Исламские новости

Какое место в исламе занимает Черный камень? 23 Августа 2021

Какое место в исламе занимает Черный камень?






Черный камень на арабском языке именуется хаджар аль-асвад. Так называют яйцевидный камень, вмурованный в один из углов Каабы. Он имеет диаметр 30 см и находится на высоте 1,5 м над землей, и как очевидно, получил название из-за своего темно-красного цвета, близкого к черному.

Исламские источники единодушно сообщают, что Черный камень встроил в стену Каабы пророк Ибрахим (мир ему), чтобы обозначить место начала тавафа (обхода Каабы). Но представленные в этих источниках сведения о происхождении, истории и природе этого камня, в своем большинстве, основаны на риваятах (преданиях), имеющих слабые иснады (цепочки передатчиков) или даже символическое значение. В этих рассказах обычно утверждается, что Черный камень был ниспослан с небес, во время Ноева потопа хранился на горе Абу Кубейс, а после пророк Ибрахим (мир ему), когда строил Каабу, забрал его оттуда. Еще в доисламский период арабы придавали Черному камню особое значение и считали его символом святости Каабы.

В результате различных стихийных бедствий, от которых страдала Кааба, таких как наводнения и пожары, а также нападения людей, Черный камень получил повреждения и был разломан на части. Но каждый раз его восстанавливали и помещали на место. Одно время еще в доисламский период, племя Бану джурхум, изгнанное из Мекки племенем Бану Хузаа, захватило Черный камень с собой. Он был обнаружен только после долгих поисков.

Когда Мухаммаду было всего тридцать пять лет, во время восстановления Каабы, между курайшитами возникли разногласия относительно того, кто поместит Черный камень на его место. Ни одно из племен не хотело уступать эту честь другому. В качестве третейского судьи был выбран Мухаммад (мир ему). По его решению Черный камень положили на покрывало, которое взяли за края вожди разных племен, а установил камень на место сам Пророк (мир ему).

В результате пожара, случившегося во времена Абдуллаха ибн Зубайра (683-692 гг.), Черный камень раскололся на три части. Их поместили в серебряную оправу, придав камню целостный вид. Эта оправа была укреплена халифом Харуном ар-Рашидом в 805 г.

В 930 г. лидер карматов Абу Тахир аль-Джаннаби, устроив резню и разграбление Мекке, увез Черный камень с собой в Хаджар. Таким образом, Кааба долгое время оставалась без него, но паломники совершали обход, целуя место, где он находился ранее, или прикасаясь к этому месту. Наконец, согласно одним сведениям, по приказу фатимидского халифа аль-Мансура Биллаха, а согласно другим, после того, как аббасидский халиф аль-Мути Лиллах заплатил выкуп в размере 30 000 динаров, Черный камень был возвращен в Мекку в 950-951 г., его серебряная оправа отремонтирована, а сам он установлен на место. Позже было предпринято множество попыток украсть его или отломить часть, но они пресекались, а отломанные части возвращались обратно. Но во время правления Сулеймана Великолепного небольшой осколок этого камня был привезен в Стамбул одним евнухом и помещен над дверью гробницы упомянутого султана. В 1932 году одному афганцу удалось отломил кусок Черного камня, но он был пойман и казнен.

hacerulesved-2.jpg

Согласно ханафитскому мазхабу и имаму Малику, начинать обход Каабы с Черного камня – это сунна, а согласно шафиитскому, маликитскому и ханбалитским мазхабам, а также ханафитскому правоведу Мухаммаду ибн Хасану – необходимое условие (шарт). Если мнение первой группы ученых основывается на том, что в аятах Корана не говорится о чем-либо подобном, ученые второй группы взяли за основу общее повеление Посланника Аллаха (мир ему) совершать хадж так, как совершал его он.  

Основываясь на преданиях, переданных от Посланника Аллаха (мир ему) и сподвижников (да будет доволен ими Аллаха), мусульманские правоведы вынесли единодушное решение о том, что соответствующее сунне обращение с Черным камнем – это прикасаться к нему рукой и целовать. Это называется истилам. Также, основываясь на хадисах, они назвали желательным произносить такбир (восхваление Аллаха) во время прикосновения к нему. По мнению большинства правоведов, прикосновения выполняются в каждом обходе, поднимая руку и произнося такбир, но согласно маликитам, в этом нет необходимости. В тех случаях, когда невозможно или трудно коснуться Черного камня или поцеловать его, совершить истилам можно и на расстоянии. Для этого поднимают руки, обратив ладони в его сторону и делаются легкие движения, имитирующие прикосновение. После этого жеста произносится такбир и целуется ладонь.

При давке во время обхода нельзя причинять неудобства другим, стремясь во что бы то ни стало прикоснуться к Черному камню, так как это всего лишь сунна, а избегание нанесения вреда другим – это ваджиб (обязательное действие). В таких случаях лучше совершить истилам на расстоянии. Так сделал Посланник Аллаха (мир ему), во время Прощального хаджа, направив в сторону Черного камня свой посох. Также он предупредил Умара (да будет доволен им Аллах), что лучше совершать истилам на расстоянии, не причиняя неудобство другим.

Во время истилама можно произносить любую молитву (дуа), но по мнению большинства правоведов, основанном на некоторых передаваемых от Посланника Аллаха (мир ему) и его сподвижников (да будет доволен ими Аллаха) преданиях, предпочтительна следующая дуа:

بسم الله والله أكبر. اللهم إيمانا بك وتصديقا بكتابك ووفاء بعهدك واتباعا لسنة نبيك محمد صلى الله عليه وسلم 

«Бисмиллахи валлаху акбар. Аллахумма иманан бика ва тасдикан би-китабика ва вафаан би-ахдика ват-тибаан ли-суннати набиййика Мухаммадин салляллаху аляйхи ва саллям»

«Во имя Аллаха. Аллах велик. О Аллах! В знак моей веры в Тебя, подтверждения Твоей книги, моей верности Твоему завету и соблюдения мною сунны Твоего пророка Мухаммеда [я касаюсь Черного камня]».

hacerulesved-1.jpg

В дополнение к практической функции Черного камня, как указания отправной точки для обхода Каабы, он имеет и символическое значение, о чем говорится во многих преданиях. Согласно сообщению Али (да будет доволен им Аллах), Черный камень несет в себе завет, который люди дали Аллаху, когда Он спросил их «Не Я ли ваш Господь», а они ответили «Да» (аль-Араф, 7/172). И в Судный день его попросят свидетельствовать от имени тех, что остался верен этому завету.

В хадисе, переданном Ибн Аббасом, говорится, что Аллах явит Черный камень в Судный день, и тот будет свидетельствовать о тех, кто по праву делал истилам. В другом хадисе сказано: «Кто бы ни коснулся Черного камня, словно прикоснулся к руке Милосердного (т.е. Аллаха)». В некоторых преданиях, которые, однако, не упоминаются в шести самых авторитетных сборниках, говорится, что Черный камень – правая рука Аллаха на земле, Он как бы обменивается рукопожатием с ними через него, и всякий, кто прикоснется к этому камню, присягнет на верность Аллаху. Также в некоторых преданиях сообщается, что Черный камень вместе с Йеменским углом Каабы в Судный день будут свидетельствовать о том, были ли верны заключенному с ними завету те, кто касался их. Такие хадисы являются слабыми, и предпочтительнее их истолковывать как подчеркивающие значение хаджа, умры и обхода вокруг Каабы, а также Черного камня как символа. На символическое значение камня указывается и в молитве, которую читают во время прикосновения к нему.

Сухайли, комментируя хадис, согласно которому Черный камень изначально был белым, но почернел из-за грехов людей, пишет, что эта реликвия заключает в себе истинную природу человека, основанную на верности завету и единобожии. Каждый человек рождается по своей природе будучи верен завету, а почернение Черного камня символизирует почернение со временем сердец людей, совершающих поступки, противоречащие завету и истинной их природе.

Существует также мнения, что Черный камень почернел из-за пожаров, произошедших в Каабе или крови, которой обмазывали его многобожники в доисламскую эпоху.

От Абдуллаха ибн Умара передают предание о том, что однажды Пророк (мир ему), прикоснувшись губами к Черному камню, долго плакал, а затем обернувшись и увидев плачущего Умара (да будет доволен им Аллах), сказал: «О Умар! Здесь проливаются слезы». (Ибн Маджа, Манасик, 27). Также передают, что Умар (да будет доволен им Аллах) сказал о Черном камне: «Клянусь Аллахом, я знаю, что ты камень, который не приносит ни вреда, ни пользы. Если бы я не видел, как Посланник Аллаха целовал тебя, я не стал бы целовать тебя» (Бухари, Хадж, 57; Муслим, Хадж, 249–250). В другом предании говорится, что Умар (да будет доволен им Аллах) поцеловал Черный камень и сказал: «Если бы я не видел, как Посланник Аллаха целует тебя, я бы не стал делать это» (Бухари, Хадж, 60). Говоря подобное, Умар (да будет доволен им Аллах), по всей видимости, желал предупредить людей, чтобы они не путали почитание Черного камня с поклонением идолам, и объяснить, что эти два действия отличаются друг от друга с точки зрения природы и цели.

На основании преданий о прикосновении к Черному камню и его целованию во время обхода, было бы неверно делать вывод, что этот камень является священным, олицетворяет святость Каабы или что эти действия является выражением уважения к самому камню. Можно утверждать, что, как и многие другие обряды хаджа, подобные действия заключают в себе символическое значение и сами по себе представляют один из видов поклонения. Также они несут в себе возрождение памяти о пророках Ибрахиме и Мухаммаде (мир им), подчеркивают значение паломничества и повиновения приказу Аллаха по этому вопросу, служат выражением духовных состояний, таких как служение Всевышнему и повиновение Ему.

Селим Огют

Источник: www.islamansiklopedisi.org.tr

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала


Возврат к списку