Исламские новости

Идеи мира в Коране 13 Февраля 2022

Идеи мира в Коране

Как и в Библии, в Коране есть стихи как о войне, так и о мире, но те, что посвящены миру, в недостаточной степени оценены.

Согласно учению ислама, Коран был ниспослан Мухаммаду ибн Абдуллаху, торговцу из Мекки, между 610 и 632 годами. Мухаммад был одним из длинного ряда пророков и посланников единого Бога, приходивших один за другим, включая Авраама (в исламе – пророка Ибрахима), Моисея (пророка Мусу), Давида (пророка Давуда), Соломона (пророка Сулеймана), Иоанна Крестителя (пророка Яхъю) и Иисуса из Назарета (пророка Ису). Мусульмане считают, что каждый посланник Бога подтверждал Его единство, необходимость уверовать в Него и жить согласно высоким нравственным идеалам. В каждой из авраамических религий необходимо избегать таких грехов, как воровство, прелюбодеяние и убийство, примером чего служат Десять Заповедей, согласно Библии данных Богом Моисею.

Возможно, потому, что ислам появился в VII в., во времена противостояния между Византием и Ираном, в нем уделяется много внимания вопросу мира, по-арабски – ас-салам. Одна из ранних сур Корана, «аль-Кадр», комментирует первое Откровение, ниспосланное Пророку в 610 году, когда он пребывал в уединении в пещере Хира на горе Нур близ Мекки. В суре говорится о сошествии ангелов и Духа (ангела Джабраила) в ночь Предопределения, когда началось ниспосылаться Откровение. Она заканчивается аятом «Она [ночь Предопределения] – мир до восхода зари!» Этот стих отождествляет ночь Предопределения, а следовательно, и само Откровение, с миром. Мир в семитских языках, таких как иврит и арабский, понимается не только как отсутствие конфликта, но и как позитивная концепция благополучия. Таким образом, согласно суре «аль-Кадр», Откровение и чтение Священного Писания приносит верующему внутренний покой.

В Коране говорится, что Мухаммад был послан как предостерегающий увещеватель своему народу и всему человечеству, что грядет Судный день, когда люди воскреснут, восстанут из могил и будут судимы Богом. Праведные люди, или люди правой руки, попадут в Рай, в то время как нечестивые будут обречены на муки Ада. Рай, идеал человеческих устремлений, изображен в Коране как обитель мира. В суре «Каф» говорится, что добродетельных в Раю ангелы будут приветствовать словами: «Входите сюда с миром. Это – День вечности!» (Каф, 50/34). Коран сообщает, что большинство из тех, кто будет воскрешен, и, следовательно, войдут в Рай, будут относиться к людям древности, т.е. будут последователями доисламских религий, в том числе иудаизма и христианства. Этот многокультурный мусульманский рай описывается как пышный и зеленый, с реками, водными источниками и изобилием удовольствий. Коран говорит об обитателях Рая: «Они не услышат там ни празднословия, ни греховных речей, а только слова: «Мир! Мир!» (аль-Вакиа, 56/25-26). Также Коран обещает: «Если он [человек] будет одним из тех, кто на правой стороне, то ему скажут: «Мир тебе! Ты являешься одним из тех, кто на правой стороне» (аль-Вакиа, 56/90-91).

В суре «Йасин» говорится, что после Воскрешения «…обитатели Рая будут заняты наслаждением. Они и их супруги будут лежать в тенях на ложах, прислонившись. Там для них есть фрукты и все, что они потребуют. Милосердный Господь приветствует их словом: «Мир!»»  (Йасин, 36/55-58). Как отмечают комментаторы Корана, этот аят, по-видимому, демонстрирует продвижение от восторга и покоя к высшему уровню Рая, где Сам Бог желает мира и благополучия обретшим спасение.

Сура «аль-Хашр» сообщает, что мир (ас-Салам) – это одно из имен Бога: «Он – Аллах, нет божества, кроме Него, Царь, Святой, Мирный, Верный, Охранитель, Великий, Могучий, Превознесенный; хвала Аллаху, превыше Он того, что они придают Ему в соучастники!» (аль-Хашр, 59/23).

В аятах, ниспосланных в период 613-622 годов, когда местные арабские приверженцы языческих божеств преследовали первых верующих, восхваляются «Рабы Милостивого – те, которые ступают по земле смиренно, а когда невежды обращаются к ним, говорят: «Мир!»» (аль-Фуркан, 25/63). Пожелание мира кому-либо – это своего рода молитва согласно как Корану, так и Библии. Таким образом, Коран восхвалял тех верующих, которые подставили другую щеку перед лицом оскорблений и преследований со стороны язычников в Мекке.

Преследования вынудили Мухаммада и верующих в период 622-632 годов переселиться из Мекки в близлежащий город Медину. Но агрессивные язычники Мекки не оставили их в покое, поэтому вскоре встал вопрос о ведении боевых действий. Однако даже в разгар конфликта мир оставался главной целью Корана, запрещающего излишнюю агрессивность: «Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте [границ дозволенного]. Воистину, Аллах не любит преступающих [границы]» (аль-Бакара, 2/190). Как отмечают мусульманские ученые, этот стих косвенно запрещает убивать тех, кто не участвует в боевых действиях, в том числе женщин и детей. Коран также требует в случае, когда враг предлагает примирение на справедливых условиях, соглашаться: «Если они склоняются к миру, ты тоже склоняйся к миру и уповай на Аллаха. Воистину, Он – Слышащий, Знающий» (аль-Анфаль, 8/61). И действительно, конфликт с мекканцами был в конечном счете разрешен путем переговоров и заключения договора. Когда мусульмане захватили Мекку, массовых репрессий не было. Их бывшие враги приняли ислам, несмотря на недовольство мусульман, потерявших в боях многих родных и друзей.

Поэтому идеал мира – это часть концепции Корана. Откровение и Ночь, в которую оно начало ниспосылаться, это мир. Мир это высшая степень мусульманского Рая. Бог есть Мир. Хотя в упомянутых аятах рассматриваются духовные идеалы, они имеют значение для понимания представлений Корана о правильном образе действий. Коран изображает Рай, в котором нет «ни празднословия, ни греховных речей» как образец того, как люди должны вести себя в этой жизни. В этом идеальном сообществе как немусульмане, так и мусульмане приветствуют друг друга молитвами об мире и благополучии. И даже те, кто насмехается и унижает верующих, должны удостаиваться молитвы о мире.

Таким образом, очевидно, что те, кто частично и выборочно цитирует Коран для оправдания насилия, упускают некоторые из наиболее важных посланий Священного Писания

Автор: Хуан Коул

Источник: https://blogs.loc.gov/kluge/2016/08/the-idea-of-peace-in-the-quran/

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала

Хуан Коул – американский ученый, специалист по Ближнему Востоку и Южной Азии, профессор истории Колледжа Ричарда П. Митчелла в Мичиганском университете. Автор и редактор более 10 книг по Ближнему Востоку.


Возврат к списку