Исламские новости

Следы Пророка (мир ему) – настоящие или подделка? 27 Июля 2022

Следы Пророка (мир ему) – настоящие или подделка?

В исламском мире достаточно часто встречаются артефакты, представляющие собой приписываемый Посланнику Аллаха (а.с.) след ноги на камне или глиняном полу.

Подобные святыни, именуемые накш-и кадам-и саадат «след благословенной ноги» или кадам-и шериф, относят к разным пророкам. Передаются предания о том, что они появлялись, когда те ступали на камень или твердую землю. Такие следы встречаются по всему свету и относятся к разным религиям. Их приписывают разным персонажам – от Будды до Али (р.а.). Самый известный из подобных артефактов – это находящийся в Запретной мечети. Согласно преданиям, он принадлежит пророку Ибрахиму (а.с.). Муджахид, один из толкователей Корана из поколения табиинов, считал, что под словом «знамение» («аят») в стихе «В нем есть ясные знамения – место Ибрахима» (Ал-и Имран 3/97) имеется в виду этот след (Табари, Камиль-байан, IV, 11). Как сообщается в преданиях, преследующие Посланника Аллаха (с.а.в.) во время его переселения (хиджра) нашли его следы похожими на след Ибрахима (а.с.) (Ибн Хаджар, III, 292).

Самый важный из кадам-и шариф, приписываемых нашему Пророку (а.с.), находится на камне в Куполе Скалы в Иерусалиме. Сообщается, что он был оставлен во время Вознесения (Мирадж). Египетский историк Ахмад Таймур-паша (1871-1930) приводит подробные сведения о других подобных следах. Как он пишет, их насчитывается, в целом, семь. Четыре из них находятся в Египте, а остальные – в Иерусалиме, Стамбуле и Таифе. Один из египетских следов хранится в Рибат аль-асаре, который позже был переименован в Масджид асари ан-наби (Мечеть следа Пророка), а другой – в гробнице султана Каит-бея. Последний отпечаток турецкий султан Ахмед I купил за 20 000 динаров и приказал доставить в Стамбул, чтобы установить у изголовья своей могилы. Но когда получил во сне предостережение, то велел сделать копию следа, а оригинал отправить обратно. По этому поводу Ахмед I даже написал четверостишие:

Стань следами Посланника Аллаха,

Обладатель этого следа – розарий пророческой миссии.

О Ахмад, прикоснись лицом к следам той розы.

kadem-i-serif-1.jpg

Третий из кадам-и шериф Египта находится в гробнице Ахмада Бадави в Танте, а последний – в гробнице Юнуса Эмре в деревне Бернебиль. Отпечаток, хранящийся в Таифе, по сообщениям Ахмада Таймур-паши, находился в Масджиду аль-маукиф, позже переименованным в Масджиду аль-куйа.

Известны и другие подобные артефакты, помимо перечисляемых Ахмадом Таймур-пашой. Например, в музее-дворце Топкапы в отделе Священных реликвий хранятся шесть следов – четыре на камне, два на кирпиче. Самым почитаемым из них является один, хранящийся в золотом футляре с крышкой. Он был привезен из Триполи командиром полка Ахмед-беем и подарен султану Абдул-Маджиду. Абдул-Хамид II приказал изготовить золотой футляр для этого следа. Утверждается, что это тот самый кадам-и шериф, который Посланник Аллаха (с.а.в.) оставил в Куполе скалы во время Вознесения (Мирадж) и о котором писал Якут аль-Хамави. В Стамбуле в комплексе Эйюп Султан и в гробнице Мустафы III хранятся еще по одному следу. Кадам-и шериф также имеются в Старом Дели и в Гаур-Каттаке в Индии и Нараянгандже в Бангладеш. Известно, что один след, который якобы был привезен из Мекки, хранился в Лакхнау, но был уничтожен во время восстания сипахов 1857 года. Еще над одним приписываемым Посланнику Аллаха (с.а.в.) следом в Запретной мечети неподалеку от колодца Зам-Зам был построен купол. Однако он был разрушен эмиром Мекки Ауном ар-Рафиком (1841-1905).

kadem.jpg

Такие ученые, как Такиюддин ас-Субки, Шахабуддин Ахмад ибн Мухаммад аль-Касталяни, Шахабуддин аль-Хафаки и Абдулгани ан-Наблуси допускали возможность оставления следов на камне. Абу Бакр Ибн аль-Араби в своем комментарии к «аль-Муватте» упоминает след, оставленный в Куполе Скалы во время Мираджа (III, 1076). Минхаджи повторяет его взгляды (Итхафу ал-ахишша, I, 134). Джалалуддин ас-Суюти, с другой стороны, утверждает, что в хадисах ничего не говорится по этому поводу (ат-Хави, II, 276). Некоторые мусульманские ученые категорически отвергают данное явление, о котором, помимо всего прочего, не упоминается в сборниках хадисов и в жизнеописаниях Пророка (а.с.) раннего периода. Шахабуддин Ибн аль-Аджами подробно освещает мнения алимов, которые утверждают невозможность появления следов на камне, в своей работе «Танзиху аль-Мустафа аль-Мухтар 'ан ма лям йасбут мин аль-ахбар». Ибн Таймия, которого можно назвать главой ученых, придерживающихся таких взглядов, затрагивает данную тему в различных работах и ​​пишет, что кадам-и шериф вырезались на камнях разными самозванцами, а невежественные люди прикасались к этим камням и целовали их. Согласно ему, все следы, приписываемые Пророку (а.с.), являются поддельными, включая находящийся в Куполе Скалы, поэтому с точки зрения исламского вероубеждения их почитание нежелательно (Маджму аль-фатава, XXVII, 13, 135; Иктиза ас-сирату аль-мустаким, с. 318, 427-428). Турецкий ученый Мехмед Муниб Айынтаби (ум. 1823) в своем трактате «Асарул-хикам фи накшил-кадам» пытается доказать, что следы Посланника Аллаха (а.с.) могли быть оставлены на твердых поверхностях, таких как камень. Он утверждает, что это было чудо Пророка (а.с.), и оно происходило несколько раз.

kademi-serif-702x336.jpg

Автор посвятил часть своей работы вопросу о том, когда появился след в Сирии, доставленный в Стамбул во времена правления Абдул-Хамида I. Он приходит к выводу, что это случилось еще до начала пророческой миссии. Наряду с этим Айынтаби рассматривает и такую возможность, что след был привезен из другого места или представляет собой копию. Он также сообщает, что некоторые ученые считают почитание кадам-и шериф благим нововведением (бид’а аль-хасана) (Mehmed Münîb Ayıntâbî, vr. 18а).

Автор: Неби Бозкурт

Источник: https://islamansiklopedisi.org.tr/kadem-i-serif

Перевод Гульсарии Ахмедзяновой специально для Исламского портала


Возврат к списку