А. Гатин. Педагогические взгляды Ф. Карими и советская действительность
22.06.2010
Рассуждения автора начинаются с вопроса «Что такое общественное воспитание?» Автор пишет: «Общественное воспитание можно понимать двояко: 1) кто должен заниматься воспитанием ребёнка – семья или школа? 2) для кого нужно воспитывать ребёнка: для себя или для общества? В дискуссии о воспитании оба вопроса считаются очень важными. Издавна по отношению к ним существуют разные мнения, есть сторонники и противники»[2]. Далее автор приводит доводы приверженцев семейного воспитания и их оппонентов из лагеря общественных воспитателей, делается краткий исторический экскурс по педагогическим практикам различных народов прошлого.
В новых социальных условиях роль и задачи общественного воспитания изменились. Теперь, по мнению автора, идёт бурное развитие техники и промышленности, меняется положение женщины в обществе, стоит задача обучения и воспитания детей на новых принципах. Одной из существенных проблем, препятствующих развитию детей, являются ужасные бытовые условия жизни рабочих семей, большая разница в уровне развития детей из бедных и обеспеченных семей. Особенно заботит автора нравственное и умственное развитие подрастающего поколения, условия формирования детского мировоззрения. Автор приводит данные опросов московских исследователей, согласно которым 17% детей не знают, что такое корова, лес, поле, огород, 30% никогда не были в лесу, 45% не собирали ягод и грибов. Все эти данные касаются обследования детей в городских условиях.
Касаясь ситуации в России в целом, автор подвергает анализу дореволюционный опыт и выражает свои симпатии инициативам новых властей. Ф. Карими полностью одобряет политику Советской власти по внедрению принципов общественного воспитания как одну из программ улучшения жизни рабочих В книге приводится довольно много цитат комиссара народного просвещения Луначарского.
В конце книги сформулированы нормы и меры реализации принципов общественного воспитания. Во-первых, пишет Ф. Карими, необходимо обратить внимание не только на школьный, но и на дошкольный период жизни ребёнка. Во-вторых, считает автор, семья не способна обеспечить должное воспитание ребёнка из-за отсутствия необходимых средств, изменения роли семьи под влиянием тенденций социально – экономического развития общества. В-третьих, значительная часть детей и без того остаётся без присмотра родителей, много сирот. Последние, как правило, попадают в приюты, которые становятся для них не местом воспитания, а местом заключения. Ф. Карими призывает немедленно исправить сложившееся положение, ввести в воспитание детей принцип физического и духовного воспитания личности ребёнка, создать условия для всестороннего развития детей, раскрытия их способностей[3].
Подвергаются критике существующие детские приюты, указывается на плохие условия содержания детей, отсутствие педагогических принципов в работе детских заведений. По мнению автора, такие приюты должны быть закрыты, а вместо них следует организовать воспитательные дома, соответствующие научно-педагогическим требованиям. Необходимо улучшить условия содержания детей, приблизив их к семейным, способствовать социальному и педагогическому совершенствованию работы воспитателей домов[4]. Кроме того, ввести систематическую подготовку воспитателей для детских заведений, для чего следовало открыть специализированные учебные заведения. Сеть детских учреждений должна работать не только в городах, но и в сельской местности. Важное внимание необходимо уделить реабилитации больных детей в специализированных приютах[5].
Относительно воспитания городских детей автор считает нужным внедрить трудовое обучение. В целом, детское воспитание и образование, досуг должны были стать системными и многоуровневыми: 1) детские сады, детские площадки; 2) начальная школа; 3) вспомогательные и специализированные классы для отвергнутых сверстниками детей; 4) детские клубы; 5) подростковые клубы; 6) игровые и спортивные площадки; 7) детские театры и кинотеатры; 8) детские библиотеки и читальни; 9) художественные и музыкальные классы.
Тот факт, что Ф. Карими написал работу, посвященную проблеме общественного воспитания детей, прежде всего, говорит нам об актуальности этого вопроса для автора. Первая половина 20-х гг. ХХ в. в жизни Ф. Карими была тесно связана с педагогической работой в новых, меняющихся социальных условиях. На смену прежним новометодным и традиционным мектебам и медресе приходит советская школа. В то же время всё ещё сказываются последствия длительного социального кризиса периода Гражданской войны. Следует сказать, что работа «Общественное воспитание», изданная на татарском языке, естественно, предназначалась, главным образом, для татарских педагогов. Но проблемы, поднятые автором в работе, и предложенные пути решения имели общий характер для системы учебно – воспитательных учреждений всей страны. Ф. Карими исходил из: 1) комплексного подхода к созданию системы общественно-воспитательных и образовательных учреждений; 2) необходимости гармоничного и всестороннего развития личности ребёнка независимо от социального происхождения, мер преодоления негативных воздействий социальной среды; 3) поддержки инициатив Советской власти по модернизации образовательно – воспитательной системы в сторону её демократизации и гуманизации[6].
Некоторые из идей Ф. Карими опередили своё время. Так, например, его идея создания санаториев и специализированных детских домов для больных и неполноценных детей – некое подобие современных центров реабилитации. Ещё одно желание Ф. Карими: чтобы дети, находящиеся в детских домах, посещали обычные средние школы наравне со своими сверстниками из обычных семей, что способствовало бы воспитанию сирот в общественной среде. Это также актуальная сегодня проблема социализации детей и подростков, попавших в трудную ситуацию.
Привлекает внимание предложенный план развития общих и специальных детских учреждений, различные мероприятия по воспитанию и обучению подрастающего поколения. Их реализации Ф. Карими придавал особое значение. Педагог не ставил перед системой образования идеологических целей. Главным для него было гармоничное развитие физического, нравственного и умственного потенциала ребёнка, гуманистический подход к воспитанию, научно-педагогические принципы работы педагогов с детьми во всех детских учреждениях. В этом, пожалуй, главное отличие взглядов Ф. Карими от провозглашённых Луначарским принципов. Последний придавал воспитанию важное значение для борьбы с остатками старого строя, формирования нового социалистически воспитанного человека (т. е. педагогика и идеология оказывались тесно связаны друг с другом)[7]. В книге Ф. Карими на первом месте стоит гуманизм, забота о детях как будущем страны, преодоление негативных воздействий окружающего мира на формирующееся мировоззрение детей, общественное воспитание как новый, более совершенный метод развития личности ребёнка, т. е. для него была важна взаимосвязь педагогики и ребёнка в конкретных социально – исторических условиях[8]. Можно сказать, что гуманистические воззрения зрелого Ф. Карими на проблему воспитания являются продолжением и развитием его просветительского мировоззрения более раннего периода.
К сожалению, данная работа на долгое время оказалась забытой. Лишь в последнее годы, в связи с ростом интереса к национальной педагогической мысли, вновь стали обращать внимание на труды татарских педагогов 20-х годов ХХ в.[9] Книга «Общественное воспитание» выражает не только настроение и идеи времени, но и отношение автора к ним, его мировоззренческие позиции. Положительно оценивая преобразования в области просвещения и воспитания детей, он, тем не менее, имел свой взгляд на пути решения стоящих проблем. Как уже было сказано, Ф. Карими в своей работе проводит мысль о необходимости гармоничного, разностороннего развития ребёнка независимо от его социального происхождения и видит в ребёнке, прежде всего, будущего человека, члена общества. В настоящее время работа «Общественное воспитание» Ф. Карими может рассматриваться как оригинальная педагогическая работа в истории развития татарской педагогической мысли 20-х годов ХХ в.
1. Проблема общественного воспитания была представлена и в других работах на татарском языке, в т. ч. в переводной литературе. См.: Шульгин В. Иҗтимагый тәрбиянең төп мәсьәләләре / М. Сафин тәрҗ. – Казан, 1925. 100 б.
2.Кәрими Ф. Иҗтимагый тәрбия (Балалар яшендә). – Казан, 1924.. – 3 б.
3.Там же. – С. 52 - 53.
4.Там же. – С. 55 – 56.
5.Там же. – С. 53 – 54.
6.В настоящее время хорошо известно о том, как резко контрастировала официальная советская идеология с реальным политических курсом Советского государства. Люди того времени ощущали своё время и происходящее в настоящем моменте и перспективно (в отличие от нашего ретроспективного восприятия советского прошлого). Поэтому для них было совершенно естественным «наивное доверие» новым властям, стремление внести свой вклад в преобразование действительности. Ф. Карими был участником этого процесса и не мог предугадать тяжелых последствий реального политического курса.
7.Кәрими Ф. Иҗтимагый тәрбия. – 47 – 51 бб.
8.Там же. – С. 51 – 56.
9. Шарафутдинов З. Т. История педагогики Татарстана. – Казань, 1998. – С. 158.
А. Гатин. Педагогические взгляды Ф. Карими и советская действительность
В первые десятилетия советской власти татарская интеллигенция оказалась перед выбором: признавать или нет новые социально-политические реалии, продолжая служить интересам своего народа. Признав образовательную политику новых властей, Ф. Карими продолжил свою деятельность в образовательной сферы. Об этом свидетельствует его оригинальная по содержанию работа «Иҗтимагый тәрбия» («Общественное воспитание»), изданная в 1924 г. в Казани. Название работы не случайно, оно отражает настроение и идеи своего времени. Новые власти поставили перед собой масштабную задачу – несмотря на трудные социально – экономические условия, провести полное переустройство жизни общества на новых принципах. Важной задачей сферы образования было провозглашено внедрение всеобщего образования, ликвидация безграмотности среди взрослого населения. Всё это требовало коренного изменения не только системы образования, но и методик обучения в школе. Все чаще звучали призывы к внедрению общественных принципов обучения и воспитания. Этому и посвящена книга Ф. Карими, ставшая его единственной педагогической работой советского периода[1].Рассуждения автора начинаются с вопроса «Что такое общественное воспитание?» Автор пишет: «Общественное воспитание можно понимать двояко: 1) кто должен заниматься воспитанием ребёнка – семья или школа? 2) для кого нужно воспитывать ребёнка: для себя или для общества? В дискуссии о воспитании оба вопроса считаются очень важными. Издавна по отношению к ним существуют разные мнения, есть сторонники и противники»[2]. Далее автор приводит доводы приверженцев семейного воспитания и их оппонентов из лагеря общественных воспитателей, делается краткий исторический экскурс по педагогическим практикам различных народов прошлого.
В новых социальных условиях роль и задачи общественного воспитания изменились. Теперь, по мнению автора, идёт бурное развитие техники и промышленности, меняется положение женщины в обществе, стоит задача обучения и воспитания детей на новых принципах. Одной из существенных проблем, препятствующих развитию детей, являются ужасные бытовые условия жизни рабочих семей, большая разница в уровне развития детей из бедных и обеспеченных семей. Особенно заботит автора нравственное и умственное развитие подрастающего поколения, условия формирования детского мировоззрения. Автор приводит данные опросов московских исследователей, согласно которым 17% детей не знают, что такое корова, лес, поле, огород, 30% никогда не были в лесу, 45% не собирали ягод и грибов. Все эти данные касаются обследования детей в городских условиях.
Касаясь ситуации в России в целом, автор подвергает анализу дореволюционный опыт и выражает свои симпатии инициативам новых властей. Ф. Карими полностью одобряет политику Советской власти по внедрению принципов общественного воспитания как одну из программ улучшения жизни рабочих В книге приводится довольно много цитат комиссара народного просвещения Луначарского.
В конце книги сформулированы нормы и меры реализации принципов общественного воспитания. Во-первых, пишет Ф. Карими, необходимо обратить внимание не только на школьный, но и на дошкольный период жизни ребёнка. Во-вторых, считает автор, семья не способна обеспечить должное воспитание ребёнка из-за отсутствия необходимых средств, изменения роли семьи под влиянием тенденций социально – экономического развития общества. В-третьих, значительная часть детей и без того остаётся без присмотра родителей, много сирот. Последние, как правило, попадают в приюты, которые становятся для них не местом воспитания, а местом заключения. Ф. Карими призывает немедленно исправить сложившееся положение, ввести в воспитание детей принцип физического и духовного воспитания личности ребёнка, создать условия для всестороннего развития детей, раскрытия их способностей[3].
Подвергаются критике существующие детские приюты, указывается на плохие условия содержания детей, отсутствие педагогических принципов в работе детских заведений. По мнению автора, такие приюты должны быть закрыты, а вместо них следует организовать воспитательные дома, соответствующие научно-педагогическим требованиям. Необходимо улучшить условия содержания детей, приблизив их к семейным, способствовать социальному и педагогическому совершенствованию работы воспитателей домов[4]. Кроме того, ввести систематическую подготовку воспитателей для детских заведений, для чего следовало открыть специализированные учебные заведения. Сеть детских учреждений должна работать не только в городах, но и в сельской местности. Важное внимание необходимо уделить реабилитации больных детей в специализированных приютах[5].
Относительно воспитания городских детей автор считает нужным внедрить трудовое обучение. В целом, детское воспитание и образование, досуг должны были стать системными и многоуровневыми: 1) детские сады, детские площадки; 2) начальная школа; 3) вспомогательные и специализированные классы для отвергнутых сверстниками детей; 4) детские клубы; 5) подростковые клубы; 6) игровые и спортивные площадки; 7) детские театры и кинотеатры; 8) детские библиотеки и читальни; 9) художественные и музыкальные классы.
Тот факт, что Ф. Карими написал работу, посвященную проблеме общественного воспитания детей, прежде всего, говорит нам об актуальности этого вопроса для автора. Первая половина 20-х гг. ХХ в. в жизни Ф. Карими была тесно связана с педагогической работой в новых, меняющихся социальных условиях. На смену прежним новометодным и традиционным мектебам и медресе приходит советская школа. В то же время всё ещё сказываются последствия длительного социального кризиса периода Гражданской войны. Следует сказать, что работа «Общественное воспитание», изданная на татарском языке, естественно, предназначалась, главным образом, для татарских педагогов. Но проблемы, поднятые автором в работе, и предложенные пути решения имели общий характер для системы учебно – воспитательных учреждений всей страны. Ф. Карими исходил из: 1) комплексного подхода к созданию системы общественно-воспитательных и образовательных учреждений; 2) необходимости гармоничного и всестороннего развития личности ребёнка независимо от социального происхождения, мер преодоления негативных воздействий социальной среды; 3) поддержки инициатив Советской власти по модернизации образовательно – воспитательной системы в сторону её демократизации и гуманизации[6].
Некоторые из идей Ф. Карими опередили своё время. Так, например, его идея создания санаториев и специализированных детских домов для больных и неполноценных детей – некое подобие современных центров реабилитации. Ещё одно желание Ф. Карими: чтобы дети, находящиеся в детских домах, посещали обычные средние школы наравне со своими сверстниками из обычных семей, что способствовало бы воспитанию сирот в общественной среде. Это также актуальная сегодня проблема социализации детей и подростков, попавших в трудную ситуацию.
Привлекает внимание предложенный план развития общих и специальных детских учреждений, различные мероприятия по воспитанию и обучению подрастающего поколения. Их реализации Ф. Карими придавал особое значение. Педагог не ставил перед системой образования идеологических целей. Главным для него было гармоничное развитие физического, нравственного и умственного потенциала ребёнка, гуманистический подход к воспитанию, научно-педагогические принципы работы педагогов с детьми во всех детских учреждениях. В этом, пожалуй, главное отличие взглядов Ф. Карими от провозглашённых Луначарским принципов. Последний придавал воспитанию важное значение для борьбы с остатками старого строя, формирования нового социалистически воспитанного человека (т. е. педагогика и идеология оказывались тесно связаны друг с другом)[7]. В книге Ф. Карими на первом месте стоит гуманизм, забота о детях как будущем страны, преодоление негативных воздействий окружающего мира на формирующееся мировоззрение детей, общественное воспитание как новый, более совершенный метод развития личности ребёнка, т. е. для него была важна взаимосвязь педагогики и ребёнка в конкретных социально – исторических условиях[8]. Можно сказать, что гуманистические воззрения зрелого Ф. Карими на проблему воспитания являются продолжением и развитием его просветительского мировоззрения более раннего периода.
К сожалению, данная работа на долгое время оказалась забытой. Лишь в последнее годы, в связи с ростом интереса к национальной педагогической мысли, вновь стали обращать внимание на труды татарских педагогов 20-х годов ХХ в.[9] Книга «Общественное воспитание» выражает не только настроение и идеи времени, но и отношение автора к ним, его мировоззренческие позиции. Положительно оценивая преобразования в области просвещения и воспитания детей, он, тем не менее, имел свой взгляд на пути решения стоящих проблем. Как уже было сказано, Ф. Карими в своей работе проводит мысль о необходимости гармоничного, разностороннего развития ребёнка независимо от его социального происхождения и видит в ребёнке, прежде всего, будущего человека, члена общества. В настоящее время работа «Общественное воспитание» Ф. Карими может рассматриваться как оригинальная педагогическая работа в истории развития татарской педагогической мысли 20-х годов ХХ в.
1. Проблема общественного воспитания была представлена и в других работах на татарском языке, в т. ч. в переводной литературе. См.: Шульгин В. Иҗтимагый тәрбиянең төп мәсьәләләре / М. Сафин тәрҗ. – Казан, 1925. 100 б.
2.Кәрими Ф. Иҗтимагый тәрбия (Балалар яшендә). – Казан, 1924.. – 3 б.
3.Там же. – С. 52 - 53.
4.Там же. – С. 55 – 56.
5.Там же. – С. 53 – 54.
6.В настоящее время хорошо известно о том, как резко контрастировала официальная советская идеология с реальным политических курсом Советского государства. Люди того времени ощущали своё время и происходящее в настоящем моменте и перспективно (в отличие от нашего ретроспективного восприятия советского прошлого). Поэтому для них было совершенно естественным «наивное доверие» новым властям, стремление внести свой вклад в преобразование действительности. Ф. Карими был участником этого процесса и не мог предугадать тяжелых последствий реального политического курса.
7.Кәрими Ф. Иҗтимагый тәрбия. – 47 – 51 бб.
8.Там же. – С. 51 – 56.
9. Шарафутдинов З. Т. История педагогики Татарстана. – Казань, 1998. – С. 158.