руки до тех пор, пока они не становились на уровне плеч, и делал это, когда произносил такбир для поясного поклона и когда поднимал голову с поясного поклона, но не делал этого в земном поклоне». (Сб.аль-Бухари, №736; Муслима, №390); ﻠﻠﺮﻜﻮﻉ ﻴﻜﺑﺮ ﺤﻴﻦ ﺫﻠﻙ ﻴﻔﻌﻞ ﻜﺎﻦ ﻮ ﻤﻨﻜﺑﻴﻪ ﺤﺬﻮ ﻴﻜﻮﻨﺎ ﺤﺗﻰ ﻴﺪﻴﻪ ﺮﻔﻊ ﺍﻠﺼﻼﺓ ﻔﻲ ﻘﺎﻡ ﺇﺫﺍ ﴿ﺹ﴾ ﺍﻠﻟﻪ ﺮﺴﻮﻞ ﺮﺃﻴﺕ ﻘﺎﻞ ﺍﺒﻦ ﻋﻣﺮ .ﺍﻠﺴﺟﻮﺪ ﻔﻲ ﺬﻠﻚ ﻴﻔﻌﻞ ﻻ ﻮ ﺍﻠﺮﻜﻮﻉ ﻤﻦ ﺮﺃﺴﻪ ﻴﺮﻔﻊ ﺤﻴﻦ ﻮ 2. Ваиль ибн Худжр (РАД) повествует, что он видел, как Пророк (САВ), приступая к молитве, поднял руки напротив ушей, произнеся такбир, потом завернулся в одежду и положил правую руку на левую. Потом, когда захотел сделать поясной поклон, вынул руки из одежды, поднял их, затем произнес такбир и сделал поясной поклон. Затем после фразы: «Самиа л-Лаху ли-ман хамида-х» снова поднял руки. И, совершая земной поклон, положил голову между ладонями. (Сб. Муслима, №390.) ﺍﻠﻴﻤﻨﯽ ﻋﻠﻰ ﺍﻠﻴﺴﺮﻯ ﻳﺪﻩ ﻭﻀﻊ ﺛﻢ ﺒﺛﻭﺒﻪ ﺍﻠﺘﺤﻒ ﺜﻡ ﺃﺬﻨﻴﻪ ﺤﻴﺎﻝ ﻜﺑﺮ ﺍﻠﺼﻼﺓ ﻔﻲ ﺪﺧﻞ ﺤﻴﻦ ﻴﺪﻴﻪ ﺭﻔﻊ ﴿ﺹ﴾ ﺍﻠﻨﺑﻲ ﺮﺃﻯ ﺃﻨﻪ ﺤﺠﺮ ﺒﻦ ﻭﺍﺌﻞ ﻋﻦ .ﻛﻔﻴﻪ ﺒﻴﻦ ﺴﺠﺪ ﺴﺠﺪ ﻔﻠﻤﺎ ﻴﺪﻴﻪ ﺮﻔﻊ ﺤﻤﺪﻩ ﻠﻤﻦ ﺍﻠﻠﻪ ﺴﻤﻊ ﻘﺎﻝ ﻔﻠﻤﺎ ﻔﺮﻛﻊ ﻛﺒﺮ ﺛﻢ ﺮﻔﻌﻬﻤﺎ ﺛﻢ ﺍﻠﺛﻮﺏ ﻤﻦ ﻴﺪﻳﻪ ﺃﺨﺮﺝ ﻴﺮﻛﻊ ﺃﻦ ﺃﺮﺍﺪ ﻔﻠﻣﺎ На эти хадисы ханафиты отвечают следующими аргументами: 1. Али бин Абу-Талиб и Ибн Масуд (РАД) стали сподвижниками раньше Ибн-Умара и Ваиля ибн Худжра (РАД), они всегда стояли близко к Пророку (САВ), находясь в первых рядах во время молитвы, и поэтому имели лучшее представление о том, каким именно образом она совершалась [8;Т.1;С.94]; 2. Эти и подобные им хадисы отменены вышеприведенными сообщениями. Таким образом, сунной является поднятие рук только при произнесении вступительного такбира. Это касается как обязательных, так и дополнительных молитв, за исключением совершаемых в праздники Разговения и Жертвоприношения, в которых руки следует поднимать также при дополнительных такбирах, а также ночного намаза – витр, в котором руки поднимают еще и для молитвы «Кунут». В то же время большинство оппонентов ханафитских богословов говорят отнюдь не об обязательности, а о желательности поднятии рук при поясном поклоне и поднятии головы после его совершения [напр.,7;Т.3;C.399]. Список использованной литературы: 1. Аз-Зейля’и Камаледдин. Насб ар-рая ли-ахадис аль-хидая (ма’а хашиятихи «Бугья аль-Альма’и фи тахридж аз-Зейля’и) ( Каир, «Дар аль-хадис») 2. Ибн-‘Абидин. Радд аль-мухтар ‘аля ад-дурр аль-мухтар («Хашия Ибн-‘Абидин»). (Бейрут, 1997г, «Дар ихья ат-турас аль-‘араби»)
3. Камаледдин Мухаммад ибн ‘Абдульвахид. Шарх аль-фатх аль-кадир лиль-‘аджиз аль-факир. (Бейрут, «Дар ихья ат-турас аль-‘араби»)
4. Аль-Касани ‘Аляуддин. Китаб бадаи’ ас-санаи’ фи тартиб аш-шараи’. (Бейрут, «Дар аль-кутуб аль-‘ильмия») 5. Аш-Шибани Мухаммад. Китаб аль-асль («аль-Мабсут»). (Бейрут, 1990г, «’Алям аль-кутуб»)
6. Аш-Шафи’и Мухаммад. Аль-умм. (Бейрут, «Дар аль-ма’рифа») 7. ан-Навави Яхья бин Шараф. аль-Маджму’ шарх аль-мухаззаб. («Дар аль-фикр)
Наверх |
Земные поклоны за невнимательность или «штрафные» поклоны (суджуд ас-саху) следует выполнять до приветствия или после него? |
---|
Иногда мусульманин во время молитвы допускает некоторые ошибки и неточности. Если они подпадают под формулу та`хир аль-фард ва тарк аль-ваджиб , то в таком случае по исполнении намаза необходимо совершить два земных поклона.
Согласно мнению ханафитских богословов, данные земные поклоны следует выполнять после приветствия [2, Т. 2, С. 470; 3, Т.1,С. 434; 4, Т. 1, С. 172; 5, Т.1, С. 213]. Это подтверждают следующие повествования: 1. Посланник Аллаха сказал: «За каждую невнимательность – два земных поклона после приветствия». ( Сб. Абу-Дауда, №1038, Ибн-Маджа, №1219.) عن ثوبان عن النبي صلى الله عليه وسلم قال لكل سهو سجدتان بعد ما يسلم 2. Однажды Посланник Аллаха (САВ) совершил полуденную молитву в пять ракатов [молитвенных циклов]. «Разве молитву увеличили?» – был задан вопрос. «А что?» – переспросил он. «Вы совершили пять ракатов», – сказали ему. Тогда Пророк совершил два земных поклона после того, как отдал приветствие (Сб. аль-Бухари, №1226, Муслима, №572, Абу-Дауда, №1019, ат-Тирмизи, №392, ан-Насаи, №1254.) عن عبد الله قال صلى رسول الله صلى الله عليه وسلم الظهر خمسا فقيل له أزيد في الصلاة قال وما ذاك قال صليت خمسا فسجد سجدتين بعد ما ﺴﻠﻢ 3. Однажды аль-Мугыра ибн Шу`ба (РАД), возглавляя молитву, встал после второго раката [хотя по правилам он должен был сесть]. Молящиеся за ним воскликнули: «Субхана л-Лах !» [указывая этими словами на его ошибку], а он показал им, мол, вставайте. И когда аль-Мугыра завершил молитву, то после приветствия совершил земные поклоны за невнимательность. И после молитвы сказал: «Я видел, что так [в подобных случаях] поступал Пророк (САВ)» (Сб. ат-Тирмизи, №365, Абу-Дауда, №1037.) ﻋﻦﻋﺒﺪ ﺍﻠﺮﺤﻤﻦ ﺍﻠﺴﻌﻮﺪﻱ ﻋﻦ ﺰﻴﺎﺪ ﺒﻦ ﻋﻼﻘﺔ ﻗﺎﻞ ﺻﻠﻰ ﺒﻨﺎ ﺍﻠﻤﻐﻴﺮﺓ ﺒﻦ ﺸﻌﺒﺔ ﻔﻨﻬﺾ ﻔﻲ ﺍﻠﺮﻛﻌﺘﻴﻦ ﻔﺴﺑﺢ ﻠﻪ ﺭﺴﻮﻞﺍﷲ (ﺹ) ﻴﺼﻧﻊ ﻛﻣﺎ ﺼﻨﻌﺕ ﻤﻦ ﺨﻠﻔﻪ ﻔﺄﺸﺎﺮ ﺇﻠﻴﻬﻢ ﻘﻮﻤﻮﺍ ﻔﻠﻤﺎ ﻔﺮﻍ ﻤﻦ ﺻﻼﺘﻪ ﻮ ﺴﻠﻢ ﺴﺠﺩ ﺴﺣﺩﺘﻲ ﺍﻠﺴﻬﻮ ﻔﻠﻣﺎ ﺍﻧﺼﺭﻑ ﻗﺎﻞ: ﺭﺃﻴﺖ 4. Однажды Посланник Аллаха совершал послеполуденную молитву и сделал приветствие на третьем ракате. Человек по имени Хирбак встал и указал на это упущение. «Он сказал правду?» – спросил Пророк. «Да», – подтвердили ему. Тогда Пророк совершил ракат, потом отдал приветствие, потом совершил два земных поклона и снова отдал приветствие (Сб. ат-Тирмизи, №395, Абу-Дауда, №1039.) ﻋﻥ ﻋﻣﺭﺍﻥ ﺑﻥ ﺣﺻﻴﻥ ﺃﻥ ﺭﺴﻮﻝ ﺍﷲ (ﺹ) ﺻﻠﻰ ﺍﻟﻌﺻﺭ ﻔﺴﻟﻢ ﻔﻰ ﺛﻼﺙ ﺭﮐﻌﺎﺖ ﻔﻘﺎﻢ ﺭﺠﻞ ﻴﻘﺎﻞ ﻟﻪ ﺍﻠﺧﺮﺒﺎﻖ ﻔﺫﮐﺭ ﻟﻪ ﺿﻴﻌﻪ ﻔﻘﺎﻞ: ﺃﺼﺩﻕ ﻫﺫﺍ؟ ﻔﻘﺎﻟﻭﺍ ﻧﻌﻡ ﻔﺼﻟﻰ ﺭﻛﻌﺔ ﺛﻢ ﺴﻟﻢ ﺛﻢ ﺳﺟﺩ ﺴﺠﺪﺘﻴﻦ ﺛﻢ ﺴﻟﻢ В пользу данного суждения высказались также такие авторитетные сподвижники Посланника Аллаха (САВ), как Али ибн Абу-Талиб, Саад ибн Абу-Ваккас, Абдаллах ибн аз-Зубейр (РАД), а также богословы поколения их преемников (табиин): аль-Хасан аль-Басри, Ибрахим ан-Наха`и, Абдаррахман ибн Абу-Лейля, Суфиян ас-Саури, аль-Хасан ибн Салих [1, Т.2, С.170]. В пользу необходимости совершать «штрафные» поклоны после приветствия говорит и такой довод. Известно, что земной поклон за невнимательность совершается после того, как человек допустил ошибку. Это общепризнанный факт. Причина же этого заключается в следующем: если предположить, что человек, уже совершив данные поклоны до приветствия, допустит еще одну ошибку, также требующую поклоны за невнимательность, то он будет вынужден или сделать поклоны за невнимательность дважды, что не установлено Шариатом, или оставить свое упущение как есть, не исправляя, нарушив предписание Сунны . Поэтому во избежание повтора желательно совершить земные поклоны за невнимательность после приветствия. Богословы шафиитской школы считают предпочтительным совершение земных поклонов за невнимательность до приветствия, опираясь на следующие хадисы: 1. Однажды Муавия ибн Абу-Суфьян (РАД) возглавил молитву и встал, когда должен был сесть, и люди, молившиеся за ним сказали: «Субхан Аллах!», но он продолжил стоять и, после того, как завершил молитву, совершил два земных поклона перед приветствием, потом сел на минбар и сказал: «Я слышал, что Посланник Аллаха (САВ) сказал: «Тот, кто забыл что-либо в своей молитве, пусть совершит два земных поклона, подобные этим». (Сб. ан-Насаи, №1259.) عن محمد بن يوسف مولى عثمان عن أبيه يوسف أن معاوية صلى أمامهم فقام في الصلاة وعليه جلوس فسبح الناس فتم على قيامه ثم سجد سجدتين وهو جالس بعد أن أتم الصلاة ثم قعد على المنبر فقال إني سمعت رسول الله صلى الله عليه وسلم يقول من نسي شيئا من صلاته فليسجد مثل هاتين السجدتين 2. Пророк (САВ) сказал: «Если кто-то из вас засомневается в своей молитве, не зная, сколько ракатов он совершил, три или четыре, пусть отбросит сомнения и продолжит молитву, [руководствуясь точно совершенным им количеством ракатов], а потом совершит два земных поклона перед тем, как отдать приветствие (Сб. Муслима, №571, ат-Тирмизи, №396, Абу-Дауда, №1024, ан-Насаи, № 1238.) ﻋﻥ ﺃﺒﻰ ﺴﻌﻳﺩ ﺍﻠﺨﺪﺭﻱ ﺃﻥ ﺭﺴﻭﻞ ﺍﷲ (ﺹ) ﻗﺎﻞ: ﺇﺫﺍ ﺷﻙ ﺃﺤﺪﮐﻡ ﻓﻰ ﺼﻼ ﺗﻪ ﻓﻟﻡ ﻴﺪﺭﮐﻡ ﺼﻟﻰ ﺛﻼ ﺛﺎ ﺃﻮ ﺃﺭﺑﻌﺎ ﻓﻟﻳﻂﺭﺡ ﺍﻟﺸﻚ ﻮ ﻟﻳﺑﻥﻋﻟﻰ ﻤﺎ ﺍﺳﺘﻴﻘﻦ ﺛﻢ ﻴﺴﺟﺪ ﺴﺟﺪﺗﻳﻥ ﻘﺑﻝ ﺃﻥ ﻳﺴﻠﻢ 3. Однажды Пророк (САВ), руководя полуденной молитвой, встал после первых двух ракатов не садясь, и люди встали вместе с ним. По завершении молитвы люди ожидали его приветствия, он произнес сидя такбир [фразу «Аллаху акбар !»] и совершил два земных поклона до того, как отдал приветствие. (Сб. аль-Бухари, №1224, Муслима, №570, ат-Тирмизи , №391, Абу-Дауда, №1034, ан-Насаи, №1223.) عن عبد الله ابن بحينة أن النبي صلى الله عليه وسلم صلى بهم الظهر فقام في الركعتين الأوليين لم يجلس فقام الناس معه حتى إذا قضى الصلاة وانتظر الناس تسليمه كبر وهو جالس فسجد سجدتين قبل أن يسلم ثم سلم Что же касается хадисов, в которых говорится о земных поклонах за невнимательность после приветствия, то аш-Шафи считал их отмененными (мансух), ссылаясь на аз-Зухри, который передал, что Пророк (САВ) совершал «штрафные» поклоны как до приветствия, так и после него. Однако последними из них при его жизни были поклоны, совершаемые после приветствия . Это сообщение аш-Шафии подкрепляет приведенным выше хадисом Муавии (РАД), указывая, что он стал сподвижником Пророка (САВ) позже тех сподвижников, на которых ссылаются передатчики в хадисах оппонентов [6, Т. 1, С. 130]. Не опровергая данные сообщения, ханафиты говорят, что в них имеется противоречие в практике Пророка касательно совершения земных поклонов за невнимательность. Поэтому вышеприведенный хадис о совершении земных поклонов после приветствия был взят как дополнительный и решающий аргумент. Противоречие между хадисами можно также разрешить, если предположить, что в хадисах, где говорится, что земные поклоны за невнимательность совершались до приветствия, имелось ввиду, что данные поклоны совершались до второго приветствия [3, Т.1, С. 435; 4, Т.1, С. 173]. В то же время ханафиты говорят не об обязательности совершения земного поклона за невнимательность после молитвы, а о желательности этого. В любом случае совершать его до приветствия разрешено. Однако человек, совершивший земной поклон до приветствия, оставит сунну, что нежелательно (макрух). Наверх |