Исламские новости

Раб-е Рашиди – академический центр в Иране 28 Июля 2021

Раб-е Рашиди – академический центр в Иране







Раб-е Рашиди представлял собой академический центр близь Тебриза, действующий по принципу благотворительного фонда (вакф). Его основателем был прославленный историк, государственный деятель и врач Рашид ад-Дин (около 1247-1318 гг.).

Рашид-ад-Дин, занимая важные посты при Ильханидах, в том числе и должность визиря, накопил огромное состояние, немалую долю которого он тратил на благотворительность. Самый крупный его благотворительный проект – это комплекс Раб-е Рашиди, который выполнял несколько функций. Сейчас он почти полностью разрушен, но сохранившийся устав вакфа (вакф-наме), датированный 9 августом 1309 года, позволяет получить представление о нем.

Расположенный на вершине холма, комплекс был окружен стенами. Его украшенный порталом вход, окруженный минаретами, вел во внутренний двор. Четыре айвана, расположенные вокруг двора, были связаны двухэтажной крытой галереей, которая использовалась для размещения знатных посетителей. Далее располагалась основная часть комплекса, включавшая хоспис (дар аз-зиафа), суфийскую обитель (ханака), больницу (дар-аль-шафах) и гробницы (рауза). Эти четыре основных элемента были призваны удовлетворить все физические и духовные потребности как жителей комплекса, так и посетителей, и были дополнены другими служебными зданиями, такими как баня (хамам), кладовые, фонтаны и т.п. В комплексе также имелись внутренний двор с центральным бассейном, зимняя и летняя мечети, библиотека, классная комната для обучения сирот, а также другие помещения. В Раб-е Рашиди учились студенты из Ирана, Китая, Египта и Сирии.

_памятник Рашид ад-Дину.jpg

24 хафиза круглосуточно читали Коран в гробнице, а в праздники здесь устраивали специальные чтения. В вакф-наме перечисляются процедуры, которые было необходимо проводить при подготовке к таким праздникам и во время их.

Хотя в вакф-наме содержится мало подробностей о строительстве комплекса, в нем очень подробно перечисляются расходы на персонал. Для основания Раб-е Рашиди была выделена огромная по тем временам сумма в почти 50 000 динаров. Но половина из них (23 705 динаров, 5 данга, 3 тасу) досталась надсмотрщикам (мотавалли), Рашид-ад-Дину при его жизни, а после его смерти - его сыновьям, которые взяли на себя функции надсмотрщиков, мошрефа (контролеров) и натера (помощников надсмотрщиков). Другую половина пожертвования пошла на зарплату работников и обслуживающего персонала. В комплексе работало также 220 рабов.

Одной из самых важных должностей была должность держателя ключей и смотрителя гробницы, который получал жалованье в 300 динаров. 24 чтецов Корана получали 50 динаров в год. Мечети использовались как для молитв, так и для обучения. Преподавали здесь два алима – один давал уроки тафсира и хадисов, а другой остальных наук, включая фикх и основы фикха. Последний, который должен был быть шафиитом, считался более важным: он получал самую большую зарплату в комплексе (500 динаров) и имел десять студентов, тогда как его коллега получал только 150 динаров и имел всего двух студентов. Студенты, внесенные в список сотрудников, получали 30 динаров в год и менялись каждые пять лет.

К ханаке были приписаны шейх (зарплата 150 динаров) и 5 ​​суфиев, которые, как и студенты, получали 30 динаров в год. В больнице был главный врач, который и практиковал, и преподавал, и получал высокую зарплату (330 динаров). Такая щедрость, возможно, объясняется тем, что Рашид ад-Дин сам был медиком. Также здесь был офтальмолог-хирург, получавший 100 динаров в год, два интерна или врача-стажера, которым, как и студентам, платили всего 30 динаров. И служащие, и рабы получали жилье и еду.

Часть пожертвований Раб-е Рашидин была направлена ​​на общественную благотворительность. В столовой богадельни (дар-аль-масакин) на базаре недалеко от комплекса ежедневно кормили сотню бедняков. Комплекс также предоставлял приют путникам, которым разрешалось оставаться до трех дней и питаться здесь же.

В Раб-е Рашиди также находилась мастерская по производству книг и бумажная фабрика. Устав вакфа предусматривал ежегодное копирование рукописей Корана и сборника пророческих преданий под названием «Джама аль-усуль фи ахадис ар-расуль». Согласно уставу, каждый год мастерская должна была изготавливать также две копии (одну на арабском, другую на персидском) шести собственных произведений Рашид ад-Дина, который затем бесплатно рассылались в крупнейшие города исламского мира. Арабские копии – в арабские страны, а персидские копии - в персидские земли.

ka0vmybs.d3l.jpg

После казни Рашид-ад-Дина в 1318 г. Раб-е Рашиди был разграблен, но его сын Гиас-ад-Дин Мохаммад, став великим визирем в 1328 г., расширил комплекс и возродил проводимую при жизни его отца деятельность, в том числе живописную мастерскую, в которой, как предполагают, была создана так называемая «Великая могольская «Шахнаме»» - древнейшая иллюстрированная рукопись «Шахнаме» Фирдауси с богатыми иллюстрациями.

После смерти Гияс-ад-Дина в 1336 году это место снова было разграблено и вскоре опустошено. Согласно придворному летописцу Сефевидов Эскандару Монши, в 1611 году шах Аббас выбрал место на склоне горы, где располагались развалины Раб-е Рашиди, для строительства крепости. Здесь были построены комплекс гробниц султана Азана-хана, башни, резервуары для хранения воды, баня и особняк, который стал резиденцией губернатора. Но спустя некоторое время эти сооружения тоже были заброшены. Когда французский путешественник сэр Джон Шарден посетил этот район в XVII веке, ему сказали, что на этом месте остались только руины. Следы стен и башен были все еще видны в 1939 году, когда Дональд Уилбер зафиксировал это место. Сейчас от комплекса практически ничего не осталось. В настоящее время иранские власти проводят здесь реставрационные работы.

Источник: iranicaonline.org

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала


Возврат к списку