Апанаев, Габдулла (1862-1919)
Апанаев, Габдулла (1862-1919)
В нашей истории все еще остается немало белых пятен. Нужны годы, чтобы восстановить утраченные некогда страницы прошлого. Они оживили бы те удивительные события, которые, как казалось, навсегда уже покрылись мраком забвения; по этим отреставрированным страницам снова чередой прошлись бы великие сыны народа, еще недавно вычеркнутые из памяти, оболганные и оклеветанные. Хочется верить, что справедливость наконец восторжествует.
Габдулла Апанаев имя, знакомое ныне немногим. Выдающийся общественный, политический и религиозный, деятель, талантливый публицист и педагог-новатор, всю жизнь мечтавший о свободе для своего народа и Отечества, но так и не дождавшийся ее.
Пройдя полный курс медресе, молодой богослов в конце 80-х годов при материальной поддержке отца совершил путешествие в Турцию и Египет, намереваясь посетить там знаменитые центры исламского просвещения, а также поближе познакомиться с духовным состоянием восточного мира. И это не случайно. Еще будучи шакирдом, он начал живо интересоваться историей, настоящим днем нации, размышлять над перспективами ее развития. Причины вековой отсталости, против которой так страстно боролся Ш. Марджани, Г. Апа-наев видел в замкнутости, самоизоляции татарского народа, пережившего в далеком прошлом национальную трагедию и последовавшие за нею насильственное крещение, гонения и бесправие. Выросший в богатой городской татарской семье, уже тогда испытывавшей сильное европейское влияние (в таких семьях, как правило, имелись большие фамильные библиотеки, выписывалась русская пресса и первая тюркская газета "Тарджеман", детям же все чаще старались дать не только конфессиональное, но и полноценное светское, в том числе и музыкальное, образование), Г. Апанаев понимал, что единственный выход из духовного и экономического тупика заключается в приобщении татар к достижениям мировой цивилизации. Правда, здесь неминуемо вставали, казалось бы, неразрешимые вопросы: "Каким образом следует реформировать дело образования у мусульман России?", "Как при этом примирить ценности ислама с неизбежным воздействием европейской светской культуры?", "Не помешает ли подобная открытость российским мусульманам сохранить свою самобытность, по-прежнему успешно противостоять миссионерским устремлениям царского правительства?" В поисках ответа на них и отправился Г. Апанаев в путешествие по зарубежному Востоку, переживавшему в ту пору непростые процессы духовного и социального переустройства, созвучного реалиям приближающегося XX столетия1. По всей видимости, Г. Апанаев вернулся из этой поездки с какими-то оригинальными решениями и интересными идеями, которые стремился реализовать в своей дальнейшей деятельности.
Приговором Казанской судебной палаты от 19 мая 1893 года Хузиахмет хазрет был смещен со своей должности и осужден на 1 месяц тюрьмы, без права впоследствии исполнять обязанности священнослужителя.
Конечно, активность Г. Апанаева не могла быть незамеченной губернским начальством. Почувствовав скрытое брожение среди мусульман города, оно стало внимательно присматриваться к лидерам татарской общины. Мало того, местная бюрократия, вообще плохо принимавшая любые новшества, начала со все усиливающейся раздражительностью воспринимать новаторскую, а оттого подозрительную деятельность некоторых приходских мулл. И постепенно приступила к отработке "профилактических мер", направленных на то, чтобы любыми путями остановить растущее влияние "неблагонадежных" лиц. Впрочем, любые придирки начальства в конечном счете работали на неуклонно растущий авторитет Габдуллы хазрета среди мусульман. Многие теперь видели в нем серьезного, с большими перспективами общественного деятеля.
Но по-настоящему звездным часом для Г. Апанаева стали годы первой русской революции, когда он раскрылся как грамотный, искусный политик, талантливый публицист, один из лидеров национально-освободительной борьбы народов империи. Его по праву считали и считают одним из основателей первой мусульманской политической партии в России "Иттифак аль-муслимин" ("Союз мусульман" . Блестящий оратор с чрезвычайно энергичным, взрывным характером, Г. Апанаев в то же время обладал расчетливым логическим мышлением, прекрасно разбирался в сложнейших политических категориях, с увлечением изучал историю и специфику политических партий, движений, как российских, так и зарубежных. Естественно, что он, наряду с С. Алкиным, С. Максуди, Ю. Акчурой, Г. Баруди, А. Туп-чибашевым, принял самое непосредственное участие в разработке программных документов "Союза мусульман". Габдулла хазрет подготовил и провел все три съезда этой организации, неоднократно избирался членом ее ЦК и казанского бюро.
Дружба Габдуллы муллы и Г. Исхаки началась, наверное, еще со времен пребывания последнего в стенах Апанаевского медресе и продолжилась уже после поступления писателя в Татарскую учительскую школу, где он организовал кружок революционно-демократической молодежи, оказывавший сильное влияние на шакирдов казанских медресе. Все это наглядно проявилось в истории с созданием Г. Апанаевым газеты "Азат", первый номер которой вышел 1 февраля 1906 года. Уже в передовой статье номера выбранное изданием направление характеризовалось вполне недвусмысленно. "Верная своему названию, заявляла редакция, газета будет бороться за процветание свободы, никогда не примирится с угнетением, бесправием, унижением и отсталостью народа, будет вести борьбу за предоставление равных прав всем национальностям".
Являясь больше практиком, чем теоретиком национального движения, Габдулла хазрет вместе со своим старшим товарищем и соратником Г. Баруди развернул гигантскую по масштабам деятельность. Начали они с самого главного социальной базы "Союза мусульман". Если к этому времени, т. е. к 1905 1907 годам, усилиями Г. Баруди практически все казанские мударрисы, а следовательно, и их приходы в основном разделяли программу вновь образованной партии и готовы были оказать ей поддержку; если мощное шакир-довское движение города, несмотря на ряд разногласий, все-таки, не без влияния Г. Апанаева, склонялось к сотрудничеству с "отцами нации", то прогрессивное духовенство, учи-теля-новометодисты сельских уездов губернии, подвергавшиеся давлению со стороны консервативного большинства, нуждались в объединительном процессе, в наличии одного руководящего центра. В свою очередь, остро стоял вопрос о координации действий передовых казанских мусульман с их единомышленниками в других российских регионах. И, надо сказать, местное бюро "Союза мусульман" (Г. Баруди, Г. Апанаев, Ю. Акчура, С. Алкин) совместно с лидерами шакирдов Г. Исхаки, Ф. Амирханом с честью справилось с этими задачами. За короткий срок им удалось охватить своим влиянием и привлечь к сотрудничеству большинство уездов с татарским населением как Казанской, так и смежных с нею губернии, наладить четкую систему сбора денег в казну партии, решить проблемы с обеспечением мектебе и медресе бесплатной учебной литературой и многое другое.
Кульминацией этих мероприятий, по замыслу их организаторов, должен был стать всероссийский съезд мугаллимов и шакир-дов, а также открытие учительских курсов в Казани, намеченные на май 1907 года. Программа предполагалась более чем насыщенная. Свыше ста делегатов из Казанской, Вятской, Пермской, Уфимской, Оренбургской, Нижегородской губерний, кроме прослушивания лекций на курсах по методике преподавания светских наук, открытых при 10-й мечети, где имамом был брат Г. Баруди С. Галеев, затем намеревались обсудить решения III Всероссийского съезда мусульман, а также основные положения программы союза шакирдов "Берлек" с целью определения дальнейшей тактики и стратегии реформ. Однако планы эти рухнули в один день. Власти, и без того напуганные кипучей активностью мусульман, которые провели в 1905 1906 годах сразу три общероссийских съезда и создали свою политическую партию и довольно сильную фракцию в Государственной думе, приступили к решительным репрессивным мерам. Перехватив экземпляр программы "Берлек" и найдя в ней пункты, требующие общественного переустройства России, губернское начальство моментально воспользовалось представившимся ему случаем. Оно обвинило казанское бюро "Иттифака" в противоправительственной, преступной деятельности, поставив тем самым вне закона любые попытки осуществления тех благородных устремлений, которые изначально были заложены в программных установках партии. Жандармское управление и полиция сработали профессионально. Учительские курсы, едва успев начать занятия, были тут же закрыты, а прибывшие на съезд делегаты немедленно отправлены по домам. Под следствие попали главные возмутители спокойствия: Г. Баруди, С. Галеев (Баруди), Г. Апанаев, Г. Ис-хаки, а также профинансировавшие незаконные собрания казанские купцы: С. Галикеев, С. Аитов, А. Казаков. После разбирательства, продолжавшегося почти год, постановлением министра внутренних дел от 17 марта 1908 года Г. Баруди, С. Галеев, Г. Апанаев, А. Казаков были высланы в Вологодскую губернию на два года. Ранее, по другой статье, в ссылку был отправлен и Г. Исхаки. Обезглавив тем самым казанскую организацию младомусульман, следственные органы еще в течение нескольких лет выявляли и наказывали их сподвижников в уездах губернии. Несколько раз прекращавшееся и вновь возобновлявшееся дело так и называлось: "Об исследовании политической благонадежности казанских мулл Г. Галеева, X. Максудова и Г. Апанаева". По нему лишились указов на исполнение должностей имам-хатибов десятки мулл-джадидистов, закрылись множество новометодных медресе и мектебе. Подстрекаемые доносами консерваторов типа Ишми-ишана и А. Ишмуратова погромы перечеркивали результаты тяжелейшей, но плодотворной работы по просвещению нации, объединения ее вокруг идей свободы и справедливости. В этом свете совершенно беспочвенными представляются отдельные высказывания, еще встречающиеся в исторической литературе, о якобы бездеятельности, политическом безволии, демагогичности "Союза мусульман". Наоборот, даже в таких невыносимых условиях его руководители использовали любую возможность для достижения своих целей. Вернувшийся из ссылки 31 марта 1910 года Г. Апанаев через полгода был подвергнут обыску и привлечен в качестве подозреваемого по делу об Иж-Бубинском медресе. Необходимо учесть, что в это время его имя фигурировало и в других не менее громких делах КГЖУ по панисламизму. Габдулла хазрет, помимо своей воли превратившийся из уважаемого всеми священнослужителя в опасного государственного преступника и бунтовщика, все-таки не сдался и принял очередной вызов черносотенцев. Заслуживает внимания в данный период публицистическая деятельность Г. Апанаева, его полемика с идеологами великодержавного шовинизма. Кстати, писал он для газеты "Камско-Волжская речь" на прекрасном русском языке, живо, с неприкрытой иронией и сарказмом, демонстрируя при этом великолепное знание истории и современной политической ситуации в России. Горячие призывы прекратить травлю инородцев и осуждение миссионерской политики самодержавия проходят красной нитью и через другие выступления хазрета в прессе тех лет.
Но Г. Апанаев все же возродил его. Правда, медресе теперь находилось на Екатерининской улице (ныне Тукаевской) и уже не относилось к какой-то определенной мечети. Неутомимый мударрис принялся за педагогическую работу с присущим ему размахом, выбрав для своей школы опасную тогда специфику подготовку преподавателей для новометод-ных школ губернии. Негативная реакция начальства не заставила себя долго ждать. Казанский губернатор М. Стрижев-ский в послании в МВД от 2 ноября 1910 года с тревогой отмечал, что Апанаевское училище и медресе "Мухаммадия" выпустили целый ряд деятелей со строго определенным национально-мусульманским направлением. Воспитанники медресе до сих пор являются самыми горячими проповедниками новых мусульманских идей среди населения, поэтому чиновник предлагал не допускать выпускников этих медресе на должности мулл и учителей. Несмотря на грубые запретительные меры, дискриминацию и постоянный полицейский контроль, учебное заведение Г. Апанаева, как и медресе "Мухаммадия", продолжало упорно нести свет знаний и культуры.
(Салихов Р.)