01.06.2017
Дамирджан хазрат Зайнуддинов
Почему с нами происходят проблемы?
Ислам – это не просто догматика далекая от реальности, а осознанный образ жизни. Бытие не является однообразным, ведь в нем встречается многогранное проявление мудрости Всевышнего Аллаха. Иногда люди задаются вопросом: почему среди нас есть бедные и богатые, молодые и старые, сильные и слабые, здоровые и больные, ведь как было бы хорошо, если бы все люди жили счастливо?
Каждый понимает, что здоровье - это один из великих даров Творца. Когда люди желают своим близким или друзьям что-то позитивное, как правило, на самом первом месте ставят здоровье. Однако наши устремления и желания не всегда совпадают с предопределением Аллаха: бок о бок, с нами могут оказаться инвалиды, больные и немощные люди.
Изначально нужно принять во внимание то, что мы все творения Аллаха, а он наш Господь. Хозяин в праве распоряжаться своим имуществом так, как он пожелает. Ведь, если нам подарят автомобиль, то мы не будем выражать свое недовольство в адрес его владельца по поводу цвета или модели. Все что мы имеем - это имущество Аллаха, данное нам на временное пользование. И в Судный день мы непременно будем спрошены Создателем об этих благах. Кому Аллах хочет - дает богатство, кого хочет - лишает его, кому пожелает - дает здоровье, у кого пожелает - отнимает его. Однако во всех действиях Всевышнего заложены огромная милость и мудрость, всецело постичь которые мы не в состоянии.
Вместе с тем Он одарил нас разумом, с помощью которого, в свете божественных источников, мы в состоянии понять некоторые объективные причины. Давайте представим себе ситуацию, когда все люди имеют одинаковое крепкое здоровье и благосостояние, т.е. не будет среди нас ни умалишенных, калек, больных и стариков, ни бедных и неимущих. Что тогда произойдет? Люди просто постепенно перестанут общаться друг с другом. Спросите себя, когда вы в последний раз заходили к соседям? Когда нужны были спички, молоток, аспирин или йод. Не так ли? А почему в другое время не постучались ему в дверь? Времени нет, не хочется беспокоить, своих дел полно, сериал надо досмотреть и т.д. Человеку свойственна инертность и безмятежность, если его не растормошить, не создать условия крайней необходимости, то он так и останется замкнутым в своем маленьком мирке.
Допустим, что большинство людей будут здоровыми, тогда не останется медицинских исследовательских центров, больниц, аптек и фармацевтических фабрик и т.п. Таким образом, огромный штат сотрудников станут безработными.
Трудности закаляют человека. Например, сравните воду из лужи, с водой из горных рек. Какая из них наиболее приятная на вкус? Бесспорно, та вода, которая течет, проходит много препятствий на своем пути будет более чистой и приятной. Таким же образом человек, многое повидавший на своем жизненном пути, посредством испытаний поднимается на высочайшие степени набожности перед Аллахом, до которых он вряд ли смог бы добраться обыденными поклонениями.
Трудности, не позволяют человеку возгордится, они ставят его на место и дают ему почувствовать свою слабость и беспомощность перед безграничной силой и мудростью Всевышнего.
Следует оговориться, что Аллах изначально знал какого именно места обитания мы достойны. Он мог бы всех людей сделать праведными или удостоить одних раем, а других адом. Однако по своей мудрости Он создал этот многогранный мир с той целью, чтобы испытать нас. Дабы в предсмертной агонии или в Судный день дети Адамовы не смогли оправдываться и сказать: о наш Господь, если бы Ты создал нам условия, то мы непременно стали бы праведными рабами! Одним Аллах дает богатство и наблюдает, готовы ли они поделиться своим имуществом, других лишает его и проверяет их терпеливость. Испытания Аллаха очень многообразны, одной из форм которых является лишение человека здоровья. Бывает так, что дети рождаются без каких-либо частей тела, или в течение жизни лишаются их. Такого рода испытание очень болезненно как для ребенка, так и для его родителей.
Однако Аллах справедлив, и если Он лишает человека какого-либо блага, то непременно облагодетельствует его другим, намного лучшим. Так со слов Абу Мусы ал-‘Ашари (р.а.) посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Когда у одного из рабов Аллаха умирает ребенок, Аллах обращается к ангелам:
– Вы забрали душу ребенка моего раба?
– Да – отвечают они.
– Вы забрали плод сердца его?
– Да.
– Что же сказал мой раб?
– Он восхвалил Тебя и сказал: Аллаху мы принадлежим, и к Нему мы возвращаемся.
– Постройте для моего раба дом в раю и назовите его «Домом восхваления». (Тирмизи).
Еще в одном хадисе-кудси, переданном во втором после Корана по достоверности источнике, посланник Аллаха (с.а.с.) произнес: « Аллах сказал: если Я подвергну своего раба испытанию посредством двух его любимых [глаз], и он будет терпелив, то Я заменю их для него раем». (Бухари).
В этом отношении очень интересен следующий хадис. ‘Ата’ ибн Аби Рабах (р.а.) сказал: [как-то] ко мне обратился Ибн ‘Аббас (р.а.):
– Хочешь, я покажу тебе женщину из обитателей рая?
– Конечно.
– Эта чернокожая дама. [Однажды] она пришла к пророку (с.а.с.) и сказала:
– Я страдаю эпилепсией, [во время приступов] мое тело обнажается, так обратись же к Всевышнему Аллаху с мольбой за меня. На что он ответил ей:
– Если ты пожелаешь, то терпи и тебе будет рай, а если хочешь я обращусь к Всевышнему Аллаху, и Он излечит тебя. Ответ женщины был таков:
– Я буду терпеть… Через некоторое время она добавила: «Тело мое открывается, так обратись же, чтобы оно не открывалось, и он (с.а.с.) помолился за нее». (Бухари. Муслим).
Таким образом, разного рода лишения, беды и невзгоды, постигающие верующего человека, служат причиной очищения его от грехов и повышения в степенях перед Аллахом, до тех пор, пока он не войдет в рай. Со слов Абу Хурейры (р.а.) Пророк (с.а.с.) сказал: «Что бы не постигло верующего из тягот и болезней, переживаний [о случившемся в прошлом] и состраданий [о будущем], боли и скорби, даже заноза, вонзающаяся в [его тело] - непременно служат причиной искупления Аллахом части его грехов [не являющихся смертными и не касающихся прав людей] ».(Бухари, Муслим). И даже в этом мире Аллах возмещает потерянные человеком чувства тем, что у него обостряются другие.
Люди с трудом воспринимают вещи, с примерами которых они не знакомы. В связи с этим, несчастье являющееся испытанием для одних, для других может служить назиданием. Поэтому посланник Аллаха (с.а.с.) сказал в одном из своих хадисов: «Смотри на того, кто находится ниже тебя, ибо это поможет не принижать блага Аллаха к тебе». (Муслим. «Зухд», 9. Тирмизи. «Либас», 38 ). По этой же причине Мухаммад (с.а.с.) побуждал верующих участвовать в погребальной молитве и посещать больных. «Мусульманин, посетивший своего больного брата, находится среди свежих райских плодов до тех пор, пока не вернется [к себе домой]» . (Муслим). «Кто следует за покойником–мусульманином с верой и надеждой на вознаграждение [от Аллаха], пока не прочитают погребальную молитву и не предадут его земле, тот возвращается с двумя каратами награды, каждый карат подобен горе Ухуд. А тот, кто участвует в молитве и затем возвращается до погребения, тот возвращается с одним каратом». (Бухари). Когда вы видите человека без ног или рук, детей, страдающих ДЦП, то понимаете, насколько велика милость Аллаха к вам. И вместе с чувством сострадания к этим людям в сердце, не покрытом ржавчиной греховности или неверия, возникает естественное чувство благодарности Творцу за бесконечные блага, которыми он наделил нас. Не вкушая горькие плоды судьбы на себе или через близких людей, и без того невежественный, неблагодарный и горделивый человек совсем бы зазнался.
Однако невзгоды, постигающие окружающих, не должны служить причиной того, чтобы мы плохо думали о них. Такие мысли как: «Он это заслужил; наверно у него много грехов, вот и страдает и т.п.» являются греховными. Если об этом говорить в слух, то речь наша превратится в хулу. А в том случае, если человек не имеет грехов, которые мы ему приписываем, то наши слова будут расцениваться Аллахом как клевета. Однажды посланник Аллаха (с.а.с.) спросил у сподвижников:
– Знаете ли вы что такое хула?
– Аллах и его посланник лучше знают – ответили они.
– Это когда ты упоминаешь о брате своем то, что ему не понравится.
– Допустим, что у моего брата будет то [качество], о котором я говорю [что тогда]?
– Если в нем будет то [качество], о котором ты говоришь, то ты наводишь на него хулу, а если в нем не будет его, то ты клевещешь на него – сказал посланник Аллаха (с.а.с.). (Муслим).
Кроме того, надо учитывать и тот факт, что порой беды, служат аргументом в пользу того, что Аллах любит данного человека. Пророк (с.а.с.) сказал:
«Поистине величие воздаяния зависит от величия испытания. Если Аллах полюбит одних людей, то Он испытает их. Тот, кто проявит довольство, его ждет довольство [Аллаха]. А тот, кто проявляет гнев, тому будет гнев [Аллаха]». (Тирмизи «Зухд», 57. Ибн Маджа «Фитан», 23.);
Как то у пророка спросили, кто из людей подвергается наибольшему испытанию? Он ответил: Пророки. (Бухари «Марда», 3. Абу Давуд «Рикак», 67.). Безусловно, что пророки Аллаха – самые любимые его рабы, к которым он проявил множество благ, и с их помощью вывел людей из мрака невежества к свету истинной веры. Исходя из этого, встречая в жизни страдающих людей, то лучше сказать себе: «Наверно Аллах любит их, поэтому испытывает», нежели думать о людях плохо.
Общество нуждается в том, чтобы среди них были слабые, беспомощные, больные и старики, так как они создают условия для проявления благородных качеств (таких как сострадание, взаимопомощь, пожертвование и др.) и подобно молниеотводу отводят от людей беды и невзгоды. По этому поводу посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Приходит ли помощь и удел к вам кроме как посредством слабых?». (Бухари, «Джихад», 76.). «Если люди откажутся выплачивать закят со своего имущества, то непременно перестанет идти дождь. И если бы не [беспомощные] животные, то они вообще лишились бы дождя». (Ибн Маджа, «Фитан», 22).
Одним из кредо мусульман является вера в судьбу, вера в то, что все хорошее и плохое, заключенное в ней, исходит от Всевышнего Аллаха. Некоторые люди часто жалуются на свой удел. Когда спрашиваешь их: «Как дела»? Они начинают перечислять беды и невзгоды постигшие их. Когда пытаешься перевести разговор на другую тему, они вновь и вновь возвращаются к своим стереотипным проблемам. С такими людьми очень сложно строить конструктивный диалог, а порой даже просто не приятно общаться.
Если бы люди знали, что в большинстве случаев виновниками того, что постигло нас, являемся мы сами, то у них не осталось бы причин для критического подхода к судьбе.
Пророк (с.а.с.) сказал: «Клянусь [Аллахом] в длани которого находится душа Мухаммада, причина любой царапины веточкой, нервного подёргивания органов, подскальзывания ноги кроется в грехах. Однако грехи, которые Аллах прощает [не давая за это какие – либо бедствия] гораздо многочисленней. (Ибн Абу Хатам). «Когда у человека накапливается большое количество грехов, и он не имеет, то чем может искупить их [проблемы, беды, трудности], то Всевышний Аллах насылает на него печаль, дабы очистить его». (Ахмад).
Таким образом, прежде чем сетовать на судьбу человек прежде всего должен подумать, отчего он заслужил это испытание, какие грехи привели его к этому положению. Ибо пророк (с.а.с.) сказал: «Наказание нисходит лишь из-за греха и покидает [человека] лишь из-за покаяния». Поэтому, когда к Хасану Басри подходили люди с проблемами разного характера, одни жаловались на отсутствие дождя, вторые - на финансовые проблемы, третьи - на то, что не могут иметь детей, он всем давал одинаковый совет – кайтесь перед Аллахом.
Касательно этой темы также следует напомнить, что поступки правителей тесно связаны с положением народа. Ибо пророк (с.а.с.) сказал: «Какими вы будете, так вами и будут управлять».
Исходя из этого, когда нами начинают управлять несправедливые правители (Сталин, Гитлер и прочие) прежде чем ругать время, или жаловаться на удел следует спросить себя, а что мы натворили, чтобы заслужить таких правителей?
Еще одна из причин невзгод - это беспечное отношение к проблемам общества. Из-за грехов отдельных личностей Всевышний не посылает всеобщее наказание, однако, халатное отношение большинства к проблемам социума – это сигнал бедствия. Так пророк (с.а.с.) сказал: «В каком бы народе люди не совершали грехи и среди них есть те, кто в состоянии изменить это положение, [но они ничего не делают]. То близко то время, когда Аллах всех их накажет. (Абу Давуд, «Малахим», 17; Тирмизи, «Фитан»).
«Поистине, если люди будут видеть порицаемое, и [имея возможность] не будут изменять его, то близко то время, когда Аллах всех их охватит своим наказанием» (Абу Давуд, «Малахим», 17. Муснад, 1/2,5).
Ярким примером для этого служит кораническая история о обитателях селения живших на берегу моря, которых Аллах превратил из-за непокорности в обезьян. Среди наказанных оказались не только непосредственные участники греха, но и те, кто не останавливал преступников от их деяний.
Что касается Корана, то в нем акцентируется большое внимание на инвалидов, страдающих не столько физическими недостатками, сколько духовными. Людей не видящих истину, во многих аятах, Аллах сравнивает с инвалидами по зрению.
Таким образом, хотим мы того или нет, люди подвергаются различным испытаниям. Безусловно, Аллах не налагает на человека то, что он не в состоянии выполнить. Одни испытания приходят к нам, чтобы очистить от грехов, другие чтобы повысить уровень перед Аллахом, третьи в напоминание о благах, четвертые чтобы закалить человека, пятые создают условия для проявления благородных качеств (сострадание, взаимопомощь, альтруизм и др.).
Необходимо напомнить о том, что человек не должен просить у Всевышнего Аллаха трудности на свою голову, с той целью, чтобы приблизится с их помощью к Нему, так как при желании Аллах создаст другие, более приемлемые, причины которые позволят достичь поставленной цели. В связи с этим посланник Аллаха (с.а.с.) учил своих последователей испрашивать у Аллаха здоровье, безопасность и прибегать к Нему от различного рода несчастий.
«Просите у Аллаха прощение и жизненных сил». (Бухари «Джихад», 112, 156. Тирмизи «Да’ават», 84, 101, 128);
«Прибегайте к Аллаху от: тяжких испытаний, постижения несчастья, плохого удела и злорадства врагов». (Бухари «Кадар», 13, 156. Насаи «Исти’аза», 24, 31, 32)
«Не желайте встречи с врагом, но если вы с ним встретились, то терпите». (Бухари «Джихад», 112, 156. Абу Давуд «Джихад», 89, 156).
Однако, если трудности все же постигли человека, то нужно быть терпеливым, не жаловаться на судьбу и не искать виноватых на стороне. Нужно конструктивно действовать, чтобы выбраться из ямы, в которой он оказался, полагаясь на Аллаха и веря в то, что мир, в котором мы живем, лишь временная остановка на долгом пути в движении к раю и довольству Аллаха. Не забывая при этом о той великой награде, которую Аллах обещал своим терпеливым (сабирун) и стремящимся к совершенству (мухсинун) рабам.
Список источников и литературы
1) Коран
2) Баранов Х.К. Арабско-русский словарь: Ок. 42 000 слов. – 7-е изд., – М.: Рус. яз., 1989. – 928 с.
3) Винсинк. А. И. Му’джам муфахрис лиалфазы ал-хадис ан-набави (Словарь ключевых слов по пророческим хадисам). В 8 т. – Стамбул: «Издательство «Çağrı yayınları», 1988.
4) Захаби Шасутдин Мухаммад. Сияр а’алям ан-нубаля’. (Биографии выдающихся личностей). В 32 томах. Бейрут: Изд-во аль-Рисаля, 1992 г., Т. 4 – 642 с.
5) Зухайли Вахба. ат –Тафсир аль-Мунир. (Лучезарное толкование Корана). В 32 томах. Берут: Изд-во Дар аль-Фикр, 1991 г., Т. 25 – 298 с.
6) Ибн Кассир. Тафсир аль-Кур’ан аль-‘Азым. (Толкование великого Корана). В 6 томах. Бейрут: Изд-во аль-Хилял, 1990 г., Т. 5 – 252 с.
7) М’алуф Луис. Аль-Мунджид фи ал-луга (Помощник в языке) – толковый словарь арабского языка, издание тридцать третье, Бейрут: Дар ал-Машрик, 1992. – 1014 с.
8) Мухаммад Фу’ад Абдулбаки. Му’джам муфахрис лиалфазы ал-куран ал-карим (Словарь ключевых слов по благородному Корану). Каир: «Дарул-хадис», 1991 – 950 с.
9) Мустафа Са’ид аль-Хинн. Нузхатул-муттакин шарх рияд салихин. (Прогулка набожных – комментарии к книге «Сады праведных. Из слов господина посланников», автор Навави Яхья). В 2 томах. Бейрут: «Му’ассатур-рисаля», 2001 г., Т. 2 – 620 с.
10) Насафи Абдулла ибн Ахмад. Мадарику ат-танзиль ва хака’ик ат-т’авиль (Постижения ниспослания и истины толкования). В 3 томах. Берут: Изд-во Дар аль-Калам, 1989 г., Т. 3 – 2022 с.
11) Хинди Муттаки (ум. 975 / 1567). Канзуль ‘уммаль (Сокровищница для совершающих [благие] дела). В 18 томах. Берут: Изд-во Му’ассасатур - рисаля, 1989 г., Т. 6 – 772 с.
Теги:
rating: 2.85
Почему с нами происходят проблемы?
Ислам – это не просто догматика далекая от реальности, а осознанный образ жизни. Бытие не является однообразным, ведь в нем встречается многогранное проявление мудрости Всевышнего Аллаха. Иногда люди задаются вопросом: почему среди нас есть бедные и богатые, молодые и старые, сильные и слабые, здоровые и больные, ведь как было бы хорошо, если бы все люди жили счастливо?
Каждый понимает, что здоровье - это один из великих даров Творца. Когда люди желают своим близким или друзьям что-то позитивное, как правило, на самом первом месте ставят здоровье. Однако наши устремления и желания не всегда совпадают с предопределением Аллаха: бок о бок, с нами могут оказаться инвалиды, больные и немощные люди.
Изначально нужно принять во внимание то, что мы все творения Аллаха, а он наш Господь. Хозяин в праве распоряжаться своим имуществом так, как он пожелает. Ведь, если нам подарят автомобиль, то мы не будем выражать свое недовольство в адрес его владельца по поводу цвета или модели. Все что мы имеем - это имущество Аллаха, данное нам на временное пользование. И в Судный день мы непременно будем спрошены Создателем об этих благах. Кому Аллах хочет - дает богатство, кого хочет - лишает его, кому пожелает - дает здоровье, у кого пожелает - отнимает его. Однако во всех действиях Всевышнего заложены огромная милость и мудрость, всецело постичь которые мы не в состоянии.
Вместе с тем Он одарил нас разумом, с помощью которого, в свете божественных источников, мы в состоянии понять некоторые объективные причины. Давайте представим себе ситуацию, когда все люди имеют одинаковое крепкое здоровье и благосостояние, т.е. не будет среди нас ни умалишенных, калек, больных и стариков, ни бедных и неимущих. Что тогда произойдет? Люди просто постепенно перестанут общаться друг с другом. Спросите себя, когда вы в последний раз заходили к соседям? Когда нужны были спички, молоток, аспирин или йод. Не так ли? А почему в другое время не постучались ему в дверь? Времени нет, не хочется беспокоить, своих дел полно, сериал надо досмотреть и т.д. Человеку свойственна инертность и безмятежность, если его не растормошить, не создать условия крайней необходимости, то он так и останется замкнутым в своем маленьком мирке.
Допустим, что большинство людей будут здоровыми, тогда не останется медицинских исследовательских центров, больниц, аптек и фармацевтических фабрик и т.п. Таким образом, огромный штат сотрудников станут безработными.
Трудности закаляют человека. Например, сравните воду из лужи, с водой из горных рек. Какая из них наиболее приятная на вкус? Бесспорно, та вода, которая течет, проходит много препятствий на своем пути будет более чистой и приятной. Таким же образом человек, многое повидавший на своем жизненном пути, посредством испытаний поднимается на высочайшие степени набожности перед Аллахом, до которых он вряд ли смог бы добраться обыденными поклонениями.
Трудности, не позволяют человеку возгордится, они ставят его на место и дают ему почувствовать свою слабость и беспомощность перед безграничной силой и мудростью Всевышнего.
Следует оговориться, что Аллах изначально знал какого именно места обитания мы достойны. Он мог бы всех людей сделать праведными или удостоить одних раем, а других адом. Однако по своей мудрости Он создал этот многогранный мир с той целью, чтобы испытать нас. Дабы в предсмертной агонии или в Судный день дети Адамовы не смогли оправдываться и сказать: о наш Господь, если бы Ты создал нам условия, то мы непременно стали бы праведными рабами! Одним Аллах дает богатство и наблюдает, готовы ли они поделиться своим имуществом, других лишает его и проверяет их терпеливость. Испытания Аллаха очень многообразны, одной из форм которых является лишение человека здоровья. Бывает так, что дети рождаются без каких-либо частей тела, или в течение жизни лишаются их. Такого рода испытание очень болезненно как для ребенка, так и для его родителей.
Однако Аллах справедлив, и если Он лишает человека какого-либо блага, то непременно облагодетельствует его другим, намного лучшим. Так со слов Абу Мусы ал-‘Ашари (р.а.) посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Когда у одного из рабов Аллаха умирает ребенок, Аллах обращается к ангелам:
– Вы забрали душу ребенка моего раба?
– Да – отвечают они.
– Вы забрали плод сердца его?
– Да.
– Что же сказал мой раб?
– Он восхвалил Тебя и сказал: Аллаху мы принадлежим, и к Нему мы возвращаемся.
– Постройте для моего раба дом в раю и назовите его «Домом восхваления». (Тирмизи).
Еще в одном хадисе-кудси, переданном во втором после Корана по достоверности источнике, посланник Аллаха (с.а.с.) произнес: « Аллах сказал: если Я подвергну своего раба испытанию посредством двух его любимых [глаз], и он будет терпелив, то Я заменю их для него раем». (Бухари).
В этом отношении очень интересен следующий хадис. ‘Ата’ ибн Аби Рабах (р.а.) сказал: [как-то] ко мне обратился Ибн ‘Аббас (р.а.):
– Хочешь, я покажу тебе женщину из обитателей рая?
– Конечно.
– Эта чернокожая дама. [Однажды] она пришла к пророку (с.а.с.) и сказала:
– Я страдаю эпилепсией, [во время приступов] мое тело обнажается, так обратись же к Всевышнему Аллаху с мольбой за меня. На что он ответил ей:
– Если ты пожелаешь, то терпи и тебе будет рай, а если хочешь я обращусь к Всевышнему Аллаху, и Он излечит тебя. Ответ женщины был таков:
– Я буду терпеть… Через некоторое время она добавила: «Тело мое открывается, так обратись же, чтобы оно не открывалось, и он (с.а.с.) помолился за нее». (Бухари. Муслим).
Таким образом, разного рода лишения, беды и невзгоды, постигающие верующего человека, служат причиной очищения его от грехов и повышения в степенях перед Аллахом, до тех пор, пока он не войдет в рай. Со слов Абу Хурейры (р.а.) Пророк (с.а.с.) сказал: «Что бы не постигло верующего из тягот и болезней, переживаний [о случившемся в прошлом] и состраданий [о будущем], боли и скорби, даже заноза, вонзающаяся в [его тело] - непременно служат причиной искупления Аллахом части его грехов [не являющихся смертными и не касающихся прав людей] ».(Бухари, Муслим). И даже в этом мире Аллах возмещает потерянные человеком чувства тем, что у него обостряются другие.
Люди с трудом воспринимают вещи, с примерами которых они не знакомы. В связи с этим, несчастье являющееся испытанием для одних, для других может служить назиданием. Поэтому посланник Аллаха (с.а.с.) сказал в одном из своих хадисов: «Смотри на того, кто находится ниже тебя, ибо это поможет не принижать блага Аллаха к тебе». (Муслим. «Зухд», 9. Тирмизи. «Либас», 38 ). По этой же причине Мухаммад (с.а.с.) побуждал верующих участвовать в погребальной молитве и посещать больных. «Мусульманин, посетивший своего больного брата, находится среди свежих райских плодов до тех пор, пока не вернется [к себе домой]» . (Муслим). «Кто следует за покойником–мусульманином с верой и надеждой на вознаграждение [от Аллаха], пока не прочитают погребальную молитву и не предадут его земле, тот возвращается с двумя каратами награды, каждый карат подобен горе Ухуд. А тот, кто участвует в молитве и затем возвращается до погребения, тот возвращается с одним каратом». (Бухари). Когда вы видите человека без ног или рук, детей, страдающих ДЦП, то понимаете, насколько велика милость Аллаха к вам. И вместе с чувством сострадания к этим людям в сердце, не покрытом ржавчиной греховности или неверия, возникает естественное чувство благодарности Творцу за бесконечные блага, которыми он наделил нас. Не вкушая горькие плоды судьбы на себе или через близких людей, и без того невежественный, неблагодарный и горделивый человек совсем бы зазнался.
Однако невзгоды, постигающие окружающих, не должны служить причиной того, чтобы мы плохо думали о них. Такие мысли как: «Он это заслужил; наверно у него много грехов, вот и страдает и т.п.» являются греховными. Если об этом говорить в слух, то речь наша превратится в хулу. А в том случае, если человек не имеет грехов, которые мы ему приписываем, то наши слова будут расцениваться Аллахом как клевета. Однажды посланник Аллаха (с.а.с.) спросил у сподвижников:
– Знаете ли вы что такое хула?
– Аллах и его посланник лучше знают – ответили они.
– Это когда ты упоминаешь о брате своем то, что ему не понравится.
– Допустим, что у моего брата будет то [качество], о котором я говорю [что тогда]?
– Если в нем будет то [качество], о котором ты говоришь, то ты наводишь на него хулу, а если в нем не будет его, то ты клевещешь на него – сказал посланник Аллаха (с.а.с.). (Муслим).
Кроме того, надо учитывать и тот факт, что порой беды, служат аргументом в пользу того, что Аллах любит данного человека. Пророк (с.а.с.) сказал:
«Поистине величие воздаяния зависит от величия испытания. Если Аллах полюбит одних людей, то Он испытает их. Тот, кто проявит довольство, его ждет довольство [Аллаха]. А тот, кто проявляет гнев, тому будет гнев [Аллаха]». (Тирмизи «Зухд», 57. Ибн Маджа «Фитан», 23.);
Как то у пророка спросили, кто из людей подвергается наибольшему испытанию? Он ответил: Пророки. (Бухари «Марда», 3. Абу Давуд «Рикак», 67.). Безусловно, что пророки Аллаха – самые любимые его рабы, к которым он проявил множество благ, и с их помощью вывел людей из мрака невежества к свету истинной веры. Исходя из этого, встречая в жизни страдающих людей, то лучше сказать себе: «Наверно Аллах любит их, поэтому испытывает», нежели думать о людях плохо.
Общество нуждается в том, чтобы среди них были слабые, беспомощные, больные и старики, так как они создают условия для проявления благородных качеств (таких как сострадание, взаимопомощь, пожертвование и др.) и подобно молниеотводу отводят от людей беды и невзгоды. По этому поводу посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Приходит ли помощь и удел к вам кроме как посредством слабых?». (Бухари, «Джихад», 76.). «Если люди откажутся выплачивать закят со своего имущества, то непременно перестанет идти дождь. И если бы не [беспомощные] животные, то они вообще лишились бы дождя». (Ибн Маджа, «Фитан», 22).
Одним из кредо мусульман является вера в судьбу, вера в то, что все хорошее и плохое, заключенное в ней, исходит от Всевышнего Аллаха. Некоторые люди часто жалуются на свой удел. Когда спрашиваешь их: «Как дела»? Они начинают перечислять беды и невзгоды постигшие их. Когда пытаешься перевести разговор на другую тему, они вновь и вновь возвращаются к своим стереотипным проблемам. С такими людьми очень сложно строить конструктивный диалог, а порой даже просто не приятно общаться.
Если бы люди знали, что в большинстве случаев виновниками того, что постигло нас, являемся мы сами, то у них не осталось бы причин для критического подхода к судьбе.
Пророк (с.а.с.) сказал: «Клянусь [Аллахом] в длани которого находится душа Мухаммада, причина любой царапины веточкой, нервного подёргивания органов, подскальзывания ноги кроется в грехах. Однако грехи, которые Аллах прощает [не давая за это какие – либо бедствия] гораздо многочисленней. (Ибн Абу Хатам). «Когда у человека накапливается большое количество грехов, и он не имеет, то чем может искупить их [проблемы, беды, трудности], то Всевышний Аллах насылает на него печаль, дабы очистить его». (Ахмад).
Таким образом, прежде чем сетовать на судьбу человек прежде всего должен подумать, отчего он заслужил это испытание, какие грехи привели его к этому положению. Ибо пророк (с.а.с.) сказал: «Наказание нисходит лишь из-за греха и покидает [человека] лишь из-за покаяния». Поэтому, когда к Хасану Басри подходили люди с проблемами разного характера, одни жаловались на отсутствие дождя, вторые - на финансовые проблемы, третьи - на то, что не могут иметь детей, он всем давал одинаковый совет – кайтесь перед Аллахом.
Касательно этой темы также следует напомнить, что поступки правителей тесно связаны с положением народа. Ибо пророк (с.а.с.) сказал: «Какими вы будете, так вами и будут управлять».
Исходя из этого, когда нами начинают управлять несправедливые правители (Сталин, Гитлер и прочие) прежде чем ругать время, или жаловаться на удел следует спросить себя, а что мы натворили, чтобы заслужить таких правителей?
Еще одна из причин невзгод - это беспечное отношение к проблемам общества. Из-за грехов отдельных личностей Всевышний не посылает всеобщее наказание, однако, халатное отношение большинства к проблемам социума – это сигнал бедствия. Так пророк (с.а.с.) сказал: «В каком бы народе люди не совершали грехи и среди них есть те, кто в состоянии изменить это положение, [но они ничего не делают]. То близко то время, когда Аллах всех их накажет. (Абу Давуд, «Малахим», 17; Тирмизи, «Фитан»).
«Поистине, если люди будут видеть порицаемое, и [имея возможность] не будут изменять его, то близко то время, когда Аллах всех их охватит своим наказанием» (Абу Давуд, «Малахим», 17. Муснад, 1/2,5).
Ярким примером для этого служит кораническая история о обитателях селения живших на берегу моря, которых Аллах превратил из-за непокорности в обезьян. Среди наказанных оказались не только непосредственные участники греха, но и те, кто не останавливал преступников от их деяний.
Что касается Корана, то в нем акцентируется большое внимание на инвалидов, страдающих не столько физическими недостатками, сколько духовными. Людей не видящих истину, во многих аятах, Аллах сравнивает с инвалидами по зрению.
Таким образом, хотим мы того или нет, люди подвергаются различным испытаниям. Безусловно, Аллах не налагает на человека то, что он не в состоянии выполнить. Одни испытания приходят к нам, чтобы очистить от грехов, другие чтобы повысить уровень перед Аллахом, третьи в напоминание о благах, четвертые чтобы закалить человека, пятые создают условия для проявления благородных качеств (сострадание, взаимопомощь, альтруизм и др.).
Необходимо напомнить о том, что человек не должен просить у Всевышнего Аллаха трудности на свою голову, с той целью, чтобы приблизится с их помощью к Нему, так как при желании Аллах создаст другие, более приемлемые, причины которые позволят достичь поставленной цели. В связи с этим посланник Аллаха (с.а.с.) учил своих последователей испрашивать у Аллаха здоровье, безопасность и прибегать к Нему от различного рода несчастий.
«Просите у Аллаха прощение и жизненных сил». (Бухари «Джихад», 112, 156. Тирмизи «Да’ават», 84, 101, 128);
«Прибегайте к Аллаху от: тяжких испытаний, постижения несчастья, плохого удела и злорадства врагов». (Бухари «Кадар», 13, 156. Насаи «Исти’аза», 24, 31, 32)
«Не желайте встречи с врагом, но если вы с ним встретились, то терпите». (Бухари «Джихад», 112, 156. Абу Давуд «Джихад», 89, 156).
Однако, если трудности все же постигли человека, то нужно быть терпеливым, не жаловаться на судьбу и не искать виноватых на стороне. Нужно конструктивно действовать, чтобы выбраться из ямы, в которой он оказался, полагаясь на Аллаха и веря в то, что мир, в котором мы живем, лишь временная остановка на долгом пути в движении к раю и довольству Аллаха. Не забывая при этом о той великой награде, которую Аллах обещал своим терпеливым (сабирун) и стремящимся к совершенству (мухсинун) рабам.
Список источников и литературы
1) Коран
2) Баранов Х.К. Арабско-русский словарь: Ок. 42 000 слов. – 7-е изд., – М.: Рус. яз., 1989. – 928 с.
3) Винсинк. А. И. Му’джам муфахрис лиалфазы ал-хадис ан-набави (Словарь ключевых слов по пророческим хадисам). В 8 т. – Стамбул: «Издательство «Çağrı yayınları», 1988.
4) Захаби Шасутдин Мухаммад. Сияр а’алям ан-нубаля’. (Биографии выдающихся личностей). В 32 томах. Бейрут: Изд-во аль-Рисаля, 1992 г., Т. 4 – 642 с.
5) Зухайли Вахба. ат –Тафсир аль-Мунир. (Лучезарное толкование Корана). В 32 томах. Берут: Изд-во Дар аль-Фикр, 1991 г., Т. 25 – 298 с.
6) Ибн Кассир. Тафсир аль-Кур’ан аль-‘Азым. (Толкование великого Корана). В 6 томах. Бейрут: Изд-во аль-Хилял, 1990 г., Т. 5 – 252 с.
7) М’алуф Луис. Аль-Мунджид фи ал-луга (Помощник в языке) – толковый словарь арабского языка, издание тридцать третье, Бейрут: Дар ал-Машрик, 1992. – 1014 с.
8) Мухаммад Фу’ад Абдулбаки. Му’джам муфахрис лиалфазы ал-куран ал-карим (Словарь ключевых слов по благородному Корану). Каир: «Дарул-хадис», 1991 – 950 с.
9) Мустафа Са’ид аль-Хинн. Нузхатул-муттакин шарх рияд салихин. (Прогулка набожных – комментарии к книге «Сады праведных. Из слов господина посланников», автор Навави Яхья). В 2 томах. Бейрут: «Му’ассатур-рисаля», 2001 г., Т. 2 – 620 с.
10) Насафи Абдулла ибн Ахмад. Мадарику ат-танзиль ва хака’ик ат-т’авиль (Постижения ниспослания и истины толкования). В 3 томах. Берут: Изд-во Дар аль-Калам, 1989 г., Т. 3 – 2022 с.
11) Хинди Муттаки (ум. 975 / 1567). Канзуль ‘уммаль (Сокровищница для совершающих [благие] дела). В 18 томах. Берут: Изд-во Му’ассасатур - рисаля, 1989 г., Т. 6 – 772 с.
Теги:
rating: 2.85