Руслан Айсин: Ислам является духовным стержнем татарского народа
К сожалению, довольно часто приходится слышать, что татарские националисты далеки от Ислама, даже появился такой термин, как “светские татары”. Постоянно пытаются определить приоритеты – что важнее: национальность или ислам, отделяя почему-то татар от ислама, что, на мой взгляд, абсурдно. Большинство молодых националистов – практикующие мусульмане: читают намаз, ходят в мечеть, разбираются в исламе не хуже тех, кто посвятил его изучению всю свою жизнь.
Ислам настолько впитался в жизнь и быт татар, что порой мы его не замечаем, не можем определить татарское это или мусульманское. Высоконравственное почитание гостя (а татары очень гостеприимный народ), уважение к старшим, милосердие и заботливое отношение к младшим, удовлетворение желаний родителей и забота о них – основы этих и других полезных обычаев вытекают из ислама. Ведь даже такая известная на весь мир татарская традиция не ходить в гости без гостинца – из ислама. Один из хадисов гласит: “Гость приходит со своим ризыком, а уходит, очистив людей этого дома от грехов”.
Татарин, не считающий себя мусульманином, не позволит себе придти в гости с пустыми руками, в то время как многие мусульмане пренебрегают этой, как им кажется, татарской традицией. И, несмотря на все это, некоторые религиозные деятели почему-то отделяют ислам от татарских националистов, хотя националисты – это те же татары, просто с гипертрофированным чувством ответственности за будущее своего народа. И утверждать, что тот или иной представитель национального движения не мусульманин, мы не имеем право. Читает он намаз или не читает, держит пост или не держит – это его личное дело, но если он уверовал в Единого Бога, то он уже мусульманин, и не нам его судить.
И, если делать умозаключение из всего вышесказанного, напрашивается вывод – если татарин придерживается вековых традиций своего народа, осознавая то или нет, но он в определенной мере живет по исламским нормам. Ну а то, что кто-то до сих пор не может избавиться от атеистического прошлого, то мы со своей стороны должны им помогать, а не осуждать.
Развеять этот миф, мы попытались с Председателем Всемирного форума татарской молодежи, координатором движения нового поколения “Үзебез” Русланом Айсиным.
Руслан, что ты можешь сказать по поводу попытки разделить понятия национальности и религии?
Так сложилось исторически, что татары, а до этого булгарские племена, проживающие на территории Волго-Камского региона официально приняли ислам в 922 году, а согласно различным источникам ислам существовал и до официального принятия его как государственной религии. С этого времени ислам начинает глубоко проникать в социальную и этническую ткань живущих там народов и становится главной цивилизационной матрицей этого региона. Это позволяет развиваться искусству, письменности, появляется литература, т.е. ислам дает мощный толчок к развитию всех сфер жизнедеятельности, в т.ч. и духовных сфер Булгарского государства. Потом с приходом и с возникновением Золотой Орды, Золотая Орда официально принимает ислам при Узбек хане и данное время считается эпохой расцвета Золотой Орды.
И вообще, вплоть до революции понятие мусульманин и татарин не разделялось, не было резкой дихотомии татарин или мусульманин, т.е. магометанин и татарин являлись синоминичнымы понятиями. Разделение же происходит в начале 20 века, ну а после революции находит свое более резкое, более точное выражение.
Что касается некоторых мнений по поводу того, что те люди, которые ратуют за рост национального самосознания и развитие национального мироощущения, далеки от ислама, это, на мой взгляд, неправильно. Дело в том, что вообще лидеры или активисты татарских национальных организаций в конце 1980-х, начале 1990-х годов стояли и у истоков возрождения ислама, они в т.ч. отвоевывали мечети, они поднимали знамя ислама и т.д. Они выходили вместе с нашими священнослужителями на различные митинги, акции, у них были общие требования. Уже потом, когда политически наши лидеры национальных движений стали не нужны, этот вопрос отпал.
Но на самом деле меня вообще глубоко беспокоит то, что некоторые наши духовные иерархии, а мне несколько раз приходилось слышать, что они имеют исключительное право на трактовку ислама как единственные носители какого-то оперативного или такого сакрального знания, являясь узурпаторами этих религиозных ценностей, находясь в рамках этого ринга, диктуют свои условия, разделяя есть религиозное, а есть светское, хотя сами прекрасно понимают, что в исламе такого разделения в принципе быть не может, одно от другого неотделимо. Но видимо, это секулярное мировосприятие в подсознании у них так глубоко сидит, что они сами, говоря об этом, эти же вещи и проецируют.
С одной стороны говорят, что в исламе нет такого разделения, а с другой сами же говорят, вот ислам, а вот светское. Поэтому, я считаю это глубоко неправильным, более того, есть четкие Коранические указания – аяты Корана – гласящие о том, что Всевышний создал человечество народами, чтобы они познавали друг друга, изучали друг друга. Понятно, что у каждого народа разные ментальные особенности, какие-то национальные черты и в данном случае татарское национальное самосознание никак не противоречит исламскому мировосприятию более того, я могу сказать, что ислам вкупе с национальным самосознанием позволил татарам сохраниться как высокоразвитый этнос.
Насколько я знаю, в этом году ты собирался совершить Хадж, но тебе в самый последний момент отказали в визе. Какова была официальная причина отказа?
Во-первых, сотрудники тура, через который мы планировали ехать, случайно или не случайно, забыли отвезти мой паспорт в посольство. После этого, они позвонили мне накануне запланированной даты выезда и сказали, что забыли мой паспорт, а визовый отдел уже закрыт. Потом мы обратились к нашим знакомым в Москве, они переговорили и организовали нам встречу с сотрудниками посольства Саудовской Аравии в Москве. Пришлось срочно выехать в Москву.
В общем-то, они были согласны поставить визу, хотя все сроки уже прошли, но после того, как они узнали, через какого туроператора я еду, мне было отказано. На наш вопрос, по какой причине, они ответили, что данная организация дискредитировала себя, нечистоплотно себя вела. Поэтому мне было отказано.
Когда я готовилась к интервью, я попыталась навести справки. Однако, по телефону мне получить какую либо информацию не удалось, но по данным официального сайта Идель хадж квота, выделенная для Татарстана, полностью освоена. Все 2000 паломников получили визы.
По-моему, на этом нашу беседу можно было бы и закончить – Председатель Всемирного Форума татарской молодежи (т.е., по сути, лидер национального молодежного движения), человек, всей душой радеющий за будущее своего народа, прилагающий немалое усилие для его развития, в то же время и правоверный мусульманин, намеревавшийся совершить Хадж.
Однако, погорим о деятельности Форума. Ведется ли в рамках Форума какая либо работа по религиозному воспитанию татарской молодежи?
Мне не очень нравится словосочетание «религиозное воспитание», мне ближе – воспитание в духе ислама. Мы считаем, что ислам является духовным стержнем татарского народа и, поэтому, воспитание и развитие молодежи в духе ислама, в духе высоконравственных идеалов, высоких духовных начал является для нас одним из приоритетов своей деятельности.
На IV Всемирном Форуме татарской молодежи, который проходил в августе и пришелся на священные дни Рамазана, было очень много постящихся, для них были созданы специальные условия для соблюдения поста, для чтения намаза. И из шести секций, которые действовали в рамках работы Форума, одна секция была посвящена исламскому вопросу «Ислам и молодежь», на которой было рассмотрено, какие проблемы существуют у молодежи, какие вопросы ее волнуют. Более того, по итогам Форума у нас был избран руководящий орган (Совет ВФТМ – прим. Г.Б.), были созданы восемь комиссий, одна из которых занимается именно вопросами религиозного характера, ее курирует человек, хорошо интегрированный в исламское вероучение.
Ну и естественно стараемся участвовать в событиях, связанных с исламскими праздниками, уделяем большое внимание именно пропаганде духовно-нравственных начал в обществе и вообще считаем, что молодежь не должна быть духовно обездоленной.
Для нас, как людей исповедующих ислам, понятно, что не может быть никаких других духовных практик, других духовных мировоззрений и духовных идеологий кроме как исламской.
Среди татарских активистов в регионах, а также среди членов Совета ВФТМ есть действующие религиозные деятели и имамы. Это и Марат Салимов – глава Департамента информации ДУМ Мордовии, и Руслан Нурмаметов – имам хатиб Соборной мечети Екатеринбурга (был в составе Совета III Форума), и Равиль Сейфетдинов – руководитель издательского отдела ДУМ Нижегородской области и многие-многие другие. Очень много практикующих мусульман: более 100 делегатов Форума из 500 держали пост, несмотря на то, что были в пути и могли его не держать. В этом свете глупо утверждать, что все они далеки от Ислама.
Твои единомышленники ничуть не сомневаются в том, что отказ в визе связан с твоей общественной деятельностью. Если бы ты знал, что твоя деятельность по защите и отстаиванию прав татарского народа обернется именно таким образом, ты бы занялся чем-нибудь другим?
Естественно, такие мысли меня посещали, но на все воля Всевышнего, чему быть, того не миновать. Действительно, меры по отказу в визе выглядели более, чем странными, были еще некоторые моменты, которые я не хочу озвучивать, считаю это не нужным, пусть люди, которые способствовали этим вещам, сами подумают над этим.
В любом случае, я считаю, что тот путь, на который я давно встал, путь общественный, который сейчас перемешался и с политическим, - это путь, который я выбрал сознательно, на котором я нахожусь уже достаточно долгое время, и не вижу иного пути. Сойти с него сейчас было бы не просто неправильным, но и преступлением против своей совести.
Как говорится «так тяжкий млат, дробя стекло, кует булат». В постоянной борьбе, в постоянном давлении мы только закаляемся. Тот же Ницше сказал: «что нас не убивает, то делает нас сильнее». Будем считать, что из всей ситуации мы выйдем еще более умными, еще более сильными.
Т.к. мы живем в составе России, то не можем оставаться равнодушными и к процессам, которые сейчас происходят в масштабе страны. Сверх существующего муфтията создается еще один, как на уровне страны, так и на уровне Москвы. Как ты считаешь, то, что творится сейчас в российской исламской умме делается исключительно в личных интересах или все же в интересах мусульман?
Я думаю, что здесь изначально, в корне не то и не другое. Здесь в истоке, на мой взгляд, лежит политическая борьба в России, где опять-таки тема ислама, тема Кавказа, тема инородцев должна стать центральной. Давно уже не секрет, что происходит противоборство между двумя находящимися у власти кремлевскими товарищами, которая происходит не на личностном уровне, а на уровне аппаратов. Естественно, каждая из сторон пытается провоцировать или же подставить таким образом вторую.
Не секрет, что Равиль Гайнутдин был человеком, очень близким к Лужкову. И его начали сейчас прижимать, создали новую организацию (Всероссийский Муфтият – прим Г.Б.), она возникла буквально перед известными событиями на Манежной площади. Видимо, она тоже должна была сыграть какую-то определенную роль в этой большой политической заварушке.
Поэтому я считаю, что все эти всевозможные духовные управления, которые создаются якобы для консолидации, в конечном итоге способствуют расколу, фитне между уммой. Если интеллектуалам все понятно что к чему, то простому обывателю, простому человеку очень сложно разобраться, он еще живет в плену того ощущения, как в христианстве, что церковь – это некое такое сакральное таинство, институт безподобных безгрешных товарищей, которые даже не ходят по земле, а буквально порхают, махая крыльями. Такое ощущение у наших обывателей еще присутствует.
Поэтому такие вот якобы духовные лидеры и нужны для того, чтобы дезориентировать по-всякому. На мой взгляд, от того, что будет одно духовное управление или их там будет 849, если они не будут отстаивать интересы мусульманского населения, толку от них не прибудет на самом деле.
То, что Равиль Гайнутдин выступил с заявлением и, собственно говоря, сказал так, как есть, и то, что на него потом навалились как на какого-то безумца, показатель того, что борьба идет очень серьезная не только среди наших духовных лидеров, но и в политических верхах.
Поэтому, хотелось бы, чтобы мусульмане, и те лица, которые называют себя духовными лидерами ислама, не поддавались на всевозможные провокации, не пытались играть с шулером в карты, зная, что заведомо проиграют, а пытались как-то консолидировать свою позицию, попытались более здраво оценить ситуацию и, исходя из этого, принимать более правильные решения.
Раз уж ты затронул тему «манежа», давай немного поговорим и об этом. Какую оценку можешь дать этим событиям?
На мой взгляд, то, что произошло на Манежной площади, это ужасно, это очень страшно и прискорбно в том смысле, что Россия – страна многонациональная, и те люди, которые кричат, что Россия для русских, Россия за Великую Русь, на самом деле всеми своими действиями только способствуют ее дезинтеграции и развалу. Если не принимают кавказцев, то кавказцы с полным правом будут говорить тогда «что нам делать в России», если бьют человека из-за его разреза глаз, то такой человек не будет отождествлять себя с этой страной, будет нарастать общий уровень напряжения и отчуждения.
Повторюсь еще раз, все это – политические заигрывания. Но такие заигрывания могут очень серьезно закончиться, этот националистический монстр может выйти из-под управления и прийти к власти, как это произошло в Германии, где, казалось бы, смешной и наивный по своей форме пивной путч выразился в национал-социализме в очень жесткой тоталитарной форме. И те люди, которые присутствовали на Манежной площади, не стесняясь вскидывали руку в гитлеровском приветствии, некоторые группировки открыто исповедуют фашистскую идеологию. Это так резко коррелирует с тем, что наши деды и прадеды отдали жизни борьбе против фашизма и победили эту чуму 20 века. Именно они спасли мир от неминуемой, как тогда казалось, тирании под водительством сумасшедшего Гитлера.
Такая эклектика, на мой взгляд, может привести к тому, что если ситуация выйдет из-под контроля, то Россию ожидают тяжелые времена, в т.ч. она будет гореть по периметру Кавказа. Эта тема многострадального Кавказа, который уже на протяжении 20 лет буквально топят в крови, и сейчас опять на них все списывают, все скидывают, может привести к тому, что Кавказ не выдержит и взорвется, если взорвется Кавказ, взорвется Россия. На мой взгляд, Россию подпирает Кавказ. Если Кавказа не станет, то не станет и России, однозначно. Надо это четко понимать. Необходимо сохранить мир и стабильность в этом ключевом регионе.
Что ты, как Председатель Всемирного Форума татарской молодежи, можешь посоветовать нашим ребятам в Москве, да и не только в Москве? Как татарской молодежи вести себя в данной ситуации? Ведь татары живут не только в Казани, но и по всей России, и в Москве нас не мало.
Да. На мой взгляд, татары, прежде всего, должны показать тем людям, которые вышли на тропу войны с ксенофобскими знаменами и фашистскими лозунгами, свое не согласие с этой преступной позицией. Нужно солидаризироваться с теми, кто препятствует и выступает против этого, ну и проявить солидарность с теми людьми, которые пострадали от действия этих людей. И ни в коем случае, конечно же, не поддаваться на различные провокации типа «свой-чужой».
Россия – такой же дом, как для татар, так и для русских, мы здесь испокон веков живем. Нужно об этом помнить и ни в коем случае не чувствовать себя ущербно и не комплексовать, а помнить что это наша общая Родина. Другой у нас нет.
Вернемся к событиям в Татарстане. Здесь у нас есть некие «эксперты», которые сначала пытались отделить кряшен от татар перед переписью, перепись благополучно прошла и на данный момент этот вопрос уже не актуален. Затем они принялись за мусульман, делят мусульман на вахаббитов-салафитов и прочих, пытаются столкнуть нас лбами, что им пока тоже не удалось. Теперь они пытаются столкнуть лбами татарскую молодежь, в частности пытаются настроить Союз татарской молодежи «Азатлык» во главе с Наилем Набиуллиным против активистов Всемирного форума татарской молодежи, несмотря на то, что активная татарская молодежь – это очень узкий круг. Те, кто входит в Форум, также активно участвуют и в мероприятиях, проводимых СТМ «Азатлык». Акивисты «Азатлыка» включаются в работу Форума. В Координационный Совет Форума входят некоторые координаторы движения «Үзебез», т.е. все очень тесно связаны. У нас одни задачи, одна цель. Что скажешь по этому поводу?
Попытки такие действительно есть, я это давно замечал, не заметить это может только глубоко слепой или глубоко глупый человек, т.к. такие попытки присутствуют со стороны так называемых «экспертов».
На мой взгляд, эта политика достаточно четко понятна и задачи, которые они выполняют, тоже явны и понятны, потому что если человек эксперт, то он занимается узкой проблемой. Есть он эксперт по кряшенам, то он занимается только этим вопросом, а не перескакивает через месяц на проблему взаимодействия ваххабитов и традиционалистов, т.е. человек не может быть экспертом в абсолютно разных сферах.
Здесь очевидно, что это был политический заказ определенных их кураторов, но, видимо, исполнителей подобрали не самых хороших, не самых компетентных, а, может быть, подобрали не компетентных, потому что не каждый компетентный и умный человек пойдет на то, чтобы запятнать свою репутацию. Если это действительно хороший эксперт, то ему это абсолютно ни к чему.
Попытки политики «разделяй и властвуй» они, конечно, присутствуют. На уровне старшего поколения татарских национальных лидеров это ощущалось, все-таки борьба за лидерство была всегда. А среди молодежи таких явных поползновений не было. И это видимо кого-то очень сильно беспокоило, и они решили «запустить процесс».
Действительно, этот татарский актив гомогенный, туда входят практически одни и те же люди, они находятся по периметру разных организаций, которые разделяются по способам решения одних и тех же задач. А в целом, цель у нас у всех одна – развитие татарского народа, сохранение нашей духовной идентичности.
То, что некоторые наши соратники поддаются этим провокациям, это, конечно, очень прискорбный факт, и, на мой взгляд, просто не от большого ума и отсутствия опыта. Говорить, что я такой один Данко-герой стою, а вокруг меня полчища врагов, и я от них отбиваюсь, понятно, что это максимализм. Но это не отражает объективную реальность.
А по поводу этих товарищей еще хотелось бы сказать, что вместо того, чтобы лезть в чужой монастырь, лучше бы прибрались у себя в предбаннике. Может, им от этого легче стало бы. И я им это советую, очень серьезно.
Возвращаясь к вопросу, с которого началось наше интервью, хотелось бы отметить, что глядя на современных татарских активистов, понимаешь насколько несправедливо в отношении них разделение понятий религии и нации. Скорее многим нашим мусульманским деятелям необходимо обратиться к своей родной культуре, языку, традициям. Ведь один из хадисов гласит: «Кто любит свой народ, того и Аллах в Судный день воскресит среди своих».
Да. Раз мы живем в Татарстане, представители татарского народа, мы неизбежно должны и развивать свой народ. Конечно, в исламе существует интернационализм, на первое место ставится общеисламская солидарность, но, в то же время, раз Всевышний создал людей такими, какие они есть: народами, племенами; и если традиции, существующие в народе, не противоречат исламу, их необходимо сохранять и приумножать, потому что это уникальное достояние. Не у каждого народа такое есть.
Если кавказские адаты на самом деле противоречат исламу, то в татарских традициях, в татарских обычаях сложно найти такие, которые являются антитезой исламскому вероучению. А ведь у нас есть обряды, сохранившиеся еще с языческих времен, которые не противоречат исламу, это говорит о том, что татары – народ, который был подготовлен к тому, чтобы принять монотеизм, соответственно, такой духовный, высококультурно развитый народ как татары, является уникальным достоянием и примером для других. А если просто взять в чистом виде и выбить сейчас из татар подпорку, которая существовала, еще непонятно, что будет.
Эти люди, на мой взгляд, мыслят немного не в том ключе. Все-таки существует психея народа, коллективно-бессознательное народа, существуют его ментальные установки и т.д. и т.п. Если сегодня это просто взять и вычленить, еще не понятно, что получится и что на самом деле лучше. Тут стоит, действительно, задуматься над тем, что национальное самосознание необходимо нивелировать, это вещь, которая де-факто существует, если его убрать, то чем его заменить? Как мы знаем, природа не терпит пустоты.
Поэтому, что плохого, если человек будет знать родной язык, культуру, литературу, приобщаться к ней, тем более, что она все-таки пропитана мусульманскими мотивами.
Беседовала Гульназ БАДРЕТДИН
Количество показов: 12064